Боязливый. Боязливость боязливый Боязливых же и неверных

Сегодня рассмотрим психо-коррекцию тревожной акцентуации и эмотивной акцентуации характера.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психологической помощи , желаю всем психического здоровья!

Тревожная и эмотивная акцентуации характера — коррекция

Людям с тревожной акцентуацией характера

(темперамента) свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.

Дети c тревожной акцентуацией темперамента часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки.

Такие дети часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования.

Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.

Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.

Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.

Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.

Эмотивная акцентуация характера

Психотренинг – упражнения для тревожной и эмотивной акцентуации:

1) Полный покой души
Когда Вы не уверены в себе или чего-то боитесь, вспомните приятное событие, те ощущения, которые Вы испытывали.

Настройтесь на состояние полного покоя души и постарайтесь находиться в этом состоянии как можно дольше.

Если у Вас это получилось, хотя бы один раз, запомните это состояние, чтобы в следующий раз, когда Вы начнете испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнить изведанные ощущения и войти в них снова.

2) Киногерой
В трудной ситуации Вам лучше всего представить себя киногероем – сильным, уверенным в себе, у которого все и всегда получается.

Войдите в этот образ и действуйте так же как он, Ваш киногерой.

Говорите громко и четко, ходите уверенно и с чувством собственного достоинства, ведь на Вас смотрят Ваши почитатели.

Ведите себя так до тех пор, пока не пройдет чувство страха и неуверенности в своих силах.

Впрочем, оставайтесь в этом образе как можно дольше, это поможет Вам преодолеть некоторую стеснительность и повысить собственную самооценку.

3) Шире круг
У Вас есть несколько очень близких друзей, и Вам приятно с ними встречаться, говорить о своих интересах и увлечениях.

Но Вам следует расширять круг своих знакомых. Для этого нужно хотя бы один раз в день начинать разговор с новым для Вас человеком.

Вероятно, это для Вас сначала будет трудно, но попробуйте сделать первый шаг навстречу людям.

4) Встречный юмор
Вам доставляют много неприятных минут насмешки над Вами, шутки однокашников и других людей?

Как Вы на них реагируете? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя?

С этого дня попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же, но только не надо это делать со злом, постарайтесь быть более добродушным.

А для того, чтобы у Вас под рукой всегда было наготове несколько достойных шуток, займитесь сбором веселых рассказов, историй, анекдотов.

Подошел к концу цикл постов о программе психокоррекции характера. Конечно, невозможно взрослому человеку полностью изменить уже сложившийся характер, а тем более, врожденный темперамент, но задача программы психокоррекции характера состоит в том, чтобы помочь людям с акцентуациями характера нивелировать свои отрицательные черты и научится управлять своим поведением, а значит жизнью и судьбой.

Надеюсь, эта программа психо-коррекции тревожного и эмотивного характера была полезна Вам.

Почему за боязливость огненное озеро? Ответ простенький. Если мы в место страха не приобретем любви, то в вечности мы Господу не нужны:

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»(1 Кор 13,3).

Эту правду из Библии знает любой христианин. Но почему это зная, совершенно не волнуется любой христианин знающий эти истины? Почему нет страха Божьего в наших сердцах? Ответ простой. Многие из нас идут на брачный пир в среде неразумных дев, которых фонари погасли и по той причине не понимает какое великое зло есть страх.

Из за страха еврейский народ не вошел в обетованную землю и их тела полегли в пустыне(Числ 14; 1 Кор 10,1-10). Из за страха возрожденные христиане лишает свою новую природу каждодневной духовной пиши и умерщвляет Христа в сердцах своих. Из за страха мы становимся бесплодными ветвями виноградника, которые засыхает и в огонь бросается(Ин 15,5-6).

Так произошло и с Лаодикейской церковью, где Христос стоял за дверью этой церкви и увещевал купит глазную мазь, чтобы прозреть:

«Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. И так будь ревностен и покайся »(Откр 3,14-22).

ОТ РОЖДЕНИЯ МЫ ВСЕ ИМЕЕМ СТРАХ БЛАГОВЕТСТВОВАТЬ
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»(1 Ин 4,18).

Но Петр скрупулезно выполнил курс лечения души и в место страха приобрел силу и любоь Господа:

«На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки»(Деян 4,5-14).

В начале мы видим, что Петр отрекся от своего Господа, но сейчас стоя перед синедрионом он смело обличал начальников и старейшин, что они казнили Христа и которого Отец воскресил из мертвых. Начальники удивлялись их смелостью: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись».

Господь нас предупреждает об обязательном условии в место боязливости приобрести любовь:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами»(Мк 8,38).

Не секрет, что самым большим препятствием для каждодневного благовествования есть страх и стыд перед людьми. Мы вчера с женой и дочерью пошли в зоопарк и решили там свидетельствовать о искупительной жертве Христа. Были удивлены, что в зоопарке были в основном молодые люди с маленькими детьми. Люди в возрасте 30 лет наиболее противоположны к религиозным вестям. Людей было много и поэтому свидетельствовать было особенно тяжело и по той причине страх нажимал. Одно дело свидетельствовать единичным людям и другое благовествовать толпе. Мне удалось найти несколько людей пожилого возраста и засвидетельствовать. Двое из них покаялись. Женщинам было по труднее, и они за три часа пребывания в зоопарке не заговорили о Христе ни с одним человеком. Они осознали, что многолюдье им не под силу побороть страх и стыд. Они решили выполнить волю Господа в другом месте, где не так людно и где больше пожилых людей. Но как говориться возрастание и очищение в переди.

ЧТО ТАКОЕ КАЖДОДНЕВНАЯ ДУХОВНАЯ ПИЩА?
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог»(Ин 6,27).

Есть пища физическая и духовная для нашей новой природы Духа Христа и Господь это поясняет:

«Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную»(Ин 4,31-36).

Понимаем, что духовная пища для нашей новой природы есть благовествование, потому что поля побелели. «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную». Потому Господь Христос говорит, что мы должны трудиться не только для тленной пищи, но и пище пребывающей в вечно.

КАК ЧАСТО НАДО КОРМИТЬ НАШУ НОВУЮ ПРИРОДУ?
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»(Мф 28,18-20).

Мы знаем, что Господь дал нам повеление благовествовать и научить все народы. Но зададимся вопросом как часто это надо делать? По воле Господа надо благовествовать и благовествовать каждый день. И это написано самим Господом:

«Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» (Псал. 95,1-3).

Благовествуйте со дня на день спасение Его, так написано в Писании и так должно быть в наших жизнях. Первые церкви были верны указанию Господа благовествовать каждый день:

«И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5,42).

Как с выполнением Господней воли есть в наших церквях? Как обстоит дело с выполнением воли Господа в моем личном служении? Это я должен оценить приходя на вечерю Господню:

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. БУДУЧИ ЖЕ СУДИМЫ, НАКАЗЫВАЕМСЯ ОТ ГОСПОДА, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ОСУЖДЕННЫМИ С МИРОМ»(1 Кор 11,27-31).

Приходя на вечерю Господа, которая напоминает нам об обязанности накормит нашу новую природу Дух Христа каждодневным духовным хлебом. На этой вечере мы едим и пьем благословение если стараемся благовествовать каждый день. И едим и пьем осуждение если не рассуждаем об нашей обязанности накормить новую природу. Тогда мы ее умерщвляем и по той причине Господь нас наказывает, чтобы мы небыли бы осуждены с миром.

ПЛОДОНОСНАЯ И БЕСПЛОДНАЯ ВЕТКИ

Мы должны быть плодоносной веткой, чтобы были очищены от греха страха и дали бы больше плода любви. Примером может послужить Абраам. В начале своего служения он был боязливым и по той причине он два раза отдал свою жену Сару царю египетскому и царю Геррары. Он страшился, чтобы его не убили и по той причине лгал, что Сара его сестра. Но Авраам был очищен Господом и без страха пошел жертвовать своего сына Исаака(Быт 22).

Но очень плохо не понимать различий страха Господа и страха перед людьми из за каждодневного благовествия. Каждодневное благовествие есть духовная пища для нашей природы, чтобы мы возрастали и дали плод 30,60,100 кратный. Этот пример нам показал и апостол Петр. Из свидетельств его жизни мы видим, что из за страха он совершал многие грехи. Пошел по воде и увидев бушующие волны испугался и стал тонут. Был назван сатаной, когда из за страха потерять кормильца и учителя говорил, что Христос не должен пойти на крест. После трех лет ученичества из за страха за свою жизнь трижды отрекся от своего Господа и спасителя Иисуса Христа. Но был очищен от страха и когда стоял перед синедрионом обличал своих судьей.

Абраам, Петр освободились от страха познанием любви Господа и тем стали победителями которым присуждена вечная слава:

«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»(Откр 21,7-8).

БЕЗПЛОДНЫЕ ВЕТКИ
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»(Ин 15,5-6).

Как видим страх не есть обыденный и маленький грешок, которого нельзя сравнивать с грехом разврата, пьянства, убийства и подобное. Боязливость есть грех по страшнее этих грехов прелюбодеяния и убийства, потому, что из за боязни мы лишаем нашу новую природу каждодневной духовной пищи и тем отказываемся от дара Господней благодати путем распятия Христа в наших сердцах. Поэтому Господь нас увещевает, что не надо бояться убивающих тело. Нам надо бояться Господа, который тех кто отказался кормить новую природу Дух Христа и умертвить Его отправит в ад. Так и написано:

«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь»(Лк 12,4-5).

Господь написал нам притчу из которой легко можно понять, что очень сильно ошибается те которые бояться людей и по той причине не благовествует каждый день, но не бояться Господа, который их ввергнет озеро огненное:

«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»(Мф 25,14-30).

Два первых раба употребили полученное и удвоили данное серебро. Потому получили похвалу своего Господина и вечную награду. Третий раб, из за страха перед людьми, закопал свое серебро и это было отнято от него. Здесь уместно вспомнить притчи Господа о пшеничных зернах. Первые три пали на дорогу, скалы, в тернии и остались бесплодны. Всем понятно, что на дороге, скалах и в терньях нет достаточно пищи для зерна. И только четвертые пали в хорошую почву и дали плод 30,60,100 кратный.

ВЫВОД ПОУЧЕНИЯ
«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая»(Откр 21,7-8).

Мы можем для себя сделать вывод. Или я побеждающий страх пред любви из за каждодневного благовествия и тем кормлю мою новую природу возрастая в ней. Или из за страха перенд людми я отрекаюсь от кормления Сына Господа в моем сердце и Его распинаю.

«Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение»(Евр 6,4-8).

Боязливые благовествовать перед людьми идет на свадебный пир с погаснувшими фонарями и по той причине думает, что боязливость это не прелюбодеяние, не убийство и они как нибуть попадут на небо. Но таковы услышать, что своего вечное жилище они строили на песке. Эта проповедь в видео: https://www.youtube.com/watch?v=s71qAApUhEE

Будем молить разумения бояться бога, о не людей, потому что боязливые будет в озере огненном.

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Не только лишается царствия Божия (1 Кор. 6,910), но будет в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Грамотные люди нашего века, иногда даже и верующие, посмеиваются над якобы примитивным представлением Церкви, что вот де грешники будут жариться в гееннском огне. Но ведь примитивнодетское представление часто бывает самым правильным и неискаженным лжеименной мудростью. Да, действительно, и душой, и телом грешники будут гореть в нестерпимом огне геенны. Огненные муки постигнут разум, чувство, волю и тело нечестивца. То есть неправильно представление о только лишь телесном огне. Огонь геенны поразит все душевнотелесное существо человека.

Господь перечисляет различные роды грешников, что будут мучиться в вечном огне второй смерти.

Боязливые, это - те, о которых говорил Господь в притче: “А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется” (Мф.13,2021). Боязливыми и маловерными были некогда и ученики Господа (Мф. 8,26; Мк. 4,40). Это особенно проявилось, когда они оставили Его во время крестных страданий. Но позже они все укрепились в Боге, мужественно пронесли весть о Христе во все концы Вселенной и приняли мученическую кончину. Может показаться: какой грех в боязливости? Разве приносит боязливость комунибудь вред? Но вот Сам Господь говорит, что их участь в озере огненном. “Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов” (Лк. 9,26). И ныне много боязливых. Они не отвергают Бога, не борются против Него, но стыдятся, стесняются и боятся. Они не желают мужественно взять крест и нести его “в роде сем прелюбодейном и грешном” (Мк. 8,38). Они боятся того, чтобы ктото узнал о том, что они верующие или крещеные, чтобы ктото увидел в их доме икону, чтобы ктото узнал, что они молятся, посещают храм Божий, чтобы ктото увидел на их теле крестик. И это у них не конспирация, которой не чуждались и первые христиане и мученики, но страх и ложный стыд. Они не стыдятся подражать этому миру в словах, внешнем облике, образе жизни, но стыдятся подражать Христу и Его святым. Участь таковых вместе с неверными в озере огненном. Поэтому встрепенись, душа! Расчисти свое сердце от камней страха и ложного стыда и дай Слову Божию пустить в тебе глубокие корни! Свои последние наставления ученикам Господь заключил словами: “В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16,33).

Неверные, это - неверующие и некрещеные. Как и сказано, что “кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16,16) и “если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3,5). Равно это и отпавшие от Церкви и отрекшиеся от Христа. “Если отречемся, и Он (Христос. - Г.Ф.) отречется от нас” (2 Тим. 2,12). “Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь... получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение” (Евр. 6,48).

Так погибнут стыдящиеся веры и вовсе неприемлющие ее, или отвергающиеся от нее.

Скверные - все, оскверненные грехами нечестия, развратной жизнью. Не думай, человек, что твоя вера или крещение спасут тебя, если дерзко пребываешь в греховной скверне! Наоборот, будешь иметь сугубое наказание в сравнении с осквернявшимися в неведении.

Убийцы - люди, лишавшие других людей жизни. Убийство - это страшное преступление. Убийцы - дети того, кто “был человекоубийца от начала” (Ин. 8,44). Но это не только лишавшие своих ближних телесной жизни. Ибо “всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной” (1 Ин. 3,15). Господь учил: “Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет “безумный”, подлежит геенне огненной” (Мф. 5,2122). Поэтому будем стяжать дух мирный, любвеобильный, кроткий и незлобивый.

Любодеи - погрязшие в грехах нечестия; вредившие не только себе и своей чести, но и чести других.

Чародеи - вредящие ближним через обман и обольщения посредством трав, а также при помощи тайных сил и демонов. Церковные каноны различают чародеев, отравителей, прорицателей и волхвов. Чарование - это призывание бесов на сотворение вреда другим (наведение злого жития, наведение апатии и безволия, нежелания жить, наведение болезней и т.д.). Внешне при этом чародеи могут даже петь псалмы, призывать имена мучеников и Богородицы, но их союзники - бесы. Отравители травами и другими средствами отравляют людей, дурно воздействуя на психику. Прорицатели через общение с демонами прорицают будущее. Волхвы призывают якобы благотворных бесов и делают внешне доброе, фактически же портят и губят душу. Волхвы же занимаются астрологией. Помимо этого есть еще гадатели, спиритисты, маги и прочие земные служители ада. Все, совершающие эти грехи, строго наказываются по церковным канонам, а Писанием обрекаются на вечные муки в геенне огненной. Поскольку часто бывает трудно отличить Божию силу от бесовской, ибо чародеи внешне маскируются в благочестивую оболочку, да и велика обольстительная сила сих чар, то лучше всего прибегать лишь к помощи Церкви. Ведь и дар различения духов дается только иным (1 Кор. 12,10), поэтому не должны на это дерзать все, а пользоваться испытанно благодатными средствами Церкви. Это тем более важно в наш век всеобщего смешения понятий, духов и учений. И что бы ты ни встретил, христианин, осени себя и окружающее крестным знамением, сотвори молитву и уповай на Бога, дабы остаться чистым и неоскверненным от всякой чародейской и демонической силы. “Отче наш... не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” (Мф. 6,9.13).

Об идолослужителях много говорилось в Апокалипсисе. Поклоняясь кумирам и всякой твари как божеству, они фактически поклонялись и приносили жертвы бесам (1 Кор. 10,20) и тем уготовили себе участь в озере, горящем огнем и серой.

И под конец Господь перечисляет всех лжецов. Ложь находится у истоков всяких грехов, ибо сам сатана “когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8,44). Многие считают, что если они не грабители и не убийцы, то у них собственно и грехов нет. Но кто свободен от лжи? Кто никогда в жизни не обманывал? А участь лжецов одна с убийцами и неверными. И многие христиане допускают в своей жизни ложь. Утверждают, что есть “святая ложь” и “ложь во спасение”, в определенных случаях, дескать, можно говорить неправду. Но так ли это? Вопервых: где та черта, которая указывает, когда можно лгать, а когда нет. Как и на основании чего практически в тех или иных ситуациях решать: лгать или нет? Нам кажется иногда, что в какойто ситуации обязательно надо солгать, но проходит время и обнаруживается, что можно было, и даже нужно было не лгать. И практика показывает, что люди, допускающие “ложь во спасение”, начинают лгать даже в таких ситуациях, когда ложь совершенно очевидно была не нужна и не служила никакому спасению. Мысль, что в какойто ситуации обязательно надо солгать, навевается дьяволом, ибо он - отец лжи. Он ставит ум человека в тупик, из которого якобы можно выйти только ложью. Взирающий же на Бога всегда найдет выход правдой. Просто в это надо верить до конца. “Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф. 10.1920). А “Дух Отца” есть “Дух истины” (Ин. 15,26), а не лжи. Вовторых: “нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу” (Мк. 4,22). Когда твоя ложь станет явной, как засвидетельствуешь обманутому о Том, Чье имя Истина? (Ин. 14,6). Втретьих: зачем же нам заповедано “быть мудрыми” (Мф. 10,16), если можно лгать? Мудрость в том и состоит, чтобы, не солгав, найти выход. Можно отвечать уклончиво, отвечать не на вопрос, отказаться отвечать, молчать, но не лгать. Вчетвертых, нам скажут, как же такие праведники, как Раав из Иерихона или царь Давид прибегали ко лжи и были оправданы Богом? Действительно, многие ветхозаветные праведники прибегали к неправде, но ведь были многие из них и многоженцами. Ветхий Завет был “детоводителем ко Христу” (Гал. 3,24), Новый Завет дал закон совершенный. Многое, что дозволялось в Ветхом Завете, уже недопустимо для времени благодати. Нагорная проповедь Спасителя показывает нам возвышение Нового Завета перед Ветхим, возвышение благодати перед законом. В Новом Завете мы уже нигде не находим ни тени неправды в устах праведников. Впятых, не может быть “святой лжи”, ибо всякая святость от Бога, а ложь - “свое” для сатаны (Ин. 8,44). Написано: “Всякая неправда есть грех” (1 Ин. 5,17). А может ли грех быть святым?! Может ли грех войти в Царствие Божие? Может ли быть тьма светлой? Вшестых, не может быть “лжи во спасение”, ибо “кто говорит ложь, не спасется” (Притч. 19,5) и “кто говорит ложь, погибнет” (Притч. 19,9). Также говорит Господь в Апокалипсисе: “А вне (небесного Иерусалима. - Г.Ф.) всякий любящий и делающий неправду” (22,15) всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Ясно сказано, что всякая ложь, с какой бы целью она ни совершалась, ведет к вечным мукам геенны.

На этом, собственно, завершено откровение о вечном блаженстве праведников и мучении грешников. Но как и ранее после завершения откровения о царстве антихриста было дано еще особое видение великого городаблудницы Вавилона (гл. 1718), так и теперь после общего откровения о вечном царстве Христа дается еще особое видение великого городаневесты Иерусалима (21,922,5). Так складываются антитезисы:

Христос антихрист

вечноблаженное царство Христа нечестивое царство антихриста на малое время

невеста, великий святой город Иерусалим блудница, великий город Вавилон

Пуганая ворона куста боится.

Русская пословица

Боязливость как качество личности – склонность легко поддаваться страху.

Сила женщины в ее слабости. Боязливость характерна женской природе, как мужской присуща агрессивность. Ум женщины, тесно сплетенный с чувствами, создает, дорисовывает, додумывает жуткие, кошмарные образы и пугает сам себя. Страх перед вымышленной либо нереальной опасностью заставляет женщину проявлять боязливость – например, бояться пауков, мышей, лягушек, молнии, грозы и пр. Разумный мужчина может использовать это врожденное качество личности женщины, чтобы продемонстрировать свою силу, показать себя отважным защитником, смельчаком, образцом самообладания, мужества и храбрости. Удивительно, но такие героические образы и будет создавать фантазийный ум женщины, стоит ему спасти любимую от наглого таракана или шустрой мышки.

Женская натура, проявляя склонность легко поддаваться страху, автоматически проявляет готовность к подчинению и зависимости от заботы и защиты мужчины. Это важный момент. Природа позаботилась о равновесии – там, где слаб мужчина, приходит на выручку женщина и наоборот. Женская боязливость – это подарок мужчине от матушки природы, пробуждающий в нем рыцарские чувства к женщине. Как сладок вкус счастья от осознания своей превосходящей силы над боязливой женщиной! Какое удовольствие охранять и обеспечивать полную безопасность любимой женщине! Чем более проявлена в мужчине сила и мужество, тем сильнее его привлекает боязливость в женщине.

Когда обстоятельства сталкивают мужчину с женщиной, которая никогда не празднует труса, в любых экстремальных ситуациях ведет себя, как Рембо и Терминатор, он чувствует себя неполноценным мужичком, жалкой пародией на мужчину. Мужеподобная женщина, живущая по принципу «Не верь, не бойся, не проси», вызывает уже у мужчины боязливость и желание быстрее от нее смыться. Женская боязливость – это магнит, притягивающий мужчин, ибо дарит им радость и удовлетворение от защиты любимой.

Боязливость – один из атрибутов женственности. Мужественность лишена природного страха перед грозными ситуациями жизни. Ее удивляет, как можно бояться темноты, ужа или тараканов. Мужчины зачастую специально создают ситуации, чтобы полюбоваться женской боязливостью и проявить себя в качестве невозмутимого героя, прошедшего Крым и Рим. Один мой знакомый пришел с «тихой охоты», но принес домой не грибы, а десяток ужей и выпустил их в квартире. Пошел в магазин, а вернувшись, застал жену в самом дальнем углу квартиры в районе потолка. Каким-то неведомым способом она стояла на одном носочке, едва касаясь дивана. Создавалось полное ощущение, что в квартире обнаружилась летающая женщина с неописуемым ужасом на лице. Лицом это было трудно назвать, скорее маской грешника, которого черти бросили в кипящее масло адского котла. Делая «вид на Мадрид», он хладнокровно собрал ужей в кучу и выбросил в траву у дома. Жена поверила в легенду о миграции ужей из леса в город. Лягушки от плохой экологии повымирали, и ужам стало нечем питаться. Вот они и ринулись на людские кухни. «Спасатель» долго купался в лучах признательности жены за освобождение от змеиного плена.

Боязливая женская природа зачастую испытывает страх перед запруженными народом улицами. Когда мужчина подходит с женщиной к перекрестку, она еще теснее прижимается к нему, цепко держит его под руку, ожидая, что он сам переведет ее на противоположную сторону улицы. Мужчина высоко ценит женщину, излучающую флюиды доверия к его силе, мужеству и самообладанию. Женщина, не подавляющая в себе боязливость, мудра и разумна. Демонстрируя свою беззащитность, нужду в мужской опеке, она становится притягательной и привлекательной для мужчины.

Вместе с тем, женщина должна знать, что каким бы ни был мужчина мужественным, смелым и сильным, он свято верит, что в трудную, роковую минуту жена вытащит его из лап смерти. В самой едва душа держится, но его обязательно спасет. Мужчина может себе в этом не сознаваться, но в глубине его подсознания сидит установка, что самый его верный друг в жизни – жена. Мистическая убежденность в силу жены делает его еще более сильным и бесстрашным. Поэтому женщина должна найти золотую середину между своей боязливостью и готовностью с открытым забралом встретить любую жизненную трудность. Женщина становится для мужчины надежной и безупречной, если наряду с боязливостью в безобидных ситуациях, она способна в непредвиденной критической ситуации проявить решимость, силу, терпение и смелость.

В жизни существует множество причин для проявления боязливости и непосредственно страха. Нас устрашает многое: неизвестность будущего, неуверенность в завтрашнем дне, возможность внезапного заболевания и скоропостижной смерти, вероятность «сумы и тюрьмы», боязнь за судьбу близких. Но все эти страхи несравнимы с двумя действительно страшными вещами. Когда они входят в жизнь человека, боязливость становится уместной, понятной и легко объяснимой.

Больше всего в жизни нужно бояться состояния, когда ты не способен любить. Жизнь теряет смысл. Ничего нет страшнее состояния нелюбви. Не любить – все равно, что не дышать. Вторая причина боязливости и страха – не делать то, что хочешь. Женщина хочет семью, мужа, детей. Хочет заботиться о них, а ей приходится влачить жалкое существование на нелюбимой работе в коллективе сплетниц и скандалисток.

Женская боязливость и смелость причудливо заплетены в одну косу. Смелость – несомненное мужское качество личности. Смелость женщины — это способность дождаться наилучшего мужчины. Боязливая женщина пугается пролетающих, как столбы у дороги, лет и кидается в объятия первого встречного. Судьба не любит таких шуток и наказывает женщину за боязливость и неразборчивость. Зачастую, смелость женщины состоит в способности дождаться мужчины своей мечты от мужа, мирно посапывающего сейчас во сне. Боязливость не хочет никого дожидаться, ей сейчас подавай счастье. А так не бывает. Найти родственную душу нелегко. Что такое родственная душа? Это человек, посредством которого женщина может раскрыть свою природу, свои лучшие качества личности, а мужчина – развить и проявить приобретенные в союзе с женщиной достоинства. Союз двух душ – это раскрытие женщины и развитие мужчины.

Петр Ковалев 2013 год

Степень 21. О малодушной боязливости

Враг человеческого рода всякими путями стремится препятствовать подвижнику в делах добродетели и духовного совершенствования. И особенно, нужно сказать, нетерпим и страшен ему бодренный и молитвенный подвижник. Поэтому он всячески старается лишить воина Христова именно этого духовного оружия - молитвенной бодренности. Для этого он наводит на подвижника разного рода страхования - искушение, совершенно ничтожное для имеющего мужественный и бодрый дух, но весьма гибельное для малодушных и боязливых. Поддавшиеся этому диавольскому искушению делаются совсем неспособными совершать келейную молитву и бдеть в ночное время, а иногда даже и днем. Каждый, пусть даже малейший шорох, стук, собственная тень, пустота места - смущают их душу, пугают воображение, наводят невыразимый страх и тем отвлекают ум от благочестивых занятий.

Борьбу против этой истинно младенческой слабости преподобный Иоанн Лествичник поставляет на 21-й степени духовного восхождения. Он указывает в ней и необходимые к этому средства.

Характеризуя порок боязни и страха, преподобный говорит: «Боязливость есть уклонение от веры, младенческий нрав в старчески-тщеславной душе, она есть дщерь неверия и порождение тщеславия» (Лествица 21, § 2, 1). «Страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и приводимое в скорбь от воображения неведомых бед. Он есть лишение твердой надежды, признак горделивости, ибо горделивая душа - раба боязни» (§ 3-4).

Душа с указанными качествами самоуверенна, высокомерна, лишена благодати, ее покрывающей, и поэтому боится всего, даже собственной тени (§ 4).

Как уже замечено было выше, причину такой боязливости души преподобный Иоанн Лествичник видит в маловерии и самонадеянности.

В ком нет твердой и живой веры в Бога, без воли Которого и волос с головы не может упасть (см.: Лк. 21, 18), кто не имеет уверенности, что Отец Небесный хранит Своих рабов от всякой опасности, ограждает их от всякого зла, тому, конечно, остается только верить в свои силы, на себя одного надеяться, ибо, говорит Писание, для него нет помогающего, ниже спасающего (ср.: Пс. 106, 12). Однако такой человек (самонадеянный) невольно сознает, что его силы очень ничтожны и слабы и он вряд ли может обезопасить себя от разных неприятностей.

Христианину - рядовому, а тем более подвижнику Христову - неприлично и даже непростительно поддаваться пороку боязливости и тем радовать врагов нашего спасения, ибо очень уж много дано ему залогов самой заботливой, Отеческой о нас попечительности Бога, Который хранит даже и самых малых птиц (см.: Мф. 10, 29), и тем более не сохранит ли Своих рабов от всяких злых наветов вражиих?

Преподобный Иоанн Лествичник против боязни и малодушия предлагает следующие средства:

1) Ходить чаще в ночное время в те самые места, которые особенно наводят боязнь на человека;

2) Призывать постоянно на помощь имя Христово и вооружаться против невидимых супостатов силой молитвы.

Подтверждая указанные средства, преподобный говорит: «В те места, где привык ты чувствовать боязнь, не ленись ходить в позднее ночное время. Если же несколько уступишь этой достойной смеха слабости, то состареется с тобою эта детская немощь. Отправляясь же в путь, вооружайся молитвою; пришедши же на место, распростри руки и поражай врагов именем Иисусовым, потому что ни на небе, ни на земле нет более крепкого оружия» (§ 7);

3) Плакать о грехах своих, оставив всякие земные и суетные занятия. «Плачущий о грехах и нечувствительный ко всякой иной скорби не имеет боязни, боязливые же часто впадают в безумие. Это естественно, ибо Господь справедливо оставляет горделивых, чтобы и прочие научались не превозноситься» (§ 5).

Сила этого последнего средства (плача о грехах) заключается в том, что страх пред Богом за со деланные грехи изгоняет прочь всякий другой страх, а удаление от всяких земных попечений поставляет человека в такое выгодное положение, что ему совершенно нечего бояться, и хотя бы с ним случилось какое-либо несчастье, он ничего не страшится, ничего не смущается, ибо ни к чему из земных вещей не привязан. Поэтому преподобный Лествичник и говорит: «Кто стал свободным от земных попечений, тот стал рабом Господним, и он будет бояться только одного своего Владыки, а кто еще пленник мира и не боится Бога, тот постоянно будет приходить в страх, трепет, пугаясь собственной своей тени» (§ 11).

Далее преподобный Иоанн Лествичник замечает, что среди мирян, живущих в обществе, недуг малодушной боязни должен бы встречаться реже, нежели между людьми, живущими в уединении (в пустыне, в лесах и прочее). Однако и среди мирян немало робких, суеверных душ, страдающих от страха иногда более, чем какой-нибудь отшельник. Причина этого все та же - маловерие в Бога и крайняя самонадеянность.

Средства к избавлению от малодушия для мирян те же самые, какие указаны были выше.

Дух боязни и малодушия - самое первое из внутренних духовных искушений, и борьба с ним является как бы началом этой великой внутренней брани с духовными пороками, какие ожидают подвижника на последующих ступенях восхождения. Одним из таких пороков является тщеславие, то есть та самая отрасль, которая палит человека нетерпеливым и страшным желанием - «да благо рекут о нем человецы» (ср.: Лк. 6, 26). Этого-то многовидного, чрезвычайно хитрого и коварного змия нам и предстоит открыть, изобличить на 22-й степени лествицы.

Из книги Лествица [Иоанна Лествичника] автора Лествичник Иоанн

Двадцатая степень. Восшедший на нее принял в сердце своем свет. Cлово 21. О малодушной боязливости, или страховании 1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 1 автора Пестов Николай Евграфович

Глава 5. Преодоление боязливости и мужество Будьте мужественны. 1 Кор. 16, 13 Наряду со страхом Божиим христианин должен обладать и мужеством - бесстрашием за свою земную судьбу, основанном на глубокой вере в постоянный и благий Промысл над ним Бога. При этом он должен

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

СЛОВО 21 О малодушной боязливости, или страховании 1. Если ты с другими или в общежитии проходишь подвиг добродетелей, то боязливость не очень будет на тебя нападать: если же ты подвизаешься в местах безмолвнейших, то смотри, чтобы не овладела тобою сия дщерь неверия и

Из книги Преподобный Иоанн Лествичник автора Агриков Тихон

Степень 9. О памятозлобии Самое первое и злейшее «исчадие гнева» (Лествица 8, § 15) есть памятозлобие. Оно связано с ним тесными узами. Однако бывает и так, что если гнев значительно ослабевает в сердце человека и готов уже скоро погибнуть, то памятозлобие продолжает упорно

Из книги автора

Степень 10. О злоречии В ближайшей связи с пороками сердца находятся главнейшие пороки языка. К последним относятся: злоречие, или клевета, многоречие и ложь.Клевета есть порождение ненависти и памятозлобия. Источником питания она имеет многоречие (Лествица 11, § 2), которое

Из книги автора

Степень 12. О лжи Ложь является преступной страстью. Греховность ее увеличивается тем, что она есть неотделимая принадлежность и как бы сущность диавола, о котором Спаситель определенно сказал, что в нем истины нет. Он есть лжец и отец лжи (ср.: Ин. 8, 44).Преступная сама по

Из книги автора

Степень 16. О сребролюбии Корень бо всем злым сребролюбие есть. 1 Тим. 6, 10 Сребролюбие занимает весьма существенную сторону человеческой души. Оно выражается главным образом в пристрастии к деньгам и их стяжанию.И не тот только сребролюбец, кто много имеет и не делится с

Из книги автора

Степень 17. О любостяжании Любостяжание отличается от сребролюбия тем, что оно охватывает своим господством гораздо более обширную область. Если сребролюбец пристращается только к деньгам, то любостяжатель - ко всему, что составляет какую-либо материальную ценность. Его

Из книги автора

Степень 18. О бесчувствии Переходя к описанию пороков духовных, преподобный Иоанн Лествичник представляет нам прежде всего борьбу с бесчувственностью, или с холодностью души. Это такое состояние, при котором подвижник делается малоспособным к восприятию и

Из книги автора

Степень 19. О молитве Молитва для души подвижника - что воздух и дыхание для его тела. Как без воздуха и дыхания тело человека не может жить, так без истинной молитвы не имеет жизни его душа.Молитва есть в то же время беседа человека с Богом (Лествица 19, § 4), во время которой

Из книги автора

Степень 20. О бдении Под бдением в широком смысле слова святой Лествичник разумеет не только сокращение сна, но и то, чтобы сбереженное (или сэкономленное) от сна время было употреблено не на какие-нибудь пустые дела и занятия, а исключительно на дела полезные и

Из книги автора

Степень 24. О кротости В чем же красота святой кротости? - В благодушном перенесении обид и неприятностей всякого рода.«Кротость, - говорит преподобный, - это утес, возвышающийся над морем раздражительности, о который разбиваются все приражающиеся к нему волны, а сам он

Из книги автора

Степень 25. О смиренномудрии Гибель всех страстей - смиренномудрие. Преподобный Иоанн Лествичник уделяет добродетели смирения очень большое внимание. Он поставляет ее на 25-й степени своей лествицы и говорит о ней подробно и с особой любовью. Святой учитель даже не

Из книги автора

Степень 26. О рассуждении Указав подвижнику путь обновления сердечной области и принесение этого жизненного органа (сердца) во всецелую жертву Христу, преподобный Иоанн Лествичник на следующих трех степенях начертывает путь к обновлению другой, не менее важной душевной

Из книги автора

Степень 27. О безмолвии Для усмирения помыслов и уравновешения всех вообще душевных сил в человеке и водворения в нем владычества разума, преподобный Лествичник предписывает добродетель безмолвия. И действительно, безмолвие есть наилучшее к тому средство. Но какое

Из книги автора

Степень 29. О бесстрастии Чтобы добиться полноты духовного обновления или, как говорит преподобный, «воскресения души прежде общего воскресения» (Лествица 29, § 4), подвижнику необходимо с помощью благодатного содействия изменить свою волю. Вместо воли греховной,