Ценность пробуждения ночью для поклонения. Намаз ночной Время ночного намаза Как называется ночной намаз? Освобождение от ужасов в могиле

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), когда встал ночью на намаз тахаджуд , обращался ко Всевышнему с такой молитвой:

«Хвала Тебе , о Господь! Ты ― удерживающий небеса, землю и все, что есть на них.

Хвала Тебе! Ты ― Творец небес, земли и всего, что есть на них.

Хвала Тебе! Ты ― Правитель небес, земли и всего, что есть на них.

Хвала Тебе! Ты ― Истина, Твое обещание ― истина, лицезрение Тебя ― истина, Слово Твое ― истина, Рай ― истина, Ад ― истина, ― истина, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ― истина, Судный день ― истина.

О мой Аллах! Я повинуюсь Тебе, верю в Тебя, уповаю на Тебя и внемлю Тебе. Чтобы заслужить Твое довольство, я противостою неверующим, и только Тебя признаю судьей над нами.

О мой Аллах! Прости мне те грехи, которые я совершил, и те, которые, может быть, совершу. Отпусти мои грехи явные и скрытые.

Ты ― Приближающий и Ты ― Отдаляющий.

Нет божества кроме Тебя. Нет обладателя силы и мощи кроме Тебя!» (Бухари, «Тахаджуд», 1)

Читайте по теме: Предрассветная молитва

Что нужно сделать, чтобы успешнее вставать на намаз тахаджуд?

― Быть умеренным в еде. Сытная пища на ночь делает человека ленивым , он не может проснуться.

― Сторониться грехов. Грехи делают сердце человека чёрствым и закрывают врата милости Аллаха. Как-то у Хасана Басри спросили, почему трудно вставать на намаз тахаджуд. Он сказал, что, возможно, сковывают грехи, которые человек совершал днём. Причины греха

― Относиться с большим вниманием к принимаемой пище. Она должна быть по и содержанию, и по способу приготовления, по тому, как зарабатаны средства для ее приобретения. Во всем необходимо придерживаться принципа халяльности . Праведник раскрыл пугающую суть неосторожности в этом вопросе и то, к каким последствиям она может привести, сказав, что мы можем один раз употребить пищу запретное, и из-за этого целый год для нас может закрыться ночная молитва.

Хорошая статья: Рекомендации по здоровому питанию от Пророка Ислама

― Мы должны быть уверены, что ночной намаз тахаджуд ― это духовное сокровище для нас, лишиться которого нас непременно огорчит. Воздаяние за этот намаз огромно.

― Этот ―проявление любви ко Всевышнему. Когда в сердце искренность, человека охватывает желание уединиться, помолиться и поразмышлять в тишине.

― Зикры, постоянное поминание Всевышнего только улучшит вставание на намаз тахадджуд.

― Аккуратное отношение к чистоте своего тела и постоянное нахождение в состоянии ритуальной чистоты, то есть ложиться спать с омовением, имея твердое намерение проснуться на намаз тахадджуд.

― Стараться не привязываться к мирскому и материальному. Мусульманин должен стремиться к материальному благополучию для своей семьи, но никогда в его сердце не должно быть тщеславия и алчности. Богатство ― это средство для жизни, а не цель. Алчный человек утомляет сердце и тело, а когда наступает ночь – он спит подобно мёртвому.

(нафль), выполняемой в ночное время. Его название образовано от арабского глагола «тахаджада», что означает «вставать ночью». Согласно Шариату, за её совершение человеку полагается награда, а за оставление - нет греха.

Осуществление этого обряда поклонения Аллаху дозволено в период между ночным (ясту, иша) и утренним (сабах, фаджр) намазами. Однако наилучшим временем считается заключительная часть ночи, о чём гласит хадис: «Когда приходит заключительная 1/3 ночи, Всевышний нисходит к нижнему небу и произносит: «Кто из рабов Моих поминает Меня, дабы Я ответил на все его мольбы? Кто просит прощения за грехи, дабы Я простил ему их?» (Бухари).

Заключительный Божий посланник (с.г.в.) регулярно практиковал эту молитву. Даже когда он заболевал, то молился сидя. После он ложился спать, а затем просыпался и читал тахаджуд. При этом молитву витр лучше выполнять после тахаджуда. Но если человек сомневается, что сможет проснуться, то витр нужно прочитать после ночного намаза.

Число ракаатов в тахаджуд-намазе

В Шариате строго не оговаривается количество допустимых ракаатов этой молитвы. Известно, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал разное их количество. Однажды его супругу Аишу (р.а.) спросили об этом. На что та ответила: «Его молитва состоит из семи, девяти или одиннадцати ракаатов» (Бухари). С учётом того, что Посланник Аллаха (с.г.в.) по ночам выполнял три ракаата витр-намаза, на тахаджуд приходилось четыре, шесть либо восемь ракаатов. Также дозволено совершать и два ракаата. Исходя из этого, продолжительность данной молитвы варьирует в промежутке от двух до восьми (чётное число) ракаатов.

Несмотря на то, что некоторые богословы считают дозволенным совершать и 10, и 12 ракаатов, большинство учёных придерживаются мнения о недопустимости делать свыше восьми, так как существует угроза совершения (бид`а).

Желательно выполнять тахаджуд-намаз по 2 ракаата, как это делал Пророк (с.г.в.), но дозволено и по 4. Порядок чтения аналогичен традиционному суннат-намазу, но с одним отличием: если верующий совершает четыре ракаата, то в начале третьего перед сурой «аль-Фатиха» нужно прочитать дуа «Субханака»:

«CУБХАНА-КАЛЛАХУММА УА БИХАМДИКЪ, УА ТАБАРА-КАСМУКЪ, УА ТА’АЛЯ ДЖАДДУКЪ, УА ЛЯЯ ИЛЯЯХА ГАЙРУКЪ»

Перевод смысла: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Достоинства молитвы тахаджуд

1. Большая награда

За совершение этого нафль-намаза человеку полагается значительный саваб. В Своей Книге Аллах говорит:

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господину... Ни один человек не знает, какие услады для очей сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:16-17)

Кроме того, к совершению тахаджуда желательно побуждать и своих родных, которые так же могут стать обладателями величайшей милости Творца. Божий Посланник (с.г.в.) сказал: «Если верующий, проснувшись ночью сам, разбудит свою жену для совершения молитвы, имена обоих Господь запишет в качестве регулярно Его поминающих» (Ибн Маджа).

2. Большое внимание со стороны Посланника Аллаха (с.г.в.)

Как уже отмечалось выше, Пророк (с.г.в.), чьему примеру должны следовать все правоверные, регулярно молился по ночам, даже когда чувствовал недомогания. Со слов Аиши (р.а.) передаётся, что её муж никогда не оставлял данную молитву (Бухари). Этот факт говорит о важности тахаджуд-намаза для мусульманской уммы.

3. Принятие дуа

После выполненного тахаджуда существует большая вероятность того, что мольбы верующего окажутся приняты Аллахом. В одном высказывании Милости миров Мухаммада сказано: «Каждую ночь наступает момент, в который все дуа выполняются Господом» (Муслим). В данном случае речь идёт о последней 1/3 ночи.

4. Лучший намаз

Тахаджуд считается наиболее значимым среди молитв нафль. В хадисе подчёркивается: «Лучший из дополнительных намазов - это тахаджуд» (Ахмад). Верующий ради Творца нарушает свой сон и прерывает его для поклонения.

5. Приближение к Аллаху

Пророк (с.г.в.) отмечал: «Тахаджуд удерживает верующего от грехов и приближает к Создателю» (Тирмизи). Смысл хадиса в том, что посредством совершения молитвы ночью мусульманин повышает уровень своего имана, который, в свою очередь, ведёт к уменьшению грехов.

6. Освобождение от ужасов в могиле

Пророческое высказывание гласит: «Тахаджуд отдаляет от мучений в могиле» (Ибн Маджа). Дело в том, что люди, которые в течение земной жизни совершали много грехов, начнут мучиться уже в могиле. Вставая по ночам для поклонения, верующие обретают саваб, который, по воле Аллаха, поможет им избежать этой участи.

В какие дни нужно молиться по ночам

В году существует несколько дней, в которые следует уделить особое внимание совершения молитвы тахаджуд. Считается, что в эти дни благие деяния человека Всевышним увеличиваются в многократном объёме. К таким дням относятся: завершающие 10 ночей месяца Рамазан, первые 10 в месяце Зуль-Хиджа, ночь середины месяца Шаабан, девятая ночь месяца Мухаррам (), ночь перед праздниками Ураза- и Курбан-байрам.

Бытует мнение, что тахаджуд читается только после сна. Летом, когда наступают короткие ночи и длинные дни, считая, что сон является обязательным условием тахаджуда, у многих мусульман может возникнуть вопрос: «неужели теперь не получится читать тахаджуд?», т.к. порой не получается заснуть до утреннего намаза. С другой стороны, когда вот-вот уже должен наступить утренний намаз, если лечь спать даже на 20 минут с намерением совершить тахаджуд, в итоге есть опасность проспать и тахаджуд, и пропустить фаджр. Особенно ограниченно время в летнее время во время рамадана, когда, возвращаясь от гостей, есть большая вероятность поздно попасть домой и после таравиха, может остаться менее часа, чтобы приготовить еду на сухур и поесть. А так хочется, ещё совершить тахаджуд, но нет времени для сна. Для решения этой проблемы было сделано небольшое исследование, где были поставлены следующие вопросы:

  1. Что такое тахаджуд?

  2. Когда лучше совершать тахаджуд? Когда его совершал обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и почему именно тогда?

  3. Является ли сон обязательным условием тахаджуда?

Начнём с того, что такое намаз тахаджуд? Глагол хаджада , согласно словарю Баранова, переводится как «бодрствовать (ночью)», а глагол пятой породы тахаджада переводится как «бодрствовать, не спасть (совершая молитвы)». Глаголы пятой породы обозначают действия, совершение которых предполагает необходимость приложить усилия и затратить на достижение результата время (‘алама – «знать», та’аллама – «учиться», т.е. прилагать усилия, чтобы узнать). Из этого следует, что тахаждуд как вид поклонения предполагает усилия над собой, чтобы оторваться от теплой постели с целью совершения поклонения.

Тахаджуд – дополнительный намаз, который совершают ночью, после пятого обязательного. Тахаджуд читают от двух до восьми ракяатов, потом совершается витр намаз. Совершение в такой последовательности считается наилучшим, и так поступал лучший из людей. Если человек сомневается, что встанет ночью, витр лучше совершить сразу после ночного намаза (иша).

О тахаджуде есть указания в Коране и сунне. Например, «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов » (Коран, 17:79). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ночной намаз (тахаджуд) – наилучший намаз после обязательных ». «Всё, что совершается после ночного фарда (иша), считается ночным (будет считаться тахаджудом) ». «Совершайте ночной намаз. Так как совершение намаза ночью, является обычаем праведников, живших до вас, покорностью Господу, избавлением от грехов и зла ».

Для пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, тахаджуд был обязательным. Так считают со слов Аиши и Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.). Они приводят в подтверждение этому первые аяты суры «Закутавшийся»: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением » (Коран, 73:1-4). Есть мнение, что тахаджуд был для него (мир ему) дополнительным намазом.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночной намаз (тахаджуд) после сна. Он (мир ему) вставал обычно в середине ночи или в последней ее части (1/3 части ночи) и совершал тахаджуд до конца сухура. Приведем минимум две причины почему он (мир ему) совершал намаз в это время.

Первая – исходит от смысла хадиса, где пророк (мир ему) сказал: «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь, и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал ему? Кто молит о прощении, чтобы Я простил его ?» И продолжается это до начала зари. Возможно также, что сон указывает на время совершения намаза – поздно ночью. Это время для молитв – одно из самых принимаемых, логично совершать молитву и просить у Творца именно в это время.

Вторая причина связана со временем, по школьному курсу географии мы знаем, что чем ближе к экватору, тем день по продолжительности приближается к ночи, и наоборот, чем дальше от экватора, тем меньше длится ночь и больше день, а на экваторе они совпадают. Мекка находится не так далеко от экватора, как и Медина, соответственно ночи в этих городах достаточно долгие. Ночь достаточно долгая, вечерняя молитва наступает раньше, утренняя – позже, отсюда – есть время для сна. Лучше вздремнуть, чтобы это придало сил для ночной молитвы. Так и поступал пророк (мир ему). Также он (мир ему) рекомендовал поспать днём (кайлюле), что не только придаст бодрость до конца дня, а также придаст сил для ночной молитвы.

Исходя из вышеупомянутого хадиса, согласно которому «Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи каждую ночь… » лучшее время для тахаджуда – последняя треть ночи. Это время легко вычислить математически: нужно посчитать время от вечерней молитвы (магриб) до утреннего намаза (фаджр) и разделить на три, последняя треть будет тем самым временем.

Что про тахаджуд говорят сподвижники и табиины?

Сподвижники следовали пророку (мир ему) и проводили ночь, пол ночи или треть ночи в поклонении. Некоторые уважаемые праведные предки, совершали утренний намаз с омовением ночного, т.е. совершали ночной намаз (тахаджуд), не засыпая. Например, табиины, как имам Азам (Абу Ханифа), Сулейман бин Тархан, Саид бин аль-Муссайеб и таба-ут-табиин Язид бин Харун (да будет доволен ими всеми Аллах) и др. Это также указывает на их понимание важности ночного намаза и желание максимально провести это время в поклонении. Некоторые табиины-толкователи Корана (муфассиры), как аль-Асвад, Алькаме и Муджахид считали намаз тахаджудом, если человек совершил его ночью после сна.

Исходя из всего вышесказанного может возникнуть путаница, тахаджуд намаз после сна, почему некоторые читали его, если не спали? Ответив на этот вопрос, мы сразу ответим на вопрос, можно ли читать тахаджуд, если человек не спал.

Дело в том, что есть два мнения, касательно тахаджуда. Для начала, стоит отметить, что есть ещё пара синонимов, относящихся к тахаджуду, это ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) и ночной намаз (салят аль-лейль). Ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль) – более общее название, которое означает не только тахаджуд, к нему относится любой намаз после последнего обязательного, например, таравих во время рамадана и любое поминание Творца, как чтение Священного Корана, произнесение прославляющих формул (тасбихат) и др. В это время можно спать или нет, все эти молитвы являются ночными (кыям аль-лейль).

Первое, тахаджуд – молитва в любую часть ночи, не важно спал человек или нет. Такое мнение большинства учёных исламского права. В хадисах пророк (мир ему) использовал оба синонима тахаджуда: ночной намаз (салят аль-лейль) и ночное выстаивание молитвы (кыям аль-лейль). Видимо, по этой причине большинство учёных исламского права сделали вывод о том, что сон не является обязательным условием тахаджуда.

Второе, что тахаджуд – молитва после сна. В обиходе иногда разделяют ночной намаз (салят аль-лейль) и тахаджуд, говоря, что если поспал, то тахаджуд, а если нет, то – это ночной намаз, но на самом деле речь идет про один и тот же намаз. В качестве доказательства приводят то, что пророк (мир ему) всегда читал тахаджуд после сна, также поступали и сподвижники. Это мнение принимают и учёные, придерживающиеся первого, более широкого в трактовке мнения.

Подведя итоги этого небольшого исследования, сделаем следующие выводы:

  1. Пророк (мир ему) обычно совершал тахаджуд в середине ночи или в последней трети ночи. Наилучшим для тахаджуда считается последняя треть ночи.

  2. «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (Коран, 17:79)

    Ты подоил корову сегодня утром?

    В крестьянском хозяйстве, когда жизнь вращается вокруг земледелия и животноводства, очень важно подоить корову утром. Супермаркеты далеко, и единственное, что у тебя есть на завтрак – это коровье молоко. Молоко само по себе – один из ценнейших продуктов на свете. Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) ценил молоко превыше всех других продуктов.

    Передается от Абу Дауда, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

    «Если Аллах накормил кого-либо из вас, пусть скажет: “О Аллах! Благослови нас в этом и надели нас от этого благом!”А если кого-либо из вас Аллах напоил молоком, пусть скажет: “О Аллах, благослови нас в этом и прибавь нам в этом!” Потому что я не знаю ничего, что могло бы служить и едой, и напитком» (Абу Дауд).

    Итак, наилучшая еда для завтрака – это молоко. Но деревенские жители нуждаются в молоке не только потому, что это основной источник кальция, но и потому, что это продукт, без которого не изготовить масло или сыр. Поэтому, если ты утром не подоил корову – а утром она дает больше всего молока – то ты останешься без нужных продуктов.

    Точно такую же ценность представляет для верующего намаз тахаджуд. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    «Ночная молитва должна быть выполнена, несомненно, даже если она совершается в течение отрезка времени, которое требуется, чтобы подоить овцу. И все, что есть после обязательного ‘иша – это тахаджуд”» (Табарани «Кабир»)

    На самом деле, тахаджуд для Всевышнего Аллаха это самый ценный добровольный намаз. В последнюю часть ночи на нас нисходит милость Всевышнего Аллаха, и Он спрашивает нас о наших нуждах, чтобы их исполнить. Это время, когда Аллах особенно близок и благосклонен к верующим. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

    «Лучший намаз после обязательного - это тахаджуд» (Муслим).

    Именно в последнюю треть ночи во время тахаджуда Йакуб (мир ему) просил прощения за сыновей, Закария (мир ему) молил о сыне, и, наконец, в это самое время наш любимый Пророк (мир ему и благословение) просил о наставлении и руководстве для Умара (да будет доволен им Аллах).

    Одним словом, тахаджуд всегда был обычаем праведных и благочестивых людей. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    «Вам следует совершать тахаджуд! Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений!» («Мустадрак аль-Хаким»).

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обычно будил свое семейство на тахаджуд. И время от времени проверял, молится ли его дочь Фатима и ее муж Али, слушал, как читают тахаджуд сподвижники. И говорил:

    «И не уподобляйтесь таким-то, которые раньше просыпались на тахаджуд, а теперь оставили его» (Муслим).

    Тахаджуд освещает и озаряет лицо молящегося на весь день (Ибн Маджа). Он дает богатство в будущей жизни и не дает верующему попасть в число нерадивых.

    Обычно во время тахаджуда Пророк (мир ему и благословение) сопровождал дуа слезами. Чем длиннее тахаджуд, тем более высокого уровня духовности достигнет молящийся. Для тахаджуда нет никаких предпочтительных сур. Читать необходимо в том порядке, в каком они стоят в Коране. Например, не следует читать в первом ракаате суру «Ат-Тин», а во втором «Аш-Шарх». Можно прочесть все известные суры в предписанном порядке, а затем во втором ракаате прочесть их снова. В большинстве хадисов говорится о тахаджуде в 8 ракаатов, поэтому мы говорим, что тахаджуд состоит максимум из 8 ракаатов.

    Тахаджуд – это главный источник благословений на весь день. Тот, кто хочет иметь успешный день, просыпается на тахаджуд. Тахаджуд дает доброе расположение духа и здравомыслие.

    - (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.

    Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи» . В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи» . Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это - признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений» .

    Количество ракяатов этой молитвы - от двух до восьми (по желанию молящегося).

    Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

    Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные - за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а) ; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

    Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) .

    И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи . Восклицает Он: «Я - Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари» .

    См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 452, хадис № 202 (1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 60, хадис № 949.

    Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.

    Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.

    См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.

    Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время «ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 298, хадис № 169 (758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 62.