Гормональный фон и гармоничное развитие. Пубертатный период: здоровье подростков зависит от гормонов Гормональные изменения у подростков девочек

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

Гормональные изменения

Итак, что касается гормональных изменения у девочек в 10 лет, то в этот период наблюдаются заметные изменения в функционировании организма. Так, например, яичники девочек в перебутантный период (это период, первая фаза которого начинается с 10-13 лет и обусловлена формирование суточной цикличности и увеличением выработки в яичниках эстрогенов) при постоянном режиме направлены на выделение в небольшом количестве гормона эстрогена, продукция которого регулируется при помощи гипоталамуса (часть головного мозга). Это происходит по системе «обратная связь» и позволяет обеспечить поддержку концентрации гормона на определенном и постоянном уровне. Но в момент перестройки организма и периода полового созревания меняются «настройки» гипоталамуса и в связи с этим наблюдаются существенное возрастание синтеза эстрогена яичниками, что ведет к повышенной концентрации данного гормона в крови. В связи с этим процессом у некоторых девочек может, заметно прибавившись, измениться общая масса тела.

Также в этот период гормональные изменения происходят не только на уровне повышения количества эстрогенов, что циркулируют в кровотоке, но и со временем происходит изменение количества выработки прогестерона, который синтезируется яичниками в момент после овуляции. Все эти изменения заметно влияют на большинство систем организма девочки и соответственно приводят к различным физиологическим трансформациям.

Те девочки, которые в 10 лет имеют низкое содержание телесного жира, зачастую отстают от своих сверстниц относительно периода наступления полового созревания. В первую очередь, это обусловлено тем, что количество жира, находящегося в организме девочки напрямую взаимосвязано с продукцией гормонов.

Кстати, гормоны, как правило, ассоциирующиеся с мужским полом - андрогены и в небольших количествах тестостерон, также характерны для организма девочки, вот только присутствуют они в нем в весьма незначительных скоплениях. Эти гормоны выполняют множество многозначительных функций. Так, например, они отвечают за общий рост волос на теле.

Гормональные скачки и повышение их уровня в организме девочки в момент полового формирования могут быть обусловлены разнообразными изменениями эмоционального состояния подростка, например, эмоциональной изменчивостью, частыми изменениями настроения, постоянным чувством беспокойства и тревоги.

Гормональный всплеск и физические изменения

На первом этапе полового созревания начинается интенсивный рост яичников и прочих внутренних репродуктивных органов. Продуцируемые эрогенны, в этот момент набирают пика соей активности.

Начинается влияние телесного жира на пубертатные изменения: у девочек плотного телосложения половое созревание наступает значительно раньше, а у худеньких девчонок с низким весом наблюдаются задержки физиологических изменений организма.

В результате повышения уровня гормонов в организме, девочка начинает обретать женственные формы: увеличивается молочная железа, понижается голос, начинают появляться волосы на лобке. Этот процесс называется появлением вторичных половых признаков. После этого идет заметное ускорение роста, которое стимулируется ростом степени половых гормонов, гормона роста и еще одного элемента, что носит название инсулиноподобный фактор роста I. Как раз именно по этой причине в период от 10 до 12 лет, девочки имеют рост намного выше за их сверстников парней, а ведь всему виной активный всплеск гормонов, который сопровождает практически весь период полового созревания девочек.

Гормоны являются регуляторами всех биологических процессов, происходящих в организме. От их соотношения зависит половая принадлежность, характер, внешность, состояние здоровья. У женщин в течение жизни гормональный фон меняется многократно, что связано с работой репродуктивных органов. Даже в течение 1 месяца гормоны постоянно «играют». Именно этим объясняются многие особенности женского поведения, резкая смена настроения, формирование материнского инстинкта. Нарушения приводят к сдвигам в работе всех систем и появлению серьезных заболеваний у женщин.

Выработка эстрогенов и прогестерона в свою очередь регулируется гормонами гипофиза, зависит от состояния щитовидной железы и других органов эндокринной системы организма. Изменение фона может быть очень значительным, но далеко не всегда при этом говорят о патологии.

Всплеск наступает, когда начинают созревать яичники (пубертатный период), фон меняется после того, как женщина начинает жить половой жизнью. Колоссальные изменения фона происходят при беременности. После родов уровень гормонов постепенно восстанавливается, и от того, насколько правильно это происходит, зависит состояние молочных желез и выработка молока.

Соотношение эстрогенов и прогестерона значительно меняется в течение менструального цикла, причем существует физиологическая закономерность таких изменений. Наступление климакса – это очередной естественный гормональный сбой, вызванный постепенным снижением активности яичников и старением остальных гормонообразующих органов.

Все подобные проявления гормонального сбоя у женщин являются нормальными, не требуют никакой коррекции. Нарушением считаются гормональные отклонения, которые приводят к развитию заболеваний, нарушению детородной функции организма, появлению патологических симптомов.

Факторы, повышающие риск возникновения нарушений

Конечно, подобные нарушения могут произойти на любом из этих этапов, так как никто не застрахован от заболеваний, травм, стрессов. Однако существуют факторы, повышающие риск возникновения гормональных нарушений.

В группе риска находятся страдающие ожирением, увлекающиеся диетами для резкого похудения, постоянно употребляющие продукты «быстрого питания». Риск возникновения патологий повышен у тех, кто длительно и неграмотно использует оральные контрацептивы, принимает лекарства, содержащие гормоны.

Гормональный сбой может произойти из-за повышенных физических и эмоциональных нагрузок. В группе риска находятся также те, кто курит, постоянно употребляет алкоголь или наркотики.

Возможные последствия

Гормональный сбой является причиной многих заболеваний половых органов (эндометриоза, миомы матки , кист яичников, дисплазии шейки матки , злокачественных опухолей), а также молочных желез (мастопатии, фиброаденомы , рака). Последствием гормональных нарушений становится неправильное половое развитие, ранний климакс, невынашивание беременности, бесплодие. Нарушение может привести к возникновению таких заболеваний, как сахарный диабет, склероз сосудов головного мозга, бронхиальная астма, сердечные патологии.

Причины нарушений

Симптомы гормонального сбоя часто появляются в первые годы пубертатного периода, когда выработка половых гормонов еще не отрегулирована, а также в период завершения репродуктивных процессов в организме. В репродуктивном возрасте нарушение происходит после аборта, выкидыша, при отказе от грудного вскармливания. Отсутствие регулярной половой жизни, беременности и родов в этот период также ведут к отклонениям.

Причинами аномальной выработки женских половых гормонов могут быть:

  1. Нарушение работы головного мозга и центральной системы (гипоталамо-гипофизарная дисфункция). Здесь вырабатываются гормоны, стимулирующие работу яичников, протекание процессов менструального цикла, сократимость матки, развитие молочных желез. Нарушения могут быть вызваны возникновением опухоли, травмой головного мозга, недостатком кровоснабжения из-за сосудистых патологий.
  2. Заболевания щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников, печени, органов кроветворения (костного мозга, селезенки).
  3. Воспалительные, инфекционные и опухолевые заболевания органов репродуктивной системы и, в первую очередь, яичников препятствуют нормальному протеканию циклических процессов, при этом нарушается выработка гормонов.
  4. Врожденные патологии развития органов и наследственные заболевания.

Видео: Причины нарушений, их проявления, диагностика, лечение

Симптомы нарушений

Гормональные отклонения всегда сказываются на работе репродуктивной и нервной систем, а также состоянии обмена веществ. Поэтому первыми проявлениями сбоя являются нарушения цикла, изменения характера и внешности.

Симптомы нарушения репродуктивной функции

Гормональный сбой может возникать даже у маленьких девочек. Результатом патологии становится слишком раннее начало полового созревания. При недостатке гормонов половое созревание будет задерживаться. О нарушениях говорит отсутствие первичных половых признаков, развитие организма по мужскому типу (оволосение, слабый рост молочных желез, особенности фигуры).

Недостаток гормонов становится причиной снижения или отсутствия полового влечения, сексуальной неудовлетворенности. Одним из признаков гормонального сбоя является бесплодие.

Реакция нервной системы

Симптомами сбоя являются резкие смены настроения (от эмоционального возбуждения до депрессии), раздражительность, частые головные боли, бессонница и одновременно постоянная сонливость. Наблюдается повышенная усталость, ухудшение памяти.

Симптомы нарушения обмена веществ

Нарушение обмена веществ из-за гормонального сбоя проявляется изменением массы тела (ожирением или резким похудением), что особенно часто происходит при заболеваниях щитовидной железы. Возможно повышение уровня сахара в крови (возникновение диабета), нарушение водно-солевого баланса (у женщины появляются отеки).

Неправильный обмен веществ становится причиной нехватки магния и кальция, что влечет за собой заболевания костной системы. Возникают признаки анемии (бледность, синева под глазами, головокружения).

Проявления гормональных нарушений у женщин разного возраста

Характер проявлений зависит от возраста, индивидуальных особенностей организма. В некоторых случаях фон может восстанавливаться самостоятельно, но иногда требуется серьезное лечение для устранения симптомов.

Гормональный сбой у девочек-подростков

О нарушениях говорит отсутствие внешних половых признаков и месячных у девочки старше 15 лет. При этом надо учесть, что маленькая грудь, узкий таз, слабый рост волос на голове могут быть наследственными признаками. Это касается также и сроков наступления первых месячных. Выяснить истинную причину отклонений возможно только после обследования общего состояния здоровья.

Гормональный сбой происходит, если у девочки маленький рост или она слишком худая, соблюдает голодную диету. Если аномалия возникает еще в раннем детстве, то месячные могут начаться в 7-8 лет. При этом нарушается развитие костной ткани, девочка перестает расти в высоту.

У многих подростков неустойчивость фона приводит к нерегулярности первых циклов, возникновению длительных менструальных кровотечений (до 15 дней). В таких случаях из-за анемии нарушается работа других систем организма. Признаками нарушения обмена веществ является появление угревой сыпи на лице у подростков, лишнего веса, растяжек на коже (стрий).

Нарушения у женщин репродуктивного возраста

О неправильной выработке гормонов свидетельствуют следующие проявления:

  1. Отсутствие месячных (аменорея). Такое состояние возникает из-за нарушения работы гипоталамуса-гипофиза, дисфункции надпочечников или яичников, а также расстройств функций нервной системы.
  2. Ожирение по мужскому типу (синдром Иценко-Кушинга). Происходит накопление подкожного жира в верхней части тела. При этом ноги и руки остаются худыми. Образуются стрии.
  3. Слишком ярко выраженный предменструальный синдром (болезненные ощущения в грудных железах, мигрени, рвота, отеки, перепады артериального давления, сердечная аритмия, депрессивное состояние).

Гормональный сдвиг после аборта

Прерывание естественного хода гормональных изменений, происходящих с наступлением беременности, приводит к сбою, который больше всего отражается на состоянии нервной системы. У многих наступает депрессия, апатия. Гормональный сбой нередко становится причиной опухолевых заболеваний матки, яичников, молочных желез.

Признаки нарушений фона после родов

В этот период у женщины постепенно восстанавливается физическое здоровье. Гормональные нарушения становятся причиной слабой выработки или отсутствия грудного молока. Нехватка окситоцина является причиной такого осложнения, как послеродовая депрессия . Этот гормон необходим также для того, чтобы матка нормально сокращалась. При его недостатке в матке возникают воспалительные процессы из-за застоя послеродового содержимого.

Обычно симптомы гормонального сбоя у женщин исчезают после окончания лактации и появления месячных. Если нарушения остаются, женщина полнеет, менструации приходят нерегулярно, становятся болезненными. Меняется характер, появляется нервозность, повышенная тревожность. Возникновению нарушений способствует недосыпание, повышенные нагрузки на организм.

Признаки нарушений при климаксе

Гормональный фон меняется в течение нескольких лет, во время которых у женщины проявляются нарушения работы мочеполовой, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Происходит инволюция молочных желез (они теряют упругость и форму).

Сила проявлений зависит от индивидуальных особенностей организма. Если женщина здорова, то в постменопаузе неприятные проявления исчезают. Гормональные сбои (гиперэстрогения, гипотиреоз и другие) в этом возрасте возникают чаще, чем в молодости, поэтому повышается риск развития злокачественных опухолей.

Совет: В любом возрасте обратиться к врачу следует, если возникают половые расстройства, повышенная раздражительность и утомляемость, рост волос на лице, неожиданно появляется склонность к ожирению или резкой потере веса, происходит снижение полового влечения. Устранение гормонального сбоя поможет избавиться от многих подобных проблем.

Видео: Роль гормонов в женском организме. Как проявляется гормональный дисбаланс

Диагностика и лечение

При возникновении симптомов сбоя необходимо обратиться к гинекологу и эндокринологу. Выявить нарушения помогают анализы крови на эстрогены, прогестерон, гормоны гипофиза, щитовидной железы и другие.

Для выяснения причины нарушений применяются такие методы, как УЗИ, лапароскопия, гистероскопия, методы томографического исследования. Одновременно проводится устранение причин возникновения нарушений и коррекция гормонального фона специальными препаратами. При этом учитываются все возможные противопоказания.

Также для восстановления фона назначаются противозачаточные таблетки (жанин, ярина), гомеопатические средства (климадинон, мастодинон), препараты, содержащие половые гормоны (дюфастон, метипред). Используются витаминно-минеральные комплексы.


Подростковый возраст является одним из сложных этапов, в течение которого организм ребенка в результате анатомических и физиологических преобразований достигает биологической зрелости. Этот временный период принято на­зывать пубертатным, так как формирование вторичных половых при­знаков - одно из наиболее ярких проявлений происходящей в организме подростка нейроэндокринной перестройки.

Пубертатный период про­должается около 10 лет, причем у девочек он начинается в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков.

Манифестными признаками его начала выступают появление вторичных половых признаков (у девочек - уве­личение молочных желез, а у мальчиков - рост волос на лобке).

Несмотря на то, что процесс полового созревания генетически детерминирован, сроки его начала и темпы происходящих в организме под­ростка изменений варьируют в значительных пределах. У подростков одного паспортного возраста морфологические и функциональные ха­рактеристики могут значительно отличаться.

В целом, в становлении гормональной регуляции половой сферы ребенка выделяют 4 «критических» периода, когда эндокринная система пререрпевает наибольшие изменения и, следовательно, организм наиболее уязвим к воздействию неблагоприятных факторов:

    Внутриутробный (фетальный)

    Период новорожденности

    Препубертатный

    Пубертатный

В онтогенезе наблюдается гетерохрония развития и инволюции эндокринных желез.

В целом в детские годы преобладает действие гормонов с преимущественно анаболическим влиянием. Нейрогормональная регуляция обеспечивает вначале рост, физическое развитие и адаптацию к внешним условиям, и только позднее возможность репродуктивной функции.

На этапе формирования функциональные резервы эндокринной системы гормонов относительно невелики. Поэтому детские инфекции, травмы, чрезмерные занятия спортом, нарушение режима дня могут вызвать существенные нарушения эндокринной регуляции физического и полового развития.

Динамика гормональных функций от рождения до половой зрелости:

    Наиболее рано дифференцируется эпифиз, инсулярный аппарат (pancreas), кора надпочечников.

    В детстве и в пубертате активно функционирует щитовидная железа: продукция паратгормона максимальна до пубертата; кальцитонина у новорожденных и во время пубертата.

    Функция коры надпочечников максимальна в период эмбриогенеза (зародышевая кора) и половой зрелости.

    Соматотропная функция гипофиза наиболее активна до установления половой зрелости.

    Позднее всех эндокринных желез развиваются гонады за счет активирования гонадотропной функции гипофиза.

В основе процессов, обеспечивающих созревание организма в пубертатный период , лежат изменения фун­кции эндокринной системы и, прежде всего, созревание центральных регуляторных систем - гипоталамо-гипофизарного комплекса. Установление нового уровня взаимоотношений между звеньями единой функциональной системы ги­поталамус - гипофиз - половые железы приводит к изменению стероидсинтезируюшей активности половых желез и над­почечников и обеспечивает развитие реп­родуктивной системы и организма в целом.

В пубертатный период про­исходит отчетливое повышение биосинтеза и секреции гонадолиберина , стимулирующего продукцию гонадотропинов гипофизом, повышается чувствительность последнего к их воздействию.

Функциональные перестройки, происходящие в пубертатный пери­од, неразрывно связаны с изменениями в биосинтезе и метаболизме мо­ноаминов . Начало пубертатного периода характеризуется увеличением содержания катехоламинов и снижением уровня серотонина . Именно такое соотношение нейромедиаторов создает предпосылки для усиле­ния продукции гонадолиберина.

Важным звеном в механизмах, обеспечивающих процесс полового созревания, являются гормоны эпифиза , прежде всего, мелатонин. До определенного периода гормоны шишковидного тела как бы сдержива­ют наступление полового созревания, оказывая свое влияние на гипоталамические центры, гипофиз и половые железы. При физиологическом течении пубертата выраженная активация гипофизарно-гонадной сис­темы происходит на фоне снижения уровня мелатонина .

Паренхима щитовидной железы в подростковом периоде увеличива­ется в 3-4 раза (В.И.Пузик). Интенсивное развитие щитовидной железы сопровождается усиленным влиянием ее на рост костей и морфологические изменения половых желез.

В пубертатном периоде важную роль играют надпочечники , размеры и вес их в период полового созревания интенсивно нарастают. Кортикостероиды надпочечников обладают в основном андрогенными свойства­ми, повышенная их продукция в период пубертата способствует разви­тию вторичного оволосения.

В связи с гормональной перестройкой в подростковом возрасте воз­можны дисфункции эндокринных желез с развитием зоба, гипертиреоза. пубертатно-юношеского диспитуитаризма и др.

Основными клиническими признаками периода пубертата являются:

Скачок роста

Развитие гонад и вторичных половых признаков

Изменение пропорций тела

Формирование женского и мужского морфотипа

Совершенствование функции СС и дыхательной систем

Завершение созревания всех морфологических и функциональных структур

Ключевой момент: становление репродуктивной системы и сексуального поведения

Нестабильность гормональной, нейрогенной и вегетативной регуляции

Половое развитие мальчиков

Начало полового созревания (увеличение размеров половых желез) у мальчиков происходит на фоне достоверного увеличения содержания эстрадиола и фоллитропина в крови. Повышение уровня последнего на ранних стадиях препубертатного периода, несомненно, имеет большое физиологическое значение.

Фоллитропин обладает выраженным морфо-генетическим свойством, воздействуя на эпителиальные и половые клетки гонад. Повышение уровня фоллитропина в этот период стимулирует образование эстрогенов в семенниках, которые необходимы для созре­вания гипоталамических структур. Кроме того, увеличение его содер­жания способствует увеличению числа рецепторов в семенниках к лютропину.

Появление у мальчиков вторичных половых признаков проис­ходит на фоне увеличения в крови количества тестостерона и лютропи­на . В этот период организм мальчиков вступает в фазу наиболее бурно­го созревания репродуктивных органов. К 14-летнему возрасту показа­тели лютропина достигают максимальных величин, а содержание тесто­стерона за год увеличивается в 2-2,5 раза. Однако даже к концу пубертатного периода содержание тестостерона в крови не достигает дефи­нитивного уровня

Начало полового созревания сопровождается изменением суточного ритма продукции гонадотропинов – появляется отчетливое увеличение в ночное время лютропина и фоллитропина.

Все соматические изменения у мальчиков, обозначаемые как период полового созревания, начинаются в 10 и заканчиваются в 18 лет . Однако фактически основная часть этого процесса у большинства подростков занимает 3-4 года. Судить о какой-то единой возрастной норме сроков полового развития мальчиков невозможно, поскольку каждый организм имеет собственный момент начала и свою длительность этого периода.

Внешние проявления полового развития, сроки их появления и призна­ки прогрессирования приблизительно следующие.

Начало заметного увеличения яичек можно считать первым призна­ком начала полового созревания . В среднем это происходит в 11,5-12 лет , но варианты возрастной нормы этого показателя охватывают пери­од от 10 до 13,5 лет .

По мере прогрессирования полового созревания бурный рост яичек обусловливается в первую очередь размножением сперматогенного эпи­телия семенных канальцев и в меньшей степени - увеличением числа размеров клеток Лейдига и Сертоли. Рост яичек в основном заканчива­ется к 17-18 годам, хотя возможно еще незначительное их увеличение до 20-25 лет.

Для клинической оценки состояния яичек пользуются тестикулометром-орхидометром модели М.А.Жуковского, который состоит из эллипсоидов, соответствующих возрастной норме, с указанием возраст­ных колебаний объема яичек.

Под изменениями наружных гениталий в период полового созрева­ния понимают увеличение полового члена, появление складчатости мо­шонки и увеличение ее объема, а также пигментацию мошонки и поло­вого члена.

Рост наружных гениталий начинается или сразу за увеличением яичек, или спустя 1/2-1,5 года, в среднем с 12-12,5 лет . К 16 годам у большей части подростков рост наружных гениталий заканчивается.

Оволосение на лобке в виде единичных остевых волос вокруг корня полового члена появляется, как правило, одновременно с началом роста наружных гениталий, хотя этот признак может проявляться и несколь­ко раньше, и позже.

Оволосение лобка начинается в 12-13 лет и, постепенно прогресси­руя, к 16-18 годам достигает выраженности, свойственной взрослым мужчинам. У большей части подростков старшего возраста и молодых мужчин оволосение от лобковой области распространяется по белой линии живота до пупка. Однако отсутствие столь выраженного оволо­сения не считается признаком андрогенной недостаточности, а рассмат­ривается как конституциональный вариант нормы.

Оволосение подмышечных областей начинается у подростков чаше всего к, середине пубертатного периода (в 13-15 лет ), хотя у отдельных мальчиков волосы на лобке и в подмышечной области появляются од­новременно.

Рост усов и бороды - показатель определенной половой зрелости - приходится на конец периода полового созревания (15 лет и старше ).

Регулярные поллюции - очень важный показатель физиологического полового созревания. Они начинаются не ранее 13 лет , к 14,5-15 годам имеются у половины подростков, а к 16 годам - у большинства.

Еще ряд признаков полового созревания у мальчиков появляется к середине пубертата (в 14-15 лет) и соответствуют максимуму его ско­рости.

Это пубертатное ускорение линейного роста, нарастание мышеч­ной массы, изменение архитектоники скелета (преимущественное раз­витие пояса верхних конечностей), снижение тембра голоса, физиологи­ческая гинекомастия, acne vulgaris на коже.

У мальчиков ширина плеч в пубертатный период преобладает над размерами таза. Увеличение отношения размеров таза к длине тела у юношей указывает на феминизацию скелета, т.е. на появление женских черт телосложения.

Причины развития

Вегето-сосудистая дистония очень часто появляется в возрастном периоде от 11 до 15 лет. Что же является причиной? Помимо врожденных патологий, перенесенных травм и болезней для подростков дополнительным фактором, вызывающим развитие или усиливающим симптомы ВСД, является гормональная перестройка пубертатного периода. Именно в этот период организм ребенка, подчиняясь гормонам, бурно и сложно «взрослеет», органы и системы его организма развиваются неравномерно. Но гормональный фон в это время еще нестабилен и сбои в регуляции отражаются на сосудистой системе. Она не успевает за ростом организма, и появляются симптомы ВСД, связанные с нарушениями кровоснабжения и нехваткой кислорода – головная боль, скачки АД, учащение пульса и прочее.

Хотелось бы отметить, что основная причина развития у подростков симптомов ВСД связана с нервной системой, а сбои в работе сердечно-сосудистой – это лишь последствия. Так уж сложилось, что для пубертатного периода характерны значительные эмоциональные нагрузки. Психика молодого человека меняется, он начинает осознавать себя по-новому, острее воспринимать происходящее в его жизни. Конфликты, сильные переживания, проблемы дома или в школе отрицательно сказываются на нервной системе подростков. Вегето-сосудистая дистония развивается под влиянием большой учебной нагрузки, стрессов, низкой двигательной активности. Как и у взрослых, у подростков вегето-сосудистая дистония может проявляться в виде приступов. Их симптомы – это внезапное головокружение и звон в ушах, потливость, головокружение и покраснение кожи, скачки АД. Особенно часто от приступов страдают эмоционально неустойчивые дети.

У подростков также случаются панические атаки. Их причиной может стать боязнь не справиться, недовольство собой. Во время атаки появляются дрожь в руках и во всем теле, нервозность, сильное чувство страха, подросток сильно потеет.

Лечение ВСД в подростковом периоде должно обязательно проводиться под присмотром врача.

Таким образом среди факторов, из-за влияния которых у подростков развивается вегето-сосудистая дистония, можно выделить следующие:

  • гормональная перестройка;
  • проблемы и стрессы переходного возраста, конфликты дома, в школе, со старшими и сверстниками;
  • большая учебная нагрузка и малоподвижный образ жизни, много времени проводится за компьютером или перед телевизором;
  • инфекционные заболевания;
  • вредные привычки (табак, спиртное, наркотики);
  • неврозы и излишняя амбициозность.

Характерные симптомы

Вегето-сосудистая дистония в подростковом возрасте проявляет себя через многообразные симптомы. Здесь могут быть задействованы самые различные системы организма. Подросток с ВСД становится утомляемым, раздражительным, у него плохой сон. Многие становятся излишне агрессивными, возбудимыми, но бывает и наоборот – вялыми и апатичными. Сердечно-сосудистая система дает о себе знать частыми сердцебиениями, колебаниями АД, болями и покалываниями в области сердца. Проявляются такие симптомы, как нарушения аппетита, тошнота, изжога, боли в области желудка или печени. Многие жалуются на чувство нехватки воздуха, потливость, скачки температуры тела, сухость кожи. Может развиться склонность к обморокам, появиться тенденция к набору веса. Лечение всех этих проявлений обязательно, т.к. игнорирование приводит к развитию более серьезных патологий.

У подростков вегето-сосудистая дистония часто сопровождается симптомами, так или иначе связанными с депрессивными состояниями. Они многогранны и нестабильны: безразличие, грусть и скука сочетаются у подростков с раздражительностью, тревожностью, беспокойством. Также подростки склонны к ипохондрическим переживаниям, которые возникают как попытка объяснить непонятные и тревожащие симптомы – проблемы с сердцем, дыхательной системой, памятью, вниманием и прочие. Некоторые начинают подозревать у себя психические расстройства, появляются мысли о суициде. Вегето-сосудистая дистония усугубляется этими переживаниями.

Вторыми по частоте идут проявления снижения функциональных возможностей организма. Это жалобы на непереносимость громкого звука и яркого света, отвлекаемость и ощущение слабости со скоротечными вспышками раздражения. Эти расстройства нарастают в вечернее время. Также звучат жалобы на колющие или ноющие боли в области сердца и головные боли, которые могут возникать как при волнении, так и вследствие физического утомления.

Проявления ВСД у юношей

Диагноз вегето-сосудистая дистония юношам ставят чаще, чем девушкам. Время полового созревания в подростковом периоде характеризуется особенно интенсивным развитием мужского организма. Именно это является основной причиной появления симптомов ВСД у юношей. Как раз в этом возрасте многие из них активно увлекаются спортом, а слишком интенсивные тренировки способствуют перегрузке сердца. Опасность несет и проявляемый интерес к сигаретам, наркотикам и спиртному, употребление которых также оказывает значительную нагрузку на сердце. Все это отрицательно влияет на здоровье юношей и способствует усилению симптоматики ВСД.

Юноши с ВСД часто жалуются на сильную утомляемость, плохую память и головную боль. Они чувствуют высокую тревожность, им становятся как бы неудобными различные части их тела. Все это делает более сложными их взаимоотношения с внешним миром, они погружаются в себя, зацикливаясь на своих кажущихся проблемах. Если юноша к тому же эмоциональный, у него могут проявиться приступы.

Проявления ВСД у девушек

Девушки традиционно более эмоциональны, чем юноши. О наличии у них симптомов ВСД можно судить по следующим признакам. Девушки с ВСД зачастую склонны к тревожным оценкам, их деятельность носит активный и эгоцентричный характер. В поведении легко проследить наклонность к истеричности, завышенную самооценку. Такие девушки могут долгое время муссировать события, которые им неприятны. Также симптомы ВСД могут усиливаться во время месячных.

В некоторых случаях может дойти и до нервных расстройств – девушка может закатывать истерики по поводу и без, постоянно плакать. Время от времени она может ощущать приступы тревоги или необъяснимого страха. Как и у юношей, у девушек бывают вегетативные приступы.

Все эти проявления болезни приводят к тому, что девушка-подросток попадает как бы в порочный круг: «истерика – усиление симптомов ВСД – опять истерика». По мере взросления избавиться от этой зависимости, как и от самой ВСД, удается далеко не каждой. Но вовремя проведенное лечение позволит разорвать этот круг.

Таким образом, вегето-сосудистая дистония у девушек чаще всего проявляется колебаниями настроения, раздражительностью, слезливостью и утомляемостью.

Лечение и профилактика

Лечение ВСД в подростковом возрасте проводят прежде всего нелекарственными методам:

  1. Нормализация режима дня. Включает в себя утреннюю гимнастику, сон по 8-10 часов в день, пешие прогулки и уменьшение времени нахождения перед телевизором (компьютером);
  2. Посильные занятия спортом. Это могут быть плавание, подвижные игры, катание на велосипеде и коньках, настольный теннис.
  3. Правильное питание. Подростку нужно больше магния и калия. Надо ограничить употребление сладкого, мучного, соли и мяса.
  4. Закаливание, физиопроцедуры, лечебный массаж – они стимулируют нервную систему.

Чтобы остановить приступ, можно применять таблетки пустырника, валерианы или глицина. К медикаментам прибегают лишь в том случае, если вегето-сосудистая дистония протекает в тяжелой форме, и назначать лечение должен врач-специалист. Обычно это курс транквилизаторов или ноотропов.

Остановимся подробнее на правильном питании для подростка с ВСД. Ему будут полезны продукты, богатые калием: это свекла, помидоры, капуста, картофель, укроп, чернослив, изюм, петрушка и абрикосы. Вместо животных жиров надо употреблять растительные – подсолнечное, кукурузное или оливковое масло.

Магний поможет понизить давление. Он содержится в таких продуктах: орехи, гречка, морковь, фасоль, овсянка, соя, шиповник. Следует есть меньше соли, отказаться пить крепкий чай, кофе, напитки типа колы и фанты с содержанием кофеина. Снизить давление также помогут отвары растений: пион, пустырник, валериана. Также помогут свекла, укроп, морковный сок, мята.

Повысить давление помогут: сыр, шоколад, творог, гороховая каша, молоко, кефир и шпинат. Повысить тонус сосудов в домашних условиях можно с помощью теплых ванн с хвоей или морской солью.

Для профилактики ВСД подросток должен придерживаться нескольких правил:

  • соблюдать режим дня и отдыха, спать в хорошо проветриваемом помещении;
  • обязательно делать утреннюю гимнастику, больше находиться на свежем воздухе;
  • избегать курения и алкоголя.

Родители в свою очередь должны позаботиться о создании для подростка дома психологического комфорта, доброжелательных и взаимотерпимых отношений.

Помощь психиатра

Врач-психиатр может оказать значительную помощь в лечении ВСД. Такое лечение подразумевает комплекс мероприятий. Начинают всегда с разъяснительной терапии, которая поможет выработать у подростка и его родителей адекватное отношение к заболеванию и его лечению. В случае тяжелого проявления симптомов врач может назначить фармакотерапию, которая всегда должна начинаться с минимальных доз препаратов.

Вегето-сосудистая дистония при лечении часто требует использования комбинации психотропных средств. Это прежде всего антидепрессанты (пиразидол, азафен, триптизол) и нейролептики (сонапакс, трифтазин, этаперазин). Их прием комбинируют с транквилизаторами, такими как седуксен, фризиум, феназепам, элениум. Из ноотропных средств предпочтение отдают пирацетаму.

Похожие материалы:

    Нет похожих материалов...