Как стать концертным фотографом. Концертная фотография: советы Александра Света. Фототехника и прочие полезные вещи

Подготовка к съемке

Перед концертом следует узнать, как выглядят и ведут себя на сцене те, кого вы собираетесь фотографировать, например, предпочитают ли они стоять на местах или бегать из одного угла сцены в другой, каковы шансы, что на концерте будет интересный свет, сценография, костюмы и шоу-элементы. Хорошим подспорьем в этом являются сайты артистов с галереями концертных съемок, поиск снимков в сети, просмотр концертных видео. Не пренебрегайте этим советом. Если вы снимаете совершенно незнакомую группу, то можете ошибиться, сделав множество снимков колоритного музыканта, приглашённого только на этот концерт или тур, при этом не сделав ни одной толковой фотографии основателя группы и легенды жанра, державшегося весь концерт на заднем плане.

Фотографы, не знакомые с выступлениями группы Agonoize, не воспринимают это предупреждение всерьёз
и чаще всего не успевают прикрыть камеру, когда исполнитель начинает поливать искусственной кровью
фотографов в фотопите и первые ряды зрителей.

Фото: Agonoize
(с) А. Войтехович

На концертах особенно популярных групп фотографов может быть так много, что передвигаться в узком пространстве фотопита перед сценой будет невозможно. В этом случае также будет очень полезно знать привычки музыкантов и заранее решить, где лучше всего занять место, чтобы сделать фотографии самых интересных членов группы с наилучшего ракурса.

На концертах некоторых групп количество фотографов сделает перемещение в фотопите невозможным и лучшее
место необходимо занять с самого начала. Как видно на этой фотографии, получается это не всегда.

Фото: VNV Nation
(c) А. Войтехович

Неплохую помощь может сослужить знакомство с творчеством группы. Иногда случается, что работники службы безопасности принимают перерыв в песне за окончание и выгоняют фотографов из фотопита раньше, чем закончится оговоренное число композиций. Если, кроме вас, ещё один или два фотографа укажут охраннику на эту ошибку, то вполне вероятно, что вы сможете переубедить его, и в вашем распоряжении будет на одну песню больше.

Песни группы Opeth могут длиться и десять, и пятнадцать минут. Многие работники службы безопасности теряются от того,
что фотографы находятся в фотопите слишком долго, и могут по ошибке потребовать прекратить съёмку раньше времени.

Перед концертом

Что требуется сделать непосредственно до выхода из дома? Проверить технику, почистить объективы и матрицу, почистить и отформатировать флешки, зарядить аккумуляторы, при работе на длительных мероприятиях проверить наличие запасных аккумуляторов. Не забудьте отрегулировать яркость монитора камеры. Может случиться, что на самом концерте фотографии покажутся вам вполне правильно экспонированными, но дома вы вдруг обнаружите, что на дисплее камеры была установлена максимальная яркость и фотографии на самом деле очень тёмные. Регулярная проверка гистограммы требует времени, которого и так мало, к тому же ее не всегда легко оценить при сильном разбросе цветов и участков разной яркости на снимке, свойственных концертной фотографии.

Для работы в плохо освещённом фотопите или в зале также не помешают навыки управления камерой наощупь - вы должны уметь переключать все нужные режимы и, прежде всего, управлять диафрагмой и выдержкой, а также точками фокусировки, не отрывая взгляда от видоискателя. Если на камере есть пользовательские кнопки, можно присвоить им некоторые функции, например просмотр гистограммы или «live view» - появившийся недавно в новых камерах режим визирования по экрану, полезный при съемке на вытянутых руках, что может быть необходимо при съёмке из толпы.

Не забудьте установить на камере съемку в соответствующий формат. Фотографировать лучше всего в raw-формате, потому что, в отличие от 8-битного jpg, данные в raw-формате сохраняются в 12-14 бит, что даст больше возможностей при последующей обработке, в частности, увеличение экспозиции в raw-конвертере на 1-2 ступени или высветление теней. Съемка в jpg оправдана либо в случае идеальной экспозиции кадра, что возможно только при съёмке концертов на открытом воздухе, либо с постоянным и качественным светом, либо если редакция требует прислать фотографии сразу же после концерта и на конвертирование из raw у вас не будет времени. Съёмка в jpg может также быть полезна при необходимости снимать максимально быстрыми сериями, поскольку запись серий фотографий в raw на карточку заметно медленнее, чем в jpg. Кроме того, фотографии в jpg занимают меньше места на карточке, но этот аргумент мы не рассматриваем, поскольку мы ведь основательно подготовились к концерту и недостатка в карточках не испытываем.


Если концерт проходит под открытым небом днём, то при желании можно фотографировать в jpg, предварительно выставив
баланс белого. Настройки, как насыщеность и резкость, лучше установить на минимум и работать с ними потом в Фотошопе.

Негласные правила требуют от репортажного фотографа неброской, лучше всего тёмной одежды. Во-первых, вы будете не так сильно отвлекать внимание зрителей; во-вторых, на некоторых особо зрелищных мероприятиях есть большая вероятность, что со сцены или со стороны зрителей на вас попадут пиво, вино и любимая некоторыми исполнителями искуственная кровь. В этих случаях вы будете рады, что пришли в тёмном. Также неплохо, если у ваших брюк или куртки есть большое количество карманов, куда вы можете положить флешки или даже объектив.

Узнайте точное расписание концерта - оно бывает на сайте клубов, в письме от организаторов, сообщается по звонку в место концерта и, наконец, часто имеется на входе. Рассчитывайте время так, чтобы оказаться в зале за полчаса до начала концерта. Если в клуб пускают с металлодетекторами и досмотрами - прикиньте требуемое для этого время. Нередко группы начинают играть раньше назначенного времени и вероятность этого особенно велика, если речь идёт о совместном концерте нескольких малоизвестных групп, проходящий в будний день. Большинство российских клубов страдают крайне дезорганизованной системой входа - так что не бойтесь прийти заблаговременно, особенно если планируете снимать в незнакомом месте.

Если концерт проходит зимой, то есть вероятность, что зайдя с мороза в тёплое помещение клуба и открыв крышку объектива, некоторое время вы не сможете фотографировать из-за запотевшей передней линзы. В этом случае также не помешает прийти заранее и, оставив рюкзак с камерой слегка приоткрытым, дать камере возможность согреться.

Распланируйте ваше время так, чтобы его хватило на подписание пресс-релиза, если он требуется, осмотр местности, приветствия знакомых, и людей, предоставивших аккредитацию. После этого - камеру в руки и беруши поближе к ушам. В случае устного пропуска убедитесь, что охранник готов пустить вас снимать из фотопита и его представление об ограничении времени на съемку не расходится с вашим.

Часто вместе с фотографом на концерт также идет и пишущий журналист, в чьи обязанности входит составление материала, который будут сопровождать ваши фото. Поэтому нелишним будет заранее обсудить с ним съемку - какие именно кадры хотел бы получить журналист, какие эмоции и другие детали. Если же вы идете один от издания, то, возможно, вам придется самому написать небольшой сопроводительный текст к вашему материалу. Для этого желательно знать состав группы, название исполняемых композиций и подмечать небольшие детали происходящего на концерте, которые вы можете запечатлеть и которые могут украсить ваш репортаж.

В случае подписания фоторелиза внимательно прочитайте его условия - зачастую вы имеете право публиковать фотографии только в аккредитировавшем вас издании. В некоторых случаях разрешена только публикация одобренных менеджментов группы кадров, особенно этим отличаются представители японских j-rock и visual key направлений. В отдельных случаях в фоторелизах указаны дополнительные условия публикации.

Фото: Фоторелиз группы Die Form
(c) А. Войтехович

Эта фотография была допущена менеджером группы к официальной публикации.

Фото: Versailles
(с) Xeniya Balsara

Легенда готики Sisters of Mercy также настаивают на подписании пресс-релиза.
(с) А. Войтехович

Съемка

При получении «пресс-пасса» в виде браслета, наклейки, печати или устного «я тебя запомнил», следует сразу поинтересоваться правилами съемки. Как правило, разрешено снимать первые три песни без использования вспышки. В случае отсутствии вашего имени в списке на пресс-аккредитацию может очень пригодится наличие телефона того, кто вам выдает аккредитацию, или распечатка е-мейла от ответственного лица. Если аккредитация выдается заранее или ее делаете не вы сами, а редактор сайта или ваш знакомый, то нелишне напомнить о себе за день-два до концерта ответственным лицам и убедиться, что вас занесли в список.

Про этику концертного фотографа можно написать многое, но мы ограничимся малым - руководствуйтесь здравым смыслом. Пусть близость к известным исполнителям за сценой и знакомство с кем-либо из них не кружит вам голову и не провоцирует на агрессивное, заносчивое поведение с менее опытными коллегами и всеми остальными. В этой среде, как и везде, очень важны неформальные контакты, и лучший способ их лишиться - продемонстрировать дурные манеры. Как и в любой творческой работе, сегодняшний ретивый новичок может в следующем году стать известным и востребованным фотографом, чье мнение о вас может сыграть весомую роль в тех или иных переговорах о сотрудничестве, да и просто в среде коллег.

Отдельная тема - фотопит, или фотояма. Несмотря на её название, это ограждённое пространство перед сценой принадлежит службе безопасности и предназначено изначально для того, чтобы предотвратить возможные попытки особенно буйных поклонников забраться на сцену. Хотя по традиции на время трёх первых песен перед сценой принято пускать фотографов, устроитель концерта имеет полное право установить свои правила, например, не пускать вообще фотографов, пускать на время только одной песни или только определённое число фотографов.

В случае некоторых больших фестивалей и концертов известных исполнителей, условия съемки определяются
менеджерами группы и могут сильно отличаться от обычных. Например, на концерте группы Muse фотографам
не разрешили подходить к сцене и фотографировать пришлось с узкой площадки, расположенной в глубине зала.

Даже если правила на данном концерте объявлены стандартными, последнее слово всегда за работниками службы безопасности. Это люди, с которыми вы будете иметь дело весь концерт, а во время длинных фестивалей и несколько дней. Не следует портить отношения с ними: не делайте пренебрежительные замечания в отношении их должности и компетенции, послушно уходите после отведенных для съемки песен, не нарушайте правила поведения и фотосъемки. Прежде чем продолжить съемку из зала, убедитесь, что охрана на вас не реагирует, и если вас попросят убрать камеру и прекратить съемку - сделайте это. Если вы дадите работникам охраны повод невзлюбить вас, то в крайнем случае может дойти до того, что вас просто не будут пускать в фотопит. Жаловаться будет некому, организатору, как правило, не до вас, а когда вы наконец-то доберётесь со своими жалобами до какого-либо ответственного лица, концерт уже подойдёт к концу. Но это, безусловно, очень редкий случай. Работники службы безопасности такие же люди, и чаще всего совершенно адекватны, так что при вменяемом поведении и с вашей стороны, оснований для проблем возникнуть не должно.

Хотя работники службы безопасности находятся в фотопите и могут попадать в ваше поле зрения, в большинстве стран
запрещена публикация фотографий, на которых видно лицо человека, если он не давал вам согласия на публикацию.

Фото: Фестиваль Zita Rock 2008
(c) А. Войтехович

Поскольку время на съемку зачастую ограничено несколькими песнями - желательно заранее продумать план съемки, с чего вы начнете и где будете снимать. Как правило, для прессы нужны снимки главных участников группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами, также приветствуются фотографии с фанатами группы. В первые ряды перед сценой пробиваются, как правило, наиболее ярые поклонники, и с их участием можно сделать немало хороших кадров. Если вы располагаете только одним фотоаппаратом, то удобнее всего решать поставленные задачи по очереди - постоянно меняя оптику, вы только упустите интересные моменты. Поэтому в самом начале съемки определитесь с чего начнете - с портретов музыкантов или же с общих планов - и распределите свое время. Допустим: первые полторы песни - крупные планы участников концерта, а вторые полторы песни - фанаты и общие планы. При все этом не забывайте следить за тем, что происходит в фотопите, ведь во время концерта может быть все что угодно, особенно если это рок-концерт. Случается, что ломают ограждения, нередко сверху «прилетают» фанаты, которых катают на руках, да и просто надо стараться не мешать коллегам.

Снимая концерт, не стоит забывать и про съемку фанатов. Зачастую такие снимки в редакции
оценят не меньше, чем удачный снимок музыкантов.

Фото: поклонники группы "Король и Шут"
(c) В. Астапкович

Нередко фотографии публики могут представлять интерес, отражая имидж и целевую группу музыкантов.

Фото: На концерте 69 Eyes
(c) А. Войтехович

Ещё до того, как заиграли вступительные аккорды и вас с другими фотографами пустили в фотопит, оцените количество коллег и прикиньте, будет ли у вас возможность для свободного перемещения перед сценой, либо же сразу нужно будет занять лучшее место. Где же находится это лучшее место? Чаще всего это не в самой середине фотопита: в этом случае будет неплохая возможность фотографировать музыкантов, стоящих по краям сцены, но вокалист, который чаще всего представляет наибольший интерес для редакции и для поклонников, будет заслонён микрофонной стойкой. Кроме того, и без того небольшая возможность запечатлеть ударника будет сведена к нулю - его постоянно будет заслонять вокалист. Также учитывайте, что вокалисты бывают правдами или левшами, и в ведущей руке держат микрофон, часто закрывая им лицо. Стоит принимать во внимание и расположение громоздких мониторов и прочих устройств - они блокируют возможность сделать снимок в полный рост, однако, с другой стороны, музыканты любят ставить на них ноги, что можно заснять сблизи или снизу вверх.

Иногда высота сцены настолько велика, что сделать фотографии исполнителей в полный рост бывает сложно.
Особенно это проблематично для фотографов небольшого роста. Но и в этом случае можно делать интересные кадры,
когда исполнители подходят к краю сцены.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Хотя фотографии ударника бывает сделать сложнее, чем исполнителей, находящихся в передней части сцены,
такие снимки не менее интересны поклонникам и редакции.

Фото: Kreator
(с) Xeniya Balsara

В большинстве случаев лучше всего становиться ближе к краю сцены, но не слишком далеко от центра. Если вы заранее посмотрели концертные клипы и фотографии группы, то уже представляете, с какого ракурса лучше снимать. Не советуем слепо ориентироваться на действия других фотографов. Некоторые из них снимают впервые, другие могут не иметь представления о композиции и делать довольно некачественные снимки, третьи получили из редакции задание снять только конкретного музыканта крупным планом или "хоть что-нибудь". Хотя, если вы заметили среди коллег известного сильного фотографа, то не пожалейте времени последить за его поведением и выбираемыми ракурсами, и впоследствии сравнить опубликованные им снимки с получившимися у вас и сделать выводы.

Если вы пришли на концерт с фоторюкзаком, решите, куда вы поставите его во время съёмки. Некоторые фотографы не снимают рюкзак даже при работе в фотопите, но не следует брать с них пример - рюкзак ограничивает вашу подвижность и будет сильно мешать вашим коллегам. Если вы планируете в процессе съемки доставать что-то из рюкзака, то положите его так, чтобы можно было быстро им воспользоваться. Как правило, лучше всего оставить рюкзак с краю сцены возле входа в фотопит. Можно также положить его под сцену, если позволяет пространство и если там он не будет мешать передвижению ваших коллег. Некоторые фотографы носят технику не в мягком рюкзаке, а в железном чемоданчике. Хотя это не самый удобный способ транспортировки фототехники, зато в пите с ними всегда небольшая табуретка, позволяющая им подняться на некоторую высоту.

При наличии фотопита подножки металлического ограждения позволят встать выше на несколько сантиметров. Фотографии со средних и длинных фокусных расстояний с ракурса «лицом к лицу» всегда смотрятся лучше, чем снятые снизу вверх, с уровня под сценой. Но в этом случае лучше быстро опять слезать на землю, поскольку вы будете мешать зрителям, которые заплатили за концерт, в отличие от вас. По этой же причине на многих концертах фотографам вообще запрещено становиться на подножки заграждения, о чём вам с готовностью напомнят работники службы безопасности.

Если в зале, где проходит концерт, фотопита нет, то нужно либо прийти заранее и занять место перед сценой,
либо придётся положиться на свою силу и пробиваться к сцене через толпу.

(c) А. Войтехович

При концертной съёмке может быть нелегко получить резкие кадры в условиях низкой освещенности, быстрых движений исполнителей, а при отсутствии фотопита - ещё и не всегда спокойной и трезвой толпа. Снимайте сериями - больше вероятность, что хоть один кадр из серии будет резким. Старайтесь стоять ровно и замереть во время съёмки. Хотя стабильная позиция во время фотосъёмки и кажется сама собой разумеющейся, упомянуть об этом необходимо. Очень часто новички бегают перед сценой от одного исполнителя к другому, увлечённые процессом и делая кадры практически на ходу, в результате получая очень большой процент смазанных фотографий.

Несмотря на съемку при дневном свете, использована чувствительность ISO 1000, при которой выдержка
составила всего 1\1250. Нередко даже в условиях приемлемой освещенности стоит выставить максимальную
рабочую чувствительность вашей камеры, чтобы добиться минимальных выдержек и качественных резких снимков,
особенно при фотографировании так называемого "хедбангинга".

Фото: Atheist
(с) Аскар Ибрагимов

Если во время концерта иногда включают дымовые машины, то старайтесь сделать в это время как можно больше снимков. Фотографии в этом случае будут гораздо качественней, поскольку дым служит более интересным фоном, чем металлические крепления софитов или бетонный потолок зала. Кроме того, дым рассеивает свет и на лицах не будет жёстких теней и пересвеченных участков. Единственная проблема в этом случае - фотографии участников группы, находящихся в глубины сцены, будет сделать очень сложно.

Дым на сцене помогает получать качественные фотографии - он скрывает малопривлекательные конструкции на заднем фоне,
делает свет мягче. Но есть и ислючения - когда тумана на сцене так много, что исполнители пропадают в нём.

Фото: Sisters of Mercy
(c) А. Войтехович

Стоит отдельно сказать несколько слов об open-air фестивалях - это отличный способ пополнить портфолио фотографиями известных групп, снятыми при хорошем освещении, что редко бывает в концертной съемке. Но учтите, что для съемки хедлайнера организаторы могут сделать отдельный список разрешенных к съемке фотографов. Обычно об этом известно лишь немного заранее, либо только на самом фестивале.

Поездка на фестиваль Sauna Open Air 2009 дала возможность за три дня увидеть Apocalyptica, Nightwish, Motley Crue
и ряд других известных коллективов.

Фото: Apocalyptica
(c) Аскар Ибрагимов

Второе, на что стоит обратить внимание - организационные моменты. Прежде всего, проверьте расписание, особенно тех фестивалей, где анонсированы выступления на нескольких сценах одновременно. Даже если в течение пяти дней без остановки играют исключительно ваши любимые или запрошенные к съемке группы, вам не удастся отснять все. Запланируйте время на еду и отдых, позаботьтесь о солнцезащитном креме, непромокаемом плаще или теплой одежде. Узнайте, где находится пресс-центр, там часто можно подзарядить аккумуляторы, почитать электронную почту и посмотреть свои снимки на большом экране. Если вы хотите сделать снимки зрителей изнутри толпы, то тщательно проверьте вашу экипировку - ваша одежда и оборудование должны быть в состоянии выдержать напор толпы, слем и мошпит.

Художественные особенности концертной фотографии

Для получения результатов, удовлетворяющих и вас, и зрителей, и заказчика (скажем, редактора сайта), нужно учитывать несколько моментов.

1) Информативность . На снимках должны быть показаны все главные действующие лица, будь то музыканты самой группы, приглашенные гости или же просто люди из толпы, которых артисты могут пригласить на сцену. В случае выступления на известном месте, например, Красная Площадь в Москве - желательно чтобы это было отражено на снимках.

Наиболее востребованы в прессе снимки с лидером группы крупным планом и общие планы со всеми музыкантами группы

Фото 1: Серьга
Фото 2: Manowar
(c) В. Астапкович

2) Разноплановость . Старайтесь не снимать с одной точки. Чем больше ракурсов, разнообразных точек съемок и необычных планов у вас будет - тем интереснее будет репортаж. Всегда интересно снять не так, как двадцать коллег рядом с тобой, а показать что-то необычное и новое. Здесь вам пригодится домашняя информационная подготовка - вы уже знаете роли и привычки участников группы и видели интересные ракурсы с предыдущих съемок. Если вы фотографируете группу не в первый и не во второй раз, то, как правило, обладаете большим преимуществом, зная, что именно будет происходить на сцене. Это отличная возможность попробовать новые ракурсы съемки и другое построение кадра. Также в этом случае подумайте заранее, какой новый материал можно отснять.


Эти фотографии одной группы были сделаны во время трёх фестивалей:
ночью на открытой большой сцене с хорошим светом;
днём во время фестиваля под открытым небом;
на маленькой сцене в клубе со слабым и сложным освещением.

Фото: Diary of Dreams
(c) А. Войтехович

3) Эстетический момент снимка . Хороший репортаж отличется от плохого не только тем, что надо показать происходящее событие с разных сторон и максимально достоверно, но и тем, что это должно быть красиво. Предпочтение всегда отдается не ординарному моменту концерта, а снимку, где видны эмоции и переживание музыканта. Поэтому старайтесь понять, что именно вы хотите передать своим снимком. Небольшой «смаз» или недоэкспозицию вам могут простить в редакции, но если у вас получились скучные и невыразительные кадры - это мало заинтересует ваших заказчиков.

Некоторые группы из-за фотогеничности исполнителей представляют интерес даже для тех фотографов, которые не знакомы с их музыкой.

Иногда динамичность снимку может добавить более длинная выдержка, которую при ярком свете можно достичь, прикрыв диафрагму.

Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

В редакциях предпочитают неординарные снимки - если в кадре ярко переданы эмоции артиста,
то за это вам могут простить некоторые технические огрехи.

Фото: Гарик Сукачев
(с) В. Астапкович

Что касается композиционной стороны концертной фотографии, то помните, что концертная съемка - разновидность съемки людей, и к ней применимы как и принципы, годящиеся для портретной и групповой фотографии, так и принципы построения композиции.

Как и при съёмке портретов или пейзажей, в концертной фотографии может быть полезно следовать
правилам композиции, например, правилу третей. Но, как и в других жанрах, иногда бывает полезно
экспериментировать и отходить от этих правил.

Фото: Gorgoroth
(c) А. Войтехович

Просматривайте работы опытных коллег, пытайтесь понять, какими приёмами достигают они выразительности снимков. Овладевайте с помощью советов коллег и литературы средствами создания настроения в кадре, старайтесь ухватить динамичные эмоциональные позы, снимайте с учетом эффекта перспективы для придания снимку объема, внимательно следите как за отсутствием помех вроде микрофонных стоек и прочего сценического оборудования, тренируйтесь быстро замечать интересные детали на снимаемом человеке - яркую и необычную одежду, причёску и макияж, которые можно снять крупным планом. Также важен фон, на котором происходит действие - музыкант в контровом свете, на интересном фоне или в светящемся облаке дыма будет выглядеть выигрышнее, чем на фоне черного провала.

Дым, освещаемый разноцветными софитами, может заметно улучшить вашу фотографию.

Фото: Emilie Autumn на фоне часов финского клуба Nosturi.
(с) Xeniya Balsara

Необычный задний фон может сделать снимок интересней.

Хороший ракурс в сочетании с удачно пойманным моментом могут сдалать интесным снимок даже при слабом
или не самом удачном освещении, придав исполнителю загадочность и подчеркнув его образ на сцене.

Фото: Billy"s Band
(c) В. Астапкович

Отдельно необходимо упомянуть о том, чем пренебрегают очень многие концертные и репортажные фотографы - уважение к фотографируемому человеку. Музыканты на сцене являются такими же людьми, как ваша жена, подруга или друг, и если вы стараетесь запечатлеть близких вам людей наиболее привлекательно, то почему бы не применять тот же подход к исполнителям на сцене? Как сами музыканты, так и их поклонники, предпочитают видеть интересные, живые кадры, на которых человек, при всей динамичности фотографии, всё же не выглядит смешно, карикатурно или откровенно плохо. Главное - не должен нарушаться сценический имидж, будь это угюмые блэк-металлисты или оптимистичные рейверы. Поверьте, при таком подходе к съёмке вы заслужите уважение смотрящих ваши репортажи поклонников группы и хорошую репутацию в редакции и у заказчика.

К сценическому образу группы ASP вряд ли подошли бы фотографии меланхоличного вокалиста с мечтательным взглядом.

Некоторые группы широко узнаваемы именно благодаря своему сценическому имиджу.

Некоторые музыкальные направления, например, классический death metal, подразумевают имидж
"парень из соседнего подъезда" и отсутствие коммуникации со зрителями. Поймать интересный
кадр в таких условиях - большая удача.

Фото: Entombed
(c) Xeniya Balsara

Если от вас требуется написание репортажа о концерте, то не помешает раздобыть список исполняемых композиций (сет-лист), который часто отдают публике музыканты или работники на сцене после выступления. Вам совсем не нужно отбирать у поклонников группы этот ценный трофей, достаточно просто сделать фотографию сет-листа.

Некоторые группы перед концертом вешают свой сетлист на видном месте, чтобы облегчить работу репортёрам.

Фото: Сет-лист группы Paradise Lost, Mera Luna 2008.
(c) А. Войтехович

Съемка концертов - это всегда репортажная фотосъемка. Задача фотографа передать атмосферу концерта, показать эмоции артистов, эмоции публики, заснять весь драйв, чтобы каждый, взглянув на ваши фотографии, глубоко пожалел, что пропустил этот концерт. Задача, прямо скажем, не из легких, с которой справится скорее всего лишь опытный фотограф. Однако мы расскажем вам в нашей статье, что делают профессионалы, чтобы добиться высоких результатов.

Подготовка к съемкам

Золотое правило любой репортажной фотосъемки - знакомство с местом работы. Если есть такая возможность, заранее посетите место съемки, узнайте, какие световые условия будут на концерте (что поможет вам определиться, какую дополнительную технику необходимо взять на съемку), выберете подходящие точки съемки, присмотрите ракурсы и планы, которые вам удастся захватить.

Еще одной важной работой является просмотр готовых видеозаписей концертов с артистами, которых вам предстоит снимать. Обратите внимание на то, как они двигаются по сцене, с какой скоростью перемещаются и перемещаются ли вообще. Некоторые поп-дивы, такие как Мадонна, устраивают целые шоу-программы, в этом случае вам необходимо познакомиться с этой программой, оценить, как меняется свет, задействованы ли танцевальные коллективы в программе и т. д.

Многие знаменитые фотографы, регулярно снимающие концерты, ведут свои блоги, в которых делятся впечатлениями от выступлений тех или иных артистов и важными наблюдениями с точки зрения профессионала. Попробуйте поискать такую запись о концерте вашего артиста и получите на блюдечке готовые решения сложных задач в работе фотографа на концерте.

Такая предварительная работа позволит вам не нагружать себя ненужной аппаратурой в походе на концерт (что опять же обеспечит свободу передвижения во время концерта) или, напротив, позволит не забыть важную “примочку” и даст больше возможностей для реализации творческих задумок.


Настройка аппаратуры

Перед тем как начать снимать разберем настройки камеры для работа на концертах. Все представляют световые условия, с которыми приходится работать фотографу во время выступления звезд или групп? Правильно, чаще всего это темное время суток, закрытое или открытое помещение, большое количество софитов.

При таких условиях волей неволей поставишь iso на самое большое значение, к примеру, 1600. И если у вас в руках дорогая аппаратура, то это не помешает снять отличные фотографии, если же это кропнутая камера с китовым объективом, придется мириться с внушительным количеством “зерна” на снимках.

Также не стоит забывать, что на концертах никто не будет вам позировать, это динамичный живой процесс, где нужно ловить каждую эмоцию в движении. Сделать качественные фотоснимки в таких условиях вам без труда позволит огромный модельный ряд дорогих телеобъективов с подавлением вибрации или светосильные объективы, благодаря которым можно поставить максимально короткую выдержку. Светосильный объектив также позволит вам обойтись без вспышки, которую часто запрещают использовать фотографам, и получить резкую светлую картинку.

Как мы упомянули ранее, на концерте не обойтись без короткой выдержки, только она способна избавить вас от смазанных фотографий, которые способны пустить всю вашу работу “коту под хвост”.

  • Максимальное значение f, которое вы можете использовать на вашей фотокамере равняется f|125 - не длиннее! Использовать более короткую выдержку вы сможете, если вам это позволит ваша фотокамера и оптика.

    Выбор оптики

    Подробнее остановимся на оптике, которую выбирают профессионалы для съемки концертов легендарных групп. На таких мероприятиях не обойтись без телеобъектива, что естественно, ведь никто вас не пустит на сцену, чтобы заснять звезду крупным планом и показать все эмоции и драйв, которыми она пытается зажечь публику! Телеобъектив в этом случае будет вашим самым лучшим другом, выбирайте этого друга с фокусным расстоянием от 70 до 200 mm. Если к такому объективу добавить светосилу со значением, например, 2.8 L, то это будет идеальный вариант на все случаи клубной жизни. Единственной минус такой оптики - дороговизна, цена таких объективов может достигать несколько сотен тысяч.

    Есть варианты, которые многим будут по карману и также обеспечат хорошее качество снимков, но уже с большим значение iso. Это телеобъектив 70-200 mm со светосилой 4L и телевик 70-300 mm со светосилой 4.0-5.6 L. С таким объективом ваши фотографии спасет от “”зерна” только хорошо освещенная сцена, и как показывает практика, чаще всего на концертах не экономят на электричестве.

    Рассмотрим ряд фиксов, которые вполне можно использовать, если вам удалось расположиться близко к сцене. Стоимость фиксов также зависит от светосилы приобретаемой оптики. Самые яркие и красочные снимки вы получите, если приобретете не дешевые объективы 50/1.8 и 50/1.4. Для крупных планов идеально подойдет объектив 85/1.8. Помимо низкого значения iso вы сможете получить, благодаря этим объективам идеально размытый фон.


    Как выбрать место съемки

    Первое, что нужно учитывать при выборе точки съемки, это освещение. Лицо артиста должно быть хорошо освещено. Идеально, если вы находитесь перед сценой и можете заснять артиста с переднего ракурса. Вы можете поймать софиты на заднем фоне, которые будут направлены на камеру и снять музыканта на контрасте с задней подсветкой. Часто световики включают подсветку разных цветов одновременно, поймав этот момент вы получите очень интересный эффект на фотоснимке.

    • Выбирайте точку съемки, которая поможет вам заснять, как крупные портреты звезды, так и общие планы. Чтобы занять такое потрясающее место, вам придется прийти заранее и не сходить с него пока не сделаете лучшие снимки.

    Как получить аккредитацию?

    Большие концертные площадки, как правило, хорошо охраняются и без специального разрешения вас никто не пропустить с профессиональным фотооборудованием. Как же простому фотографу, который хочет научиться снимать концерты попасть на выступление? Есть несколько способов.



    Работа с композицией

    Эмоции, движение музыканта, это конечно основное, что должен запечатлеть фотограф, однако все это должно сложиться в гармоничный кадр. Залогом удачной композиции концертной фотографии могут стать диагонали. Диагональю в кадре может служить гриф гитары, лучи прожекторов, движения рук музыкантов.


    Нюансы работы на концерте

    Пришло время дать несколько важных советов от профессионалов, которые помогут вам комфортно работать на концертах и запечатлеть самые важные моменты мероприятия.

    Многие фотографы забывают учитывать очень важный момент - на концертах громко! Часто, чтобы подобраться поближе к звезде, приходится снимать у звуковой аппаратуры, что крайне негативно может сказаться на вашем слухе. Всего несколько таких съемок хватит для того, чтобы случилось непоправимое. Перед съемкой концерта обязательно приобретите беруши или профессиональные ушные затычки, которые используют музыканты.

    Дружба с журналистами или прессужбой артиста позволит вам оказаться на самых “козырных” местах во время концерта, возможно даже заглянуть за кулисы и снять эксклюзивные кадры. Также такие знакомства могут обеспечить вам последующие бесплатные посещения выступлений группы, например, за фотографии. Однако для этого нужно иметь портфолио с концертными фотографиями.

    Большие концерты со звездами всегда имеют специальную фотозону, где можно сфотографировать самые известные лица, которые посетили концерт и самих артистов. Чтобы попасть в эту зону, нужен специальный фото-пропуск Позаботьтесь о его получении заранее, чтобы не упустить прекрасную возможность сделать фотографии, которые смогут попасть на обложку какого-нибудь журнала.

    Не пренебрегайте съемкой группы, которая выступает перед вашим артистом. Это даст вам возможность настроить свою фотокамеру как следует к выступлению звезды, привыкнуть к освещению, подготовиться к неожиданным ситуациям.

    Освещение во время концерта может резко менять, даже опытный фотограф в таких условиях может “запороть” кадры, но формат RAW, как волшебная палочка-выручалочка, спасет положение и позволит вытянуть экспозицию во время обработки.

    На концертах всегда возбужденная обстановка, передвигаясь сквозь толпу, вы рискуете дорогостоящим оборудованием. Если решились пройтись по залу и поснимать группу с разных точек, будьте максимально вежливы и занимайте чье-то место только после того, как спросите разрешение.

    Многие концертные фотографы не берут с собой вспышку и это не совсем правильно. Ей можно найти применение в качестве дополнительного света. Понизьте яркость вспышки на несколько ступеней и используйте в качестве заполняющего света, направив немного под углом к сцене. Вы удивитесь, какой интересный эффект получится в результате.

    Вы получите невероятно эффектные кадры, если устроитесь прямо под сценой и сделаете несколько снимков на широкоугольный объектив.

    Все профессиональные фотографы знают преимущества монопода, что он легок в использовании и достаточно мобилен по сравнению со штативом. Берите на съемку концертов монопод и ничто не будет стеснять ваших перемещений по залу.


    Постобработка

    Часто фотографии отснятого концерта нужны здесь и сейчас, особенно если вы снимали для конкретного издания, которому жизненно важно быть первым, кто порадует своих читателей фотографиями с концерта их любимой группы. Старайтесь сразу отсматривать получившиеся кадры и примечать их, чтобы не терять времени дома.

    Крупные концертные площадки устанавливают для фотографов и журналистов специальные палатки, где предоставляют компьютер и вай-фай. Таким образом фотограф может посылать в редакцию свои работы в перерывах между песнями.

    Если же вам некуда спешить и вы снимали просто для своего архива или архива группы, не спешите отдавать фотографии в чистом виде. На концертных фотографиях почти всегда не хватает экспонирования и это вы легко сможете исправить с помощью фоторедактора, если снимали в RAW формате. Также стоит поработать над цветопередачей фотографии, покрутив несколько настроек можно добиться по-настоящему “вкусных” цветов.


    Можно ли заработать на концертной фотосъемки?

    К сожалению в России фотографы за съемки концертов получают только бесплатное посещение выступлений и больше ничего. Поэтому если вы фотографируете концерты, то скорее всего вы просто большой фанат музыки. Редко какой фотограф работает за гонорар, а если и работает, то разово. На этом сказалась малая развитость музыкальной индустрии в целом и ничтожное количество серьезных печатных музыкальных изданий.

    Однако если вы просто любите отличную музыку и живые выступления - концертная фотография отличный способ наработать опыт репортажной съемки и побывать бесплатно на выступлениях любимых исполнителей. Так что скорее читайте эту статью и применяйте все советы на по концертной фотографии на практике!

От фотографа, снимающего выступление артиста, зависит намного больше, чем кажется: благодаря его работе концерт может получить вторую жизнь.
И с этой точки зрения человек с камерой – равноправный участник шоу.

Нужны ли концертному фотографу специальные навыки?
Какую роль играет в его творчестве техника?
Насколько важны музыкальные вкусы?

Мы попросили двух фотографов, профессионально снимающих концерты, рассказать о главном в их работе, и в дальнейшем рассчитываем продолжить этот разговор.

Vall (Валентин Монастырский)

– Не каждый студийный фотограф или пейзажист достойно отснимет концерт, здесь нужен хороший «репортажник». Умение увидеть, вовремя отреагировать или даже предугадать и поймать нужный момент.
Концерт – хорошая школа для начинающего репортажного фотографа. И именно концерт учит работать с плохим светом или вовсе с его отсутствием.
К сожалению, у нас многие клубы, «ненавидят» фотографов. В клубе может быть отличная организация, прекрасный звук, но просто отвратительный свет. Мало кто задумывается, о том, что концерт нужно не только «подзвучить», но ещё и достойно подсветить.
Снимать со вспышкой это моветон.
Поэтому умение работать как с плохим, так и с хорошим светом, плюс быстрая реакция – и есть те навыки, которые нужны в этом ремесле.

– Да, конечно! Я часто снимаю просто на телефон. Если нет задачи печатать баннеры, то подойдет, что угодно, любая мыльница. И чем сложнее задача – тем интереснее. Меня в этом смысле очень радует Инстаграм и несколько приблуд в телефоне. Всё это ставит тебя в условия, в которых ты должен сделать достойную карточку, будучи ограниченным в средствах. А что касается спичечного коробка, есть такое понятие, как «стеноп» – фотоаппарат без объектива. Ещё часто говорят «пинхол».
Так что, по сути, весь фотоаппарат можно сделать из спичечного коробка.

– Всё зависит от концерта, точнее, от места съёмки. Я почти всегда беру с собой стандартный набор, хоть и не всегда пользуюсь всеми объективами. Камера Nikon D700, объективы 50/1.4 , 10/2.8 , 24-70/2.8 и 80-200/2.8.

– Вы знаете, гордиться – это немного другое... У меня так не получается – не позволяет потребность двигаться вперед. Есть карточки, которые мне нравятся, но не более того. И то: они мне нравятся конкретно сейчас, а завтра я уже сниму другой кадр, и он окажется лучше...

– Да, безусловно! Лучше всего на фотографии получаются люди, которых любишь. Тогда я растворяюсь в концерте и не ищу ракурсы или моменты, я просто начинаю чувствовать человека, видеть его эмоции, понимать их и даже не замечаю, как снимаю. Бывает, что две-три песни просто стираются из памяти: смотришь в сет-лист и не понимаешь, куда пропали 10 минут...

– В основном людей. Репортажку. Прогулки, какие-то фестивали. Причём я говорю не о музыкантах на сцене, а о зрителях – очень люблю снимать людей на выездных фестивалях или в парках.
Уличные представления, постановки. Люблю просто пройтись по улочкам в центре города и поснимать, даже на телефон.

– Снимать как можно больше концертов, неважно каких, чем больше – тем лучше. Не бояться снимать не так, как все, раздвигать горизонт, ограничиваться лишь собственным воображением.

alexivanov (Алексей Иванов)

– Нужны ли концертному фотографу какие-то особые навыки?

– Несомненно. Но они же необходимы и любому репортажнику: умение оказаться в нужном месте в нужное время, увидеть кадр, успеть его построить и нажать на кнопку именно тогда, когда нужно.
И полное, доведённое до автоматизма знание своей техники. И понимание фотографии вообще. В каком-то смысле снимающим концерты попроще, нежели, например, людям, снимающим уличные репортажи...
Как правило, тебе не холодно, риска для жизни – минимум. Ну пивом обольют, ну потолкают, может быть, немного. Ерунда – зато музыку послушаешь

– Один мой знакомый фотограф сказал, что настоящий профессионал сможет сделать хороший снимок хоть спичечным коробком. Вы согласны?

– Ну да, а великий Анри Картье-Брессон поминал консервную банку. В принципе, конечно, для действительно хорошей фотографии техника не так важна. Но если мы будем говорить именно о концертной фотографии, то общепризнанных шедевров, которые можно поставить в один ряд с чем-нибудь вроде того же брессоновского «У вокзала Сен-Лазар» и считать произведениями искусства, в ней исчезающе мало. Жанр немного не тот. И в этом жанре часто на первый план выходит техническое качество снимка, которое недостижимо без высококачественной техники и высококлассной, то есть, к сожалению, весьма недешёвой оптики.
Особенно если тебе необходим гарантированный результат, а не случайная удача.
Да, отличную эмоцию и хороший свет можно поймать и на телефон, тем более современные телефоны часто поражают качеством снимков.
И на дешевую «мыльницу», особенно, если знаешь, что и как снимать. Но более стабильного и в среднем намного более качественного результата можно добиться, только снимая на хорошую современную технику. Но совсем не обязательно топовую, ибо общий уровень сейчас достаточно высок.
Поэтому не стоит так уж гнаться за «единицами», третьими марками и прочими десятками мегапикселей, особенно – если всё равно не сможешь раскрыть их потенциал.

– С каким набором объективов и камер вы обычно отправляетесь на концерт?

– Я снимаю сейчас на довольно уже пожилой Canon 40D. Староват, шумноват по сравнению с современными аналогами и камерами повыше классом.
Но поскольку сейчас снимать концерты стал существенно меньше, чем пару-тройку лет назад, вроде и достаточно. С батарейной рукояткой, которая и помогает схватить поудобнее, и габариты увеличивает, а ведь все знают, что раз фотоаппарат большой и чёрный – значит, и фотограф хороший.
С оптикой интереснее: в небольших клубах, как правило, снимаю на Canon 24-70L /2.8 и любимый «полтинник» – Canon 50 /1.4. На большие площадки и фестивали в обязательном порядке берётся телевик – Sigma 70-200 EX /2.8. По бюджету в своё время родной кэноновский объектив не проходил, вот и снимаю на аналог подешевле и чуть похуже.
Ну и, конечно, светосильная оптика – залог успеха в условиях часто далеко не идеального концертного света. Вспышкой почти не пользуюсь. Да на крупных концертах, как правило, и нельзя. Эффектные фильтры – как используемые при съемке, так и те, которые применяют при постобработке – не люблю.

– Какими своими фотографиями вы особенно гордитесь?

– Особенно ничем не горжусь. Есть какие-то любимые, есть просто хорошие, есть средний «проходняк». Как и у всех. А шедевров вроде не наснимал.

– Имеют ли для вас значение артисты, которых вы снимаете, и их музыка?

– Значение имеет, но на результате сказывается не всегда. Бывает, что группа, музыка которой тебе искренне нравится, на сцене получается совершенно «тухлой».
Но есть и обратные примеры – Gogol Bordello или, скажем, Kultur Shock: по музыке вроде меня не особо цепляют, но картинка – песня. Но, конечно, куда приятнее, когда всё совпадает.
Лично для меня такие совпадения, когда и музыка в кайф, и фото вроде неплохие получаются, случились с Женей Фёдоровым и его командами, с Jethro Tull и «Вежливым отказом.
Не всех, конечно, упомянул, прошу прощения. Вот R.E.M. ещё были, помнится, совершенно прекрасны по всем параметрам.

– Что вы снимаете помимо концертов?

– Мне очень и очень нравится то, что называется стрит-фотографией. Ну и, разумеется, всякую туристическую ерунду, когда в отпуск езжу, тоже снимаю. До картинок уровня «я и пальма» стараюсь, правда, не опускаться.

– Представьте, что у вас просит совета молодой человек, решивший стать концертным фотографом. Что бы вы ему сказали?

– Смотреть, снимать и думать. И снова. И повторить ещё раз.

Беседовал Дмитрий Попов (Kroogi.)

Живые концерты — это всегда яркие впечатления, динамика и богатство ярких оттенков. Для обычного зрителя так и есть, а что же они означают для фотографа? Если вы частенько бываете на выступлениях известных артистов, наверняка замечали, как суетливо носятся мастера фотографии, пытаясь поймать самый лучший момент и самый удачный ракурс, воюя с вечно меняющимся светом, яркостью и температурой снимка. Так что правильнее всего будет сказать, что для фотографа концерт — это много и очень много работы. Однако, если вы все же стремитесь снимать живые выступления и делать это качественно, без должной подготовки обойтись не удастся. потому-то мы и подобрали для вас 10 правил, или скорее, советов, которые помогут вам подойти к концертной съемке с готовностью.

    Домашняя работа

Шутки шутками, а готовиться к съемке нужно действительно заранее. Во-первых, внимательно изучите коллектив или артиста, которых предстоит снимать. В этом вам поможет в первую очередь Youtube. Во-первых, он позволит вам познакомиться с динамикой и манерой сценического поведения исполнителя, что имеет огромное значение для конечного результата. Так вы сможете точно знать, чего ожидать от солиста и музыкантов, каких движений, приемов и “фишек”. Тогда же вам сразу станет понятно, как и когда именно караулить удачный кадр.

Не забывайте и о динамике — ведь это едва ли не главное, что должно быть в кадре. Цель концертного фотографа в том, чтобы показать эмоции артиста и публики тем, кто не присутствовал на мероприятии. И конечно, лучший способ — это динамичные активные фото.

Более того, посмотрев и заранее оценив масштаб и направление съемки, вы сможете найти лучшие точки, с которых получатся самые выигрышные кадры. А локация, как известно, для фотографа очень важна.

    Оставьте все лишнее дома

Не менее важно перед походом на концерт оставить дома все лишнее. Тому есть несколько причин — во-первых, вы отправляетесь в людное место и пробираться сквозь толпу с огромной сумкой, полной техники вам будет крайне неудобно. Во-вторых, неудобно будет и тем, кто вас окружает. В третьих, вы никогда не знаете что именно произойдет и вполне может случиться так, что в слэме или в обычном приступе драйва кто-нибудь повредит технику. Поэтому подготовьте камеру и самый удобный объектив, захватите батарейный блок и запасную карту памяти, и смело отправляйтесь снимать мероприятие, не переживая за сохранность всего арсенала. Стандартный набор концертного репортажника — камера (лучше фуллфрейм), 35мм объектив f/2 и внешняя вспышка (она вам пригодится, а почему — об этом мы поговорим позже). Если, конечно, вам предстоит снимать в тепличных условиях пресс-зоны, можно взять с собой запасную амуницию, но точно знайте, что времени для замены стекла у вас скорее всего не будет. Так что отправляйтесь налегке.

    Отражайте вспышку

Есть два вида концертных фотографов, и оба могут подкрепить свой выбор резонными аргументами. Одни принципиально стараются не использовать в съемках вспышку и полагаться только на освещение, доступное в зале, другие же настаивают на том, что четкие и цельные кадры можно получить только со вспышкой.

В том и в другом случае нужно быть аккуратным, ведь доступный свет может подвести, а вспышка может отвлекать зрителей, да и не все артисты позволяют снимать свои выступления со вспышкой. Так что пользуйтесь вспышкой , но умеренно.

Единственная рекомендация, которую здесь можно дать: всегда стараться отражать вспышку. Если есть возможность — от потолка, если нет — использовать рассеиватель. Рассеиватель софт-бокс Flama FL-B14 легко крепится на вспышку и позволяет смягчить свет в любых условиях. Он обеспечивает натуральный мягкий свет и тени.

    Светосильный объектив

Лучший друг концертного фотографа — это светосила. Конечно, зум-объективы великолепны, и теоретически, они крайне удобны для съемок концертов, но по светосиле они определенно уступают фиксам.

Разумеется, многие фотографы являются на концерт с фуллфрейм камерой и объективом 24-70мм f/2.8. В этом нет ничего плохого, но у нас есть две цели — снять, по максимуму используя доступный в зале свет, и вдобавок не таскаться с тяжелыми устройствами. Именно поэтому удобнее всего использовать стекло с постоянным фокусным расстоянием и с высокой светосилой. Мы вовсе не имеем в виду дорогие объективы, ведь достаточно взять качественный Nikon или Canon 50мм f/1.8

ISO в таком случае можно поднять до 12-13000, а выдержку можно выставить 1/200 или 1/300 секунды. Так что при таких настройках, параметры будут компенсировать друг друга, и можно использовать исключительно доступное в зале освещение, не нарушая реалистичности происходящего в кадре и, собственно, на сцене.

    Избегайте снимать на уровне глаз

Это не так просто, если вы находитесь в большом зале, но если вы попадаете на сцену или снимаете в маленьком клубе, легко допустить ошибку и наделать фото, снятых “в упор”. Преимущество крупных и высоких сцен именно в том, что они позволяют вам получить какой-либо уровень: вы можете снимать снизу, можете забраться на балкон и снять сверху, можете снять сзади или сбоку.

Что касается композиции, в силу движения и постоянной динамики на сцене, нужно всегда быть внимательным. Старайтесь избегать попадания в кадр лишней руки, бегущего на бэкграунде техника и т.д. Либо напротив, используйте их, уходя в сторону репортажа, а не перформанса. Так или иначе, старайтесь немного предугадывать события, чтобы успевать поймать верный кадр, поскольку концерты живые и во время выступления может произойти что угодно как в зале, так и на сцене. Важно при этом быть внимательным и успевать следить не только за тем, что происходит в пределах поля зрения объектива.

    Снимайте в ручном режиме

Казалось бы, логично на бегу выставить и авторежим и потом не отвлекаться на лишние настройки. Однако напротив, снимать концерты пожалуй, лучше всего в полностью ручном режиме. Как минимум, вы научитесь работать с невероятно большим количеством типов света, при этом вы будете иметь четкое понимание того как какая настройка ведет себя в таких условиях, и какой получается результат. Словом, вы будете знать собственную камеру вдоль и поперек. В редких случаях можно выставить приоритет выдержки или приоритет диафрагмы, здесь вам придется действовать по обстоятельствам.

Профессиональные концертные фотографы со стажем, как водится, могут практически на глаз определить экспозицию в зависимости от доступного света. Так что, если хотите стать лучше в этом деле, рекомендуем в целях практики попробовать выставлять экспозицию, не глядя на данные и показатели с камеры, а на глаз и проверять себя каждый раз. Со временем, вы научитесь легко “читать свет”, соответственно, настроиться будет значительно проще.

    Знайте когда менять AF-C на AF-S

Два самых популярных режима автофокуса на камерах Nikon - это AF-C (режим непрерывного продолжительного фокусирования) и AF-S (режим разового фокусирования). Концертному фотографу нужно четко знать, когда менять один на другой. Каждый раз фокусируясь заново можно добиться интересных кадров, но только если субъект не носится по сцене, например, во время акустического сета, когда как правило, динамики на сцене меньше, вполне приемлем AF-S.

А вот AF-C — это куда более подходящий для концертных съемок режим. Не стоит даже упоминать тот факт, что при съемке движущегося объекта это в принципе очевидный выбор.

При съемках в темном помещении даже самая крутая камера может не справиться с “отслеживанием” субъекта, так что придется либо использовать AF-C, но адаптироваться к возможным неудобствам, либо фокусируясь при помощи AF-S& В первом случае пострадает композиция, во втором — динамика. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что среди современных концертных репортажников можно встретить и тех, кто пользуется ручным фокусом.

Так или иначе, у многих современных камер есть центральные точки фокусировки, где чувствительность при низком освещении/контрасте повышена. Если у вас будет минутка — проверьте свою камеру, это того стоит.

    Фотографируйте зрителей

Разумеется нельзя отправиться на концерт и провести все время, развернувшись к сцене. Ваша задача, как фотографа, передать не только то, что происходило непосредственно перед публикой, но передать общую атмосферу, царящую в зале. Поэтому иногда как минимум разворачивайтесь к толпе и делайте снимки фанатов. Как правило, люди охотно позволяют себя снимать, а в порыве радости от полученных впечатлений, частенько могут взаимодействовать с фотографом и улыбаться или показывать какие-нибудь знаки в камеру. Когда они не позируют, вы и вовсе можете поймать чистейшие искренние эмоции. Не забывайте делать кадры, где видно и артиста, и публику, поскольку это и есть те отношения, на которых строится мероприятие.

Иногда отходите назад (совсем назад, в конец зала, за спину звукорежиссера) и снимайте из-за толпы, ведь это даст зрителю настоящее ощущение присутствия, будто он сам наблюдает за происходящим.

    Ловите интересный свет

Мы уже отмечали, что многие предпочитают снимать, пользуясь только доступным в заведении светом. Так вот, на то есть и еще одна причина, которую тоже стоит упомянуть. Таким образом можно поймать интересный свет, например удачно упавший на артиста луч, тень в потоке света и многое другое. То есть не стоит всегда расстраиваться, что вам досталась непростая задача повиноваться воле освещения на площадке.

Есть только одно принципиальное правило, которое касается освещения: избегайте снимать кожу и лица, залитые красным светом. Красный свет не позволяет получить детализированный кадр, спасти который можно только одним способом. Вместо этого, дождитесь пока свет сменится и жмите на заветную кнопку.

В крайнем случае, если не удалось избежать красного света, многие фото можно будет спасти простым переводом в ч/б.

    Ловите детали

Каждый раз, когда вы отправляетесь на съемки, мы говорим вам обращать внимание на детали. Не отступимся и сегодня: примерно за полчаса до начала концерта, у вас есть возможность поймать немало интересных моментов — общение между собой фанатов, инструменты, мелкие детали. Вы можете запечатлеть ожидание и напряжение на лицах фанатов.

После концерта не забудьте снять сетлист, а если вам удастся поймать хотя бы несколько моментов с импровизированной автограф-сессии, считайте, что день более чем удался, ведь вам удалось не только зафиксировать выступление, но и реальное взаимодействие артиста и его зрителя. Это очень богатые на эмоции моменты.

Что ж, вы готовы к первому опыту концертной съемки. Последние пожелания от нас: всегда будьте вежливы с персоналом, поклонниками и коллегами-фотографами и наслаждайтесь музыкой! Если с последним возникли вкусовые проблемы, запаситесь хорошими наушниками-вкладышами, которые помогут немного убавить окружающий шум — например,

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 4-5 часов
  • Требования: светосильный объектив, затычки для ушей и концерт!

Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.

Шаг 1: Правильный объектив

Во-первых, вам нужен светосильный объектив. Если данный термин вам не знаком, он используется для описания объективов с максимально широкой апертурой (наименьшее диафрагменное число). Вы можете использовать зум-объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 или «фикс» с диафрагмой f/1.8. Для большинства моих концертных снимков я использую «фикс» 50мм f/1.4.

Использование вспышки - это вариант, но полностью полагаться на него вы не можете. Многие залы, группы и журналисты придерживаются правила «никаких вспышек первые три песни», или совсем запрещают использовать вспышку. Вот почему отлично начинать с «фикса». Он позволит получать большую резкость, и имеет большую светосилу.

Шаг 2: Скорость, и как её заснять

Во-вторых, держите в уме, что это пассивная форма фотографии. Вам не удастся управлять людьми или осуществлять какой-либо контроль над разворачивающимся действом. Ваше преимущество состоит в умении компоновать кадры на лету. События будут развиваться в бешеном темпе, и вам нужно будет успевать фиксировать их. Музыканты, имеющие опыт в выступлениях, скорее всего, имеют отработанный план действий и свой режим, или просто устраивают шоу, и передвигаются больше, чем все привычные для вас объекты съемки.

Как это чаще всего и бывает, самый простой ответ - верный; вам нужна короткая выдержка. Именно поэтому я делаю такой упор на светосильном объективе. С ним вы будете иметь возможность лучшим образом сфотографировать музыкантов с выдержкой, которую невозможно использовать с китовым объективом или иным, ограниченным по максимальной диафрагме, без потерь для экспозиции. Многие из моих любимых концертных кадров были сделаны на 1/160 секунды и на диафрагме f/2.0.


Шаг 3: Чувствительность - нет, не та самая

В третьих, учитывайте контекст и цель съемки ваших кадров при покупке нового оборудования и выборе настроек камеры. ISO играет важную роль, если мы говорим о возможностях вашей камеры и о том, как она справляется с шумами. Вы уже наверняка знаете, что чем выше ISO, тем более чувствителен сенсор вашей камеры к свету, и тем ярче станет ваше изображение за счет добавления большего количества зерна в кадр.

Многие из новых моделей камер имеют гораздо более высокую производительность на высоких значениях ISO с меньшим шумом и более качественными изображениями, так что это то, на что стоит обратить внимание, когда вы решите обновить вашу «тушку» или купить тот новый «фикс».

По этой же логике, учитывайте следующее: укороченная выдержка, полученная посредством увеличения ISO с 800 до 1600 (например, с 1/60 до 1/125) может иметь серьезное значение в плане получения резкого изображения, фиксирующего движение исполнителя, вместо размытого снимка. Многие издания и веб-сайты предпочтут резкое и немного шумное изображение размытой картинке без шума.


Шаг 4: Сделайте домашнюю работу

В-четвертых, это может быть не так захватывающе, как само шоу, но проведите некоторое исследование до того, как отправитесь на съемку. Вы сможете собрать множество полезной информации относительно того, как музыканты двигаются, что из себя представляет концертный зал, какое освещение используется, просто просмотрев фотографии предыдущих выступлений, что поможет вам сделать отличные снимки и превзойти других фотографов в зале.

Многие фотографы ведут блоги о выступлениях, которые они снимали, и дают в них советы и рекомендации, а также пишут рецензии о посещенных ими шоу. Эти записи - золотая жила для поиска информации; зачастую они содержат данные о конкретных настройках камеры и используемом оборудовании. Отличное место для начала - сайт Тодда Оуйанга (Todd Owyoung) I Shoot Shows .

Шаг 5: Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Многих привлекает этот вид фотографии, маня обложками журналов и альбомов, ревущими толпами и встречами с рок-звездами. Я, определенно, не говорю вам о том, что вам стоит отказаться от своей мечты и оставить надежду, просто будьте терпеливы. Публикация в той или иной форме и встреча с любимой группой, безусловно, достижимые цели, но ожидать, что это случится в течение нескольких недель или даже месяцев с начала съемок, нереалистично и нечестно по отношению к вам. На то, чтобы адаптироваться, отточить свои навыки и сделать так, чтобы вас заметили, требуется время. Как только вы это сделаете, вы будете счастливы, что втянулись.

Шаг 6: Сохраните свой слух

Осмелюсь предположить, что если вы увлечены каким-либо типом концертной фотографии, вы также фанат музыки в том или ином виде. В противном случае, я снимаю шляпу перед вашей заинтересованностью в данном виде фотографии, ввиду того, какой вред она может нанести вашему слуху. На концертах громко, так что вам, возможно, стоит приобрести беруши. Даже если вы купите дешевую упаковку одноразовых, я настоятельно рекомендую вам сделать это, потому что это позволит вам продолжать наслаждаться музыкой еще несколько лет после того, как вы ступите на выбранный путь.

Это очень простой шаг, который может некоторым показаться неудобным, но потерянный слух может не восстановиться со временем, так что это очень важная часть концертной фотографии. Лично я использую ушные затычки для музыкантов ER 25 от Etymotic Research, которые подходят к моему уху, принимая нужную форму, и уменьшают шум на 25 децибел. Найдите пару, которая будет вам доступна и удобна, и носите ее вместе с фотооборудованием.


Шаг 7: Получите доступ

Конечная цель концертного фотографа состоит в составлении небольшой сети из журналистов и редакторов, с которыми он может работать. Журналисты помогут вам получить доступ на выступление, поскольку они работают на группы и лейблы. Однако сейчас вы сталкиваетесь с проблемой курицы и яйца в концертной фотографии. Вы не можете получить доступ на концерт без вышеупомянутых связей, но вы также не можете наладить эти связи без портфолио с отснятыми вами концертами.

Это не такая большая проблема, как может показаться. Если у вас нет концертного портфолио, вам просто нужно начать с самого низа. Вы можете связаться с группами или концертными залами, уточнив, не нужны ли им фотографии с выступлений, использовать преимущества бесплатных шоу или «баттлов» между группами, или же самостоятельно оплачивать билеты, пока вы не достигнете определенного уровня.

Предупреждение: концерты более популярных команд с дорогими билетами, вероятно, будут иметь фото-зону (секцию, огражденную барьерами), и на них потребуется фото-пропуск для осуществления съемки. Если вы проигнорируете данное предупреждение, охрана может вежливо попросить вас удалиться, если поймает за съемкой.


Шаг 8: Съемка шоу

Хорошо, вы зашли так далеко. Не многовато ли работы для простой съемки концерта? Возможно, но я пытаюсь помочь вам сделать все правильно в первые разы. Вы собрали сумку и проверили оборудование, и теперь вы готовы снимать вашего любимого музыканта.

Пожалуйста, прибудьте заранее и снимите «разогрев». Это важно по ряду причин - вы привыкнете к освещению в зале, вы зарядитесь настроением толпы, и что наиболее важно - вы попрактикуетесь в съемке в специфических условиях данного конкретного выступления, что позволит вам получить лучшие результаты для части хэдлайнеров.

Стоит также отметить, что часть «разогрева» не пользуется особым вниманием фотографов, так что они, вероятно, будут вам вдвойне благодарны за вашу тяжелую работу. Также учтите, что снимать стоит в RAW, т.к. это поможет вам вытянуть фотографии во время обработки в случае экстремальных условий освещения, с которыми вы можете столкнуться на концерте.


Вам, возможно, придется двигаться во время съемки, потому что делать все кадры с одной точки скучно, и это не поможет вам развиться. Проблема состоит в том, что чаще всего вам придется работать, пробиваясь через толпу, а большинство посетителей концерта предпочитают оставаться на своих местах.

Будьте вежливы, улыбайтесь, указывайте на свою камеру, когда необходимо, и просто спросите, можете ли вы встать на их место на одну или две песни, чтобы сделать несколько кадров. Не забудьте поблагодарить, когда закончите, и продолжайте двигаться. Это лучший подход, который я нашел, потому что никто не любит грубых фотографов, плечами и локтями прокладывающих свой путь в толпе.

Комфортно разместитесь рядом со сценой, выберите начальные настройки на камере (например, ISO 800, 1/125, f/2.0) и сделайте несколько снимков. Проверьте экспозицию и подстройте камеру соответственно. Вы, вероятно, найдете настройку, которая работает для большинства условий освещения в данном концертном зале, и вам нужно будет вносить лишь небольшие изменения в значения выдержки и диафрагмы, что позволит вам сосредоточиться на наблюдении за действом и выстраивании композиции снимков. Не забудьте повеселиться, в конце концов, это концерт, и если вы думаете, что упустили кадр, сделайте еще один.


Шаг 9: Что дальше?

Вы добрались домой, и выжили после всего этого пота, шума и столпотворения - но работа на этом не окончена. Если вы снимаете для издания или какого-либо блога, у вас, вероятно, есть срок сдачи материала. Даже если нет, вам все же нужно назначить его самому. Своевременная готовность снимков послужит созданию вашей хорошей репутации.

Поскольку это всего лишь общее руководство, я не буду вдаваться в детали касательно обработки, но я должен отметить, что в конечном итоге вы выработаете свой собственный стиль. Большая часть обработки будет выполнена в вашем любимом RAW-редакторе, таком как Aperture от Apple или Lightroom от Adobe.

Вам стоит следовать общим правилам журналистики в том, что касается улучшения качества фотографий без искажения сути событий, реально произошедших на выступлении. Суть в том, чтобы экспериментировать в пределах разумного.


Заключение

Концертная фотография - занятие очень веселое и полезное, но маловероятно, что она будет приносить вам достаточный доход, который позволит оплачивать счета исключительно этими изображениями. Если вы заядлый меломан или просто ищете другой путь для раскрытия творческой составляющей вашей фотографии, это стоит усилий, и это руководство должно помочь вам сделать первые шаги.

Тут нет никаких секретов и коротких путей, и может быть сложно измерить ваш прогресс, но вы будете счастливы, что вы занимаетесь этим и встречаете множество удивительных и интересных людей на вашем пути.