Маргарита михайловна тучкова и ее судьба сообщение. © краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах". Девушка из рода Нарышкиных

7 сентября (26 августа) у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии М. И. Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.

В память великого сражения предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Мне имя – Марина. Святая великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Имя в истории», посвященную Маргарите Михайловне Тучковой (игумении Марии (1781–1852), настоятельнице Спасо-Бородинского монастыря.

ИГУМЕНИЯ МАРИЯ
(МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНА ТУЧКОВА; 1781–1852) НАСТОЯТЕЛЬНИЦА СПАСО-БОРОДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

«Пример любви и верности святой…»

Историю любви героя войны 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова и его жены Маргариты Михайловны современники называли «любовью века». Они были вместе всего шесть лет…

Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 г. в семье потомственных дворян Нарышкиных*. Отец Маргариты, полковник Михаил Петрович и мать, Варвара Алексеевна, урожденная княжна Волконская, дали дочери отличное домашнее образование и воспитание. В этой семье было 9 детей, и все они были воспитаны достойными гражданами своего Отечества.
* Из этого древнего и славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого.

К пятнадцати годам Маргарита владела тремя иностранными языками: немецким, французским, итальянским; рисовала пером и кистью, не только прекрасно исполняла на фортепьяно пьесы Бетховена и Моцарта, но и вдохновенно импровизировала; великолепно пела на светских собраниях и вечерах; имела глубокие познания в ботанике, географии, логике, анатомии (посещала анатомический театр, присутствовала на медицинских опытах).

Лето она проводила обычно в подмосковных имениях родителей, где занималась верховой ездой по окрестностям, ягодной и грибной охотой, купанием в реках и прудах. Чтение книг и последующие размышления над прочитанным дополняли ее воспитание. Она не пугалась истин жизни, не роптала. Бог был в ней всегда.

В шестнадцать лет девушку стали вывозить в свет. В это время Варвара Алексеевна Нарышкина сблизилась с вдовой Ласунской, матерью Павла Михайловича Ласунского, генерал-майора, блестящего кавалера, завсегдатая светских гостиных – «человека образованного, весьма счастливого по службе и успехам в обществе». Он был обходителен, хорош собой, образован, умен, принят при дворе Екатерины Великой, ввиду чего Нарышкины признали его прекрасной партией для Маргариты. На правах друга семьи Ласунский часто бывал в доме Нарышкиных и быстро завоевал расположение матери. Он охотно согласился на брак, благодаря светскому положению и богатому приданому невесты.

Невесту же нисколько не радовала предсвадебная суета: необходимость улыбаться, принимать подарки и примерять выписанное из Парижа подвенечное платье, но признаться, что не питает к жениху ровным счетом никаких чувств, и пойти против родительской воли Маргарита так и не решилась…

Получив приданое жены, П. М. Ласунский не изменил своим холостяцким привычкам картежника, кутилы, игрока и мота. Бо́льшую часть времени он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене также вести свободный образ жизни и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Павел пропадал ночами, не скрывая от жены, что ездит к любовнице, а если оставался дома, то пребывал в крайнем раздражении. Как-то Маргарита застала супруга за тем, что он рылся в ее шкатулке с драгоценностями – Ласунский собирался заложить фамильные нарышкинские изумруды, чтобы рассчитаться с огромным карточным долгом. Возмущенная Маргарита бросилась к мужу, и получила такой удар по лицу, от которого потеряла сознание, а потом надолго слегла в нервной горячке…
Маргарита молча и терпеливо несла свой крест, не решаясь огорчить родителей и рассказать о своем семейном «счастье». Тем временем, слухи о похождениях ее мужа дошли и до родителей Маргариты. Когда все открылось, родители, ужаснувшись, стали хлопотать перед Царем и Синодом о разводе. В России того времени это было почти невозможно: вопросы о расторжении брака решались на самом высоком уровне. Но образ жизни Ласунского был настолько известен в Петербурге, что развод был получен. Святейший Синод дал разрешение, и Маргарите Михайловне был возвращен статус «девицы Нарышкиной», что означало возможность повторного брака. Маргарита возвратилась в родительский дом.


С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась еще в пору несчастливого замужества. Молодые люди по-настоящему полюбили друг друга. Узнав о разводе, Тучков попросил руки Маргариты. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом и долго не давали согласия на ее второй брак. В 1802 году Тучков уехал за границу, путешествовал и пополнял свои знания в Германии и Франции. С тех пор изо дня в день мать терзалась, видя страдания Маргариты, теряющей покой и сон в ожидании весточки от любимого.

Полковник Тарутинского пехотного полка Михаил Михайлович Нарышкин, родной брат Маргариты, опираясь на рассказы домашних об этом событии, записал: «…был страшный шум в нашем доме, поднятый после отказа матушки Варвары Алексеевны выдать за милого красавца Тучкова мою сестру Маргариту. Бедная сестра, узнав о намерении расстроенного Александра Алексеевича уехать в Европу, потеряла сознание. В ее комнату то и дело вбегали люди с подносами, кувшинами, полотенцами; пахло сладкими травами. Мне жаль было ее; насупившись, я смотрел на мать исподлобья… Маргарита слегла. Она еще не окрепла, как примерно через неделю после «шума» к нашему дому подъехал на коляске Тучков. Меня, играющего с дворовыми детьми, он подозвал к себе:
– Сходи к Маргарите, передай конверт.
Я побежал опрометью. Сестра раскрыла бумагу, и глаза ее наполнились слезами.

В письме Александр Алексеевич просил Маргариту беречь себя и верить в их счастье. Закончил послание стихами на французском, рефреном которых было признание в любви: «Кто владеет моим сердцем, и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!» Как самую дорогую реликвию вдохновенное письмо своего будущего мужа Маргарита хранила до конца дней».

Долгих четыре года стали испытание в верности – только переписка связывала влюбленных. По возвращении Тучков вторично просил руки Маргариты Михайловны и на этот раз получил согласие.

Для Маргариты Михайловны наступили короткие годы счастья. Весной 1806 года в Москве, в храме на Пречистенке состоялось венчание 25-летней Маргариты Нарышкиной и самого молодого генерала России Александра Тучкова (ему было 29 лет). Вдруг под ноги новобрачной бросился нищий в лохмотьях: «Мать Мария! Возьми посох!» Hевеста так волновалась, что плохо помнила, как произносила слова клятвы, как оказалась на улице, у врат храма. Она в каком-то лихорадочном оцепенении взяла из рук старика суковатую палку, не задумываясь над странностью слов, обращенных к ней…

А слова эти оказались пророческими: через много лет, став игуменией Спасо-Бородинского монастыря и получив при новом крещении имя Мария, Маргарита Тучкова каждый вечер будет обходить монастырский двор, опираясь на дубовый посох, подаренный ей юродивым в день свадьбы.


Александр Алексеевич Тучков (1777/1778–1812) происходил из старинного дворянского рода, идущего от новгородских бояр, переселенных Иваном III во внутренние области России. Отец Александра – Алексей Васильевич (1729–1799), инженер-генерал-поручик, тайный советник, сенатор – начальствовал над крепостями по польской и турецкой границам, знаменитый Тучков мост в Петербурге строился под его руководством; мать Елена Яковлевна была из рода Казариновых. Семья была большая: 2 сестры и 7 братьев, два из которых умерли в младенчестве, а остальные – Николай, Алексей, Сергей, Павел, Александр – стали генералами, четверо из них участвовали в Отечественной войне 1812 года, причем Николай был смертельно ранен, а Александр убит в Бородинском сражении.
В характере Александра соединились беспримерная храбрость, рыцарская доблесть, доброта и романтизм. Этим качествам соответствовала и внешность молодого офицера: он был на редкость красив и статен.

25 апреля 1799 году А. А. Тучков получает чин полковника, что сулило ему блестящую карьеру. В 1804 году его переводят в Муромский пехотный полк; боевое крещение получил в русско-прусско-французской войне 1806–1807 годов, особенно отличился в сражении при Голымине (Польша) 14 декабря 1806 года, командуя Таврическим гренадерским полком. В декабре 1806 года назначен шефом Ревельского мушкетерского (с 1811 года пехотного) полка, в конце 1807 года за отвагу награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 12 декабря 1808 года становится генерал-майором; имел репутацию способного, деятельного и бесстрашного воина, солдаты любили его.
Александр Тучков, младший из четырех братьев-генералов, был одним из людей того высокого уровня долга и чести, на которых держалась русская армия. Современники писали, что редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетались в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове. А. А. Тучкову посвящены знаменитые строки Марины Цветаевой «Генералам 1812 года»:

Ах, на гравюре полустертой
В один великолепный миг
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

Прошел год. Маргарита и Александр, удалившись от света, жили в своем тульском имении. Желая быть постоянно рядом с женой, Тучков подает прошение об отставке, но император, занятый подготовкой к военным действиям против Швеции, просьбу отклонил. Весной 1807 года в Пруссию вторгся Наполеон, и высочайшим повелением Тучкову было предписано отбыть в месторасположение части. Александр I понимал, что война скоро докатится и до российских границ…
Когда об этом стало известно, Маргарита, к большому удивлению супруга, наотрез отказалась остаться дома – она решила разделить с ним все тяготы походной жизни. Она написала письмо Александру I, в котором просила разрешить ей сопровождать мужа в военных походах. И такое разрешение было получено.
После начала Русско-шведской войны (1808–1809) Маргарита Михайловна неотлучно находилась рядом с супругом, разделив с ним все тяготы военной жизни; заботилась о раненых; самые бедные семьи в деревнях, через которые проходила армия, получали от нее пропитание и деньги. Не раз сопровождала она супруга верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. Она научилась чистить картошку и варить солдатскую похлебку на походном костре. Ей, аристократке, доставляло ни с чем не сравнимое удовольствие ухаживать за лошадьми – чистить их, расчесывать гривы. Маргарита Тучкова стала мужественной сестрой милосердия: часто она сама зашивала рваные раны солдат обыкновенной иголкой с ниткой, используя в качестве анестезии единственное имеющееся средство – спирт.

В апреле 1811 года на пути в Минскую губернию Тучкова родила сына: Александр Алексеевич пожелал назвать его в честь любимого старшего брата Николаем. Теперь ей стало намного труднее следовать за полком, и отъезд в Москву был делом решенным. В ночь перед расставанием Александра разбудил крик жены – она плакала, повторяя: «Бородино! Тебя убьют в Бородине…» Маргарита увидела сон: как будто она бродит по незнакомому городу, на стенах которого то и дело мелькает кровавая надпись на французском языке – «Бородино». А потом, будто бы, к ней в спальню заходят отец с братом и протягивают ей Николеньку со словами: «Мужайся, родная, твой муж пал со шпагой в руках на полях Бородина. Вот все, что теперь у тебя осталось от него…». Не найдя на карте названия этого небольшого населенного пункта, Александр Тучков поспешил успокоить жену: «Забудь, милая, куда ночь – туда и сон!»…

Супруг счел, что Маргарита сильно переутомилась, ухаживая за Николенькой без помощи мамок и нянек, оттого и видит дурные сны, однако все же полез за старой походной картой, не найдя на ней никакого Бородина, он поспешил успокоить жену. Однако страшное видение повторилось вновь. Теперь Маргарита запомнила сон в подробностях: она бежит по улице и натыкается на белую стену, на которой сочащимися кровью буквами по-французски написано: «Участь твоя решится под Бородиным». Наутро Маргарита на коленях умоляла мужа не отсылать ее в Москву, как будто надеялась своим присутствием защитить любимого человека от страшной участи, но Александр и слышать ничего не хотел… Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино навсегда войдет в историю России.

С согласия офицеров полка Тучков перед отъездом отдал жене для сохранения утварь походной церкви вместе с главной святыней, которая сопровождала воинов во всех походах,– образом Нерукотворного Спаса.


Началась Отечественная война. 24 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию огромным войском. Генерал Тучков получил приказ выступить к Смоленску. Пока происходили военные действия, Маргарита Михайловна Тучкова жила некоторое время в Кинешме. Знаменитое сражение под Бородиным состоялось 26 августа 1812 года, через два с половиной месяца после того, как генерал Тучков попрощался с женой. Перед боем он невольно вспомнил ту ночь, когда тщетно искал на карте глухое село в 110 верстах от столицы.

Во время Бородинской битвы А. А. Тучков во главе Ревельского и Муромского пехотных полков защищал Семеновские (Багратионовы) флеши. В разгар сражения, желая увлечь за собой солдат, Александр Тучков со знаменем в руках бросился вперед и был убит. Падая, он будто бы услышал голос окликнувшей его Маргариты – такой родной, такой близкий… Свидетельства солдат, видевших, как погиб командир, противоречивы: одни утверждали, что он был убит наповал пулей, попавшей в голову, другие – что его буквально разметало на части пушечным ядром. Первого сентября 1812 года, в день своих именин, Маргарита находилась в Кинешме. Выйдя из церкви, она увидела перед собой брата – Кирилла Нарышкина, адъютанта Барклая-де-Толли. Брат был бледен, не говорил ни слова и повел ее к дому. Далее все совершилось, как впоследствии рассказывала своим близким Маргарита Тучкова, по ее пророческому сну. Вошел отец с годовалым внуком Николенькой на руках и произнес уже знакомые слова: «Маргарита, сбереги себя для сына! Вот все, что осталось тебе от твоего Александра! Муж твой пал на полях Бородина!»


Маргарита поспешила в Москву, чтобы отправиться на Бородинское поле, она надеялась отыскать тело мужа. Все отговаривали ее от этого казавшегося безумным плана. Поскольку и армия Кутузова, и армия Наполеона сразу проследовали дальше, к столице, на поле сражения остались лежать непогребенными десятки тысяч убитых. О месте гибели мужа Тучкова узнала подробности от генерала П. П. Коновницына – друга семьи, он прислал ей план Бородинского сражения и отметил около деревни Семеновской у ручья Огник батарею, где на средней флеши погиб Александр Тучков.


Хоронить всех убитых не было никакой возможности: тогда пришлось бы вырыть на месте Бородинского поля одну огромную погребальную яму. Русское правительство распорядилось: крестьянам окрестных деревень отправиться на место битвы с топорами, вилами, длинными шестами, разжечь костры и, подобно древним славянам, сжечь все трупы в огне. Оставить все до весны – значило бы обречь целую губернию на неминуемые эпидемии.


Современница Тучковой, по семейным преданиям, так рассказывает о первом посещении вдовой Бородинского поля: «Уже наступила вторая половина октября, когда ее дорожная карета остановилась у скромной усадьбы знакомой ее доброй женщины, жившей около Можайска. Путешественница, не давши себе времени отдохнуть от тяжелой дороги, послала в Лужецкий монастырь просить священников прийти немедленно на место битвы, чтобы отслужить панихиду по убиенным, а между тем поехала сама па поле… Все усиливало ужасы картины: ночь уже наступила, небо было сумрачно, дул по временам холодный ветер, и воздух был заражен тысячами тлевших тел».

Когда панихида была окончена, Тучкова, сопровождаемая иеромонахом Иоасафом, казначеем Можайского Лужецкого монастыря, отправилась на поиски. Вдвоем с ним Тучкова всю ночь бродила по полю около деревни Семеновское, нагибалась едва ли не к каждому трупу, стараясь узнать дорогие ей черты. Отец Иоасаф вполголоса молился и кропил святой водой убитых. Лихорадочная надежда поддерживала ее силы, но к утру они иссякли. Тучкова возвратилась на квартиру, где оставила сына с француженкой-няней мадам Бувье. Переступив через порог комнаты, она упала без чувств. Легенда рассказывает, что на поле битвы безутешная вдова нашла лишь скромный рубиновый перстень, который Александр носил на безымянном пальце правой руки…
Маргарита Михайловна поняла, что ей не суждено устроить могилу мужа. И тогда она выстроила на месте его гибели небольшую часовню, куда приезжала молиться и вспоминать мужа. Это была одновременно молитвой за всех погибших на Бородинском поле.


Со временем она осознала, что должна увековечить память мужа и всех погибших за Отечество воинов, построив храм на Бородинском поле. С этой целью она намеревалась выкупить у местных помещиков три десятины земли, но те, узнав о ее замысле, пожертвовали землю безвозмездно. И Маргарита начала на месте гибели мужа строить церковь. Александр I, узнав о затевавшемся строительстве, пожертвовал 10 тысяч рублей. Так на месте флешей возник Спасо-Бородинский храм.


ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО — СВЯТЫНЯ СПАСО-БОРОДИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В это время в жизни Маргариты Тучковой произошло чудо возвращения к ней образа Спаса Нерукотворного, которую ее муж возил с собой во все военные кампании. Новый генерал, заступивший на место погибшего А. А. Тучкова, оставил икону вдове, решив, что она слишком велика для только что заказанного иконостаса походной церкви.

Маргарита Михайловна приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Федоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкой церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

В 1820 году каменная церковь была возведена, сюда потянулись паломники со всей России. Освятил ее Архиепископ Московский Августин (Виноградский). В храме был поставлен высокий гранитный крест с неугасимой лампадой и положена мраморная плита с именем Александра Тучкова. Над правым клиросом Маргарита Тучкова собственноручно установила полковую икону Спаса Нерукотворного, впоследствии почитаемую чудотворной и получившей название Спас Бородинский. Для себя вдова устроила напротив мавзолея небольшой домик-сторожку из красной сосны, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой. Сыну она посвящала все свое время и внимание.


Вскоре новые несчастья поразили семью. Выступление на Сенатской площади в декабре 1825 года коснулось множества дворянских семей того времени. Младший брат Маргариты Тучковой, Михаил Нарышкин, принял участие в декабрьском восстании. Велико было горе Маргариты Тучковой, когда это несчастье случилось с ее братом. Через три недели после того, как увезли на каторгу Михаила, скончалась его мать Варвара Алексеевна.


И вот отнимается у Маргариты Тучковой последняя связь с этим миром: 16 октября 1826 года, очевидно, от воспаления легких, на руках матери внезапно умирает единственный сын Николенька. Николай Тучков был записан в Пажеский корпус, но по слабости здоровья жил при матери. Болезнь сына казалась неопасной, но Тучкова испугалась, созвала всех врачей Москвы на консилиум. Они успокоили мать, что сын ее обязательно поправится, а через несколько часов после ухода врачей пятнадцатилетний Николай Тучков скончался. Похоронили его в склепе Спасо-Бородинского храма на правой стороне.


После кончины сына Маргарита Михайловна окончательно решила поселиться в своей сторожке на Бородинском поле, вблизи дорогих могил. Вместе с ней оставались дядька сына и его гувернантка – француженка мадам Бувье. Няня сына также решила не покидать ее и ухаживать за могилой мальчика. О своей жизни в это время Тучкова писала подруге: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы – ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь – вот мое упование, тем и кончу!»


Обрести опору и утраченный смысл жизни Маргарите Михайловне помог митрополит Филарет (Дроздов), ставший ее духовным наставником. Он обратил ее внимание на то, как много на свете несчастных, слабых и обездоленных; ее долг – быть им опорой, помогать тем, кто в этом нуждается. Маргарита Михайловна последовала совету святителя.
Вскоре слух о живущей у Бородина доброй барыне, щедрой на подаяния, быстро разнесся по округе. Люди шли со всех окрестных деревень – немощные, больные, голодные. Она помогала, чем могла: одаривала деньгами, кормила, шила из простой материи платья и раздавала их бедным, бинтовала раны и делала компрессы.

Для постоянной службы в церкви и поминовения убиенных и усопших Тучкова пригласила из ближайшего монастыря священников. Но и сама, имея отличный голос и незаурядные музыкальные способности, помогала вести церковную службу. Знавшие Тучкову даже в старости отмечали ее «обширный ум, проницательность, необыкновенную силу воли и твердость, память, остроумие». Все эти качества очень помогали ей теперь.


Затеплился огонек, зажженный Маргаритой Михайловной, и люди потянулись к нему. Все свои деньги Тучкова вкладывала в создание женской общины и в помощь нуждающимся,– в этом служении видела она смысл своей жизни. Своим тульским крестьянам она дала вольную (до отмены крепостного права было еще далеко!), продала половину имения под Ярославлем. На нужды общежития шла и ее генеральская пенсия. В Москве нашлись меценаты для общины Тучковой.

Каждый год в день Бородинского сражения, 26 августа (по новому стилю 7 сентября), в храме шла торжественная служба, и совершалось поминовение погибших здесь русских воинов. Сама же Тучкова поминала погибших каждый день. В этот храм со всей России стали приезжать вдовы, невесты, сестры офицеров и солдат, погибших в Бородинской битве. Многие хотели остаться здесь, чтобы посвятить всю жизнь молитве. Так складывалась и росла Спасо-Бородинская община. Маргариту Михайловну стали называть Бородинской Отшельницей.


В один из приездов Тучковой в Троице-Сергиеву лавру митрополит Филарет предложил ей монашеский постриг, и она согласилась. Святитель Филарет дал ей для пострига свой клобук и рясу. 4 июля 1836 года в Троицком соборе Сергиевой лавры был совершен иноческий постриг Маргариты Михайловны в рясофор, и она возвратилась оттуда в Бородино уже как инокиня Мелания.

Вернувшись к сестрам инокиней, она обратилась к Императору Николаю I с просьбой о придании ее общине статуса женского монастыря. Разрешение было получено и первого января 1838 года был Высочайше утвержден доклад Святейшего синода о преобразовании Бородинского общежития в штатный монастырь с присвоением ему степени второклассного. Император Николай I пожертвовал деньги на строительство каменной ограды и теплой зимней церкви.


А 28 июня 1840 года митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения с именем Марии и на следующий день возвел ее в сан игумении созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день венчания с Александром Алексеевичем Тучковым, когда навстречу новобрачной выбежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!»
Почти 20 лет мать Мария была настоятельницей монастыря, дни и ночи проводя в трудах и заботах. Она построила еще один храм и собрала великолепный хор, послушать который приезжали даже из столицы. Как-то митрополит Филарет поинтересовался, довольна ли она своими сестрами. «Жаловаться мне не на кого,– последовал ответ,– только в том беда моя, что я грешная». Митрополит улыбнулся: «Наконец-то в моей епархии нашлась грешная игумения, а то с кем ни поговорю – все святые…»
Игумении Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре.


Летом 1837 года будущий наследник престола Александр Николаевич со своим окружением посетил Маргариту Тучкову и был потрясен вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. После их посещения в 1839 году в честь 25-летия победы над Наполеоном на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию. На памятнике – следующая надпись: «Отступили с честью, чтобы вернее победить».
Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям: «Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый»,– и показал на Спасо-Бородинский монастырь. Храм, возведенный Тучковой, стал первым памятником героям Бородинской битвы. Государь посетил монастырь и келью Тучковой. Во время этой встречи по просьбе игумении Марии он даровал ей прощение брата Михаила. Обитель всегда пользовалась особым покровительством царского дома. Игумению Марию дважды приглашали ко Двору на обряд Миропомазания невест императорской фамилии.

Эти почести ничего не меняли в ее жизни: она оставалась скромной и и смиренной инокиней, заботливой матерью сестер обители, открытой любому человеку, ищущему у нее помощи и поддержки, чем снискала искреннюю любовь всех окрестных жителей.
Спасо-Бородинский монастырь обрел громкую славу во всей России, сюда непрестающим потоком шли паломники, многие знатные и богатые семьи становились жертвователями монастыря.

До последних дней жизни игумения Мария жила в скромном домике, среди посаженных ею самой сосен, тополей и кленов напротив усыпальницы мужа и сына. По послушанию митрополиту Филарету она рассталась с вещами, напоминавшими ей о муже и сыне, а последние письма мужа и посвященные ей стихи сожгла незадолго до кончины.

В конце жизни матушка Мария тяжело болела, скончалась она 29 апреля 1852 года, на 72 году жизни, и похоронена в Спасской церкви рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа. Она прожила в браке шесть лет, вдовой – сорок… Внутри храма, налево от входа, был поставлен белый мраморный крест, на его темном подножии выбиты слова: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». Справа – плита, обнесенная позолоченной решеткой, на которой вырезано имя Николая Тучкова. Перед памятником – аналой с иконой «Всех скорбящих радость», которой А. А. Тучков, собираясь в свой последний поход, благословил сына.
По настоянию Митрополита Филарета, ее «сторожка» сохранялась как музей. Во время Великой Отечественной войны, когда на Бородинском поле снова шли кровавые бои, деревянная сторожка сгорела. Восстановление ее началось только в 1984 году, сейчас в ней находится музей.

В советское время обитель пережила тяжелые времена. Несмотря на то, что местные жители относились к ней с любовью и почтением, власти закрыли ее, многие сестры были арестованы, имущество разграблено. Не сохранились старые интерьеры храмов, в том числе соборный иконостас (ныне восстановлен). Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году. Поток паломников, как и в прежние времена, не иссякает.


В Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Перетбурге висят портреты генералов – героев войны 1812 года, выполненные английским художником Д. Доу совместно с русскими художниками В. Поляковым и В. Голике. Портрет Александра Алексеевича Тучкова им пришлось копировать по рисунку А. Г. Варнека, но он признан одним из лучших портретов галереи. Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова своей бессмертной и вечной любовью. Храм, выстроенный ею, до сих пор стоит на Бородинском поле.

Александр Трофимов

И ты, пример любви и верности святой,
Не в шуме суеты отрад себе искала.
Нет! Нет! лишь с верою и пламенной мольбой
Ты их пред алтарем священным обретала…

Да будь благословен священный твой обет!
Хотя земное все уже ты позабыла;
Но сердца твоего ввек не забудет свет:
Ты время грозное любовью победила.

Мартин – настолько большой артист, что я стал менять его роль, добавлять. « Как только смогла оставить ребенка, Маргарита добралась до этого проклятого Бородина. Для этого Маргарита продала все свои драгоценности, заложила имение в Туле и к 1820 году Спасская церковь (по имени иконы, которую подарил ей муж) была закончена. Работу художников, как и специалистов по визуальным эффектам следует отметить особо. Это придало мне сил и, как мне кажется, все получилось и срослось.

В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто муж подносит к ней на руках младенца Николеньку и говорит: «Вот все, что тебе осталось. » В тоже время она услышала таинственный голос, сказавший по-французски: «Твоя участь решится в Бородине. » Проснувшись в сильном волнении, генеральша поведала обо всем супругу. Я играю Ирину в спектакле «Три сестры» Андрея Сергеевича Кончаловского. Мощная актерская пара. А когда дошло до сцены безумия Ирины, у него мурашки по коже побежали.

  • Тучкова, Маргарита Михайловна это
  • Маргарита Тучкова // Смерть и жизнь на Бородинском поле
  • Алексей Мизгирев снял фильм о людях, которые защищают свою честь
  • 171Дуэлянт187:роман Дюма в декорациях Достоевского и с характерами Лермонтова
  • Юлия Хлынина – биография информация, личная жизнь

По сути он заказчик этих убийств, а исполнитель – дворянин Яковлев. В июле 1822 г. их посетили Дмитрий Николаевич Свербеев (1799-1871), впоследствии дипломат и мемуарист и дальний родственник 8212 поэт, переводчик и путешественник Авраам Сергеевич Норов (1795-1869). На съемочной площадке было много трюковых элементов и он их исполнял сам. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года, пережив своего Александра на 40 лет.

Это осталось в картине. Едва она, с тяжелым сердцем, вернулась на стоялый двор, как все объяснилось. Герой Машкова, граф Беклемишев, – это второй главный герой.

Для героя Владимира Машкова мир открыт. Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Барон Старое – персонаж-немец играет его крупнейший немецкий артист Мартин Вуттке. К тому же, он частенько поднимал на жену руку.

  1. Отзыв: Фильм Дуэлянт (2016) – Дворянин не примет вызова от собаки обзор Александра Монами
  2. Юлия Хлынина:«Дуэлянт» – как оркестр, где у каждого своя партия»
  3. Парфюмер: История одного убийцы /
  4. Влюблённым предстояло расставание
  5. Не все мы умрем, но все изменимся
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Марфа Матвеевна Тучкова (Кожина)

Правда, рассказанная через дуэльный кодекс. Его мать дружила с Нарышкинами и вскоре сумела убедить родителей Маргариты, что только ее сын сможет обеспечить их дочери достойную жизнь. Здесь и подкупленные секунданты и незаряженные пистолеты. Эта отправная точка заявлена изначально в описании фильма. Они зависят друг от друга и в то же время друг друга уничтожают.

Она попросила об одном – отпустить на волю брата Михаила. Петр на это пошел. Для того, чтобы так безоглядно открыться, требуется смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Все боялись за ее жизнь. В это время в великосветских гостиных блистал некий Ласунский.

Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года в семье знатных родителей. Все было бесполезно – в носилки с раненым Александром попало ядро – от ее любимого не осталось ничего. Так что погребение прошло без хорового пения, положенного по православному обряду. С одной стороны история жанровая, с другой – реалистически достоверная.

Они впервые вдвоем на экране. Долго она искала его среди сотен изувеченных трупов, разбросанных по полю. Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах (что в недалеком будущем повторит знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара и за лекаря.

Удивительно, что вместе они никогда не играли. Кроме того, в портфолио компании – телевизионные многосерийные фильмы «Белая гвардия» Сергея Снежкина, «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко, ретро-детектив «Следователь Тихонов» по мотивам романов братьев Вайнеров. Свербеев Д. Н.

Все открылось и родители ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. Однако после свадьбы все изменилось. И вот так родился фильм 171Дуэлянт187, оригинальная история, не основанная ни на чем, но опирающаяся на реальные истории дуэлей, во время которых был велик уровень подлости.

Я никогда не выдумываю персонажам имена. Он понял, что я его женщина. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь.

Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Княжна Марфа Тучкова (Юлия Хлынина) проходит путь от «предмета обожания» Беклемешева до «трофея» его противника. Главный герой – бывший дворянин Яковлев (Петр Федоров) после долгих лет скитаний приезжает в Петербург 1855 года с одной-единственной целью – вернуть себе поруганную честь и отнятый дворянский титул. «Фильм «Дуэлянт» рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, – комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. Дуэль – это очень русская история.

Знаете, есть такой критерий актерского мастерства – быть или казаться. Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом. И мой молодой человек сказал, что именно тогда я поразила его своей внешностью.

Мне жаль было ее насупившись, я смотрел на мать исподлобья». Однако Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Дуэль была кульминацией отношений. В итоге разрешение было получено. Герой Петра Федорова – трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть.

Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью. В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Главный герой картины совершает поступки в общем-то отвратительные – он убивает людей. Быстро обучившись в дороге искусству сестры милосердия, Маргарита Михайловна ловко зашивала солдатам рваные раны, накладывала повязки.

На счету «Нон-Стоп Продакшн» – фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в 2013-м году самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии со сборами в мировом прокате в 72 млн. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Да и не нужно. Нам важна достоверность. Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Но различие героев Петра Федорова и Кристофера Уокена налицо.

Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России. Нисколько не смущаясь, Ласунский продолжал вести разгульную жизнь, а Маргарита не отваживалась рассказать родителям правду. Горе сразило Тучкову. И артист абсолютно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп. » Это опасно и Петр и я это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простыл. В противовес герою Петра Федорова, который убивает, но живописно мучается, Владимир Машков (граф Беклемешев) в «Дуэлянте» однозначно отвратителен и по-шекспировски коварен, даже извечный «детский синдром» излюбленный прием американских режиссеров, объясняющих кровожадность маньяков травмой, нанесенной в дремучем детстве, не спасает ситуацию.

Он пророс в эту роль. Похождения ее мужа не могли долго оставаться неизвестными родителям Маргариты. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. Был октябрь и все поле было завалено непохороненными телами. Это знакомый и незнакомый город, но он именно свой, такой, каким его знаем мы. Причем у нас получилось очень романтичное знакомство.

В 1837 году на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны 1812 года. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не читается. Фильмы, подобные «Дуэлянту», ругать нельзя. Государь навестил больную и на прощание спросил, что он может сделать для нее.

Временами мы видим не классическую дуэль, а игру «в орлянку». На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: « ». Это фантастика для большого экрана, каким является формат IMAX. в своих записках так описал встречи с «еще молодой, еще красивой и в самом деле привлекательной» Тучковой М. М. : «Норов узнал, что за городом, в Екатеринентале, находится его родственница, вдова убитого под Бородиным генерала Тучкова и на другой же день мы к ней отправились. Не замужем, но состоит в отношениях и называет своего молодого человека женихом.

Вуттке справился с ролью легко и изящно. У героев разные возможности. Важнейший персонаж, важнейшее силовое поле, на котором держится история. И хотя она не была святой и не являла чудеса исцеления, не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица, но эта женщина сделала столько добра, что когда ее хоронили, все монахини плакали и не могли петь. Она потеряла чувство времени и пространства, не воспринимала лица, не могла говорить.

Он не имеет отношения к миру кино – окончил МГИМО, старше Юлии на пять лет. Ее волосы быстро выгорели на солнце, а лицо обветрилось. – Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение.

Мне не хотелось делать примитивную пару «хороший-плохой». И не пытайтесь угадать улицы: кроме Зимней канавки вы ничего не узнаете. Петр этого не делал. Вскоре брат вернулся с каторги. И, оказывается, существует малоизвестный параграф о замене.

Вот Петр – это не казаться, Петр – это быть. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоции. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существуют в том времени, в тех предлагаемых обстоятельствах. Вряд ли эта просьба понравилась царю, но отказать Тучковой он не смог. Их просто смотрят в комфортабельных залах ультрасовременных кинотеатров под мерный хруст попкорна, а после говорят: «Да, хороший был вечер8230».

Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться. Санкт-Петербург был сильным, передовым городом, мегаполисом империи, городом-лидером. Я никогда этого не делаю. Он пришел ко мне на спектакль. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром.

Поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает, как ни странно. Таки образом, абсолютно чужой человек может пострадать или стать убийцей. Там подробная инструкция о том, что такое дуэль.

Понятия самой Маргариты о браке были еще очень неопределенными (ей было 16 лет), а Ласунский был так привлекателен. Я впервые работал с немецкими артистами (в фильм играет также Франциска Петри) и они, признаюсь, поразили меня своей дисциплиной, собранностью и готовностью к работе. До последних дней своей жизни она жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. «Дуэлянт» выпущен компанией «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, являющейся одной из компаний-лидеров отечественного киноиндустрии. Слишком хорошие артисты были у меня в руках.

Жену - на кон

Справедливости ради надо сказать, что родителей Маргариты понять можно. Нарышкины - одна из самых древних российских фамилий, с царями в родстве. А двадцатилетняя дочь, ещё не оправившись от первого брака, уже думает о женихах - не рановато ли? Да и не будет ли худого - уж больно несчастливо было первое замужество…

Маргариту Нарышкину выдали замуж рано, в шестнадцать лет. Подходящую партию выбирали долго, пока не остановились на генерал-майоре Павле Ласунском, человеке богатом, зрелом да к тому же некогда отмеченном милостями императрицы. Примерная дочь покорилась воле родителей: «Папеньке лучше знать». Но, как скоро выяснилось, обмануть можно и самого проницательного папеньку. Ласунский показал себя отъявленной скотиной. Положим, на его пьянство и склонность к азартным играм ещё можно было смотреть сквозь пальцы - такие грешки числились за половиной дворянства того времени. Но когда пьяный картёжник-муж, проиграв наличные и даже имения с крестьянами, поставил на кон её, свою законную супругу, терпеть стало невмоготу. Она разрыдалась на груди своей матери. Та пришла в бешенство и подняла весь клан Нарышкиных. Ласунский скандалил, заявлял, что имеет право распоряжаться своей женой по собственному усмотрению, однако с Нарышкиными шутки были плохи. На их сторону встал император, подтянулся Святейший cинод, и в конце концов было вынесено беспрецедентное по тем временам решение - развод. В 1802 г. Маргариту вернули родителям.

Предвосхищая подвиг жён декабристов

Жизнь текла своим чередом, пока в дом к Нарышкиным не пришёл по какой-то надобности полковник Александр Тучков. Маргарита видела его и раньше, но по-настоящему разглядела только сейчас. И это при том, что все современники сходились во мнении: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове». Он не поверил своим глазам - казалось, что именно эту женщину он искал всю жизнь. Спустя несколько дней полковник официально просил руки Маргариты у Нарышкиных, но получил отказ. Слёгшая в горячке Маргарита близка была к помешательству, пока не получила маленький конверт, в котором лежал голубой листок бумаги. На нём рукой полковника было написано: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!»

Четыре года длилась их переписка. Четыре года родители Маргариты раздумывали, стоит ли довериться Тучкову. Но в 1806 г. Нарышкины наконец-то сообразили, что стоит протянуть ещё немного, и их дочь окончательно зачахнет. Да и Тучков сумел доказать, что он не мот, не картёжник и не прощелыга. Брак состоялся. И, по тогдашним обычаям, полковник подал в отставку. Как правило, прошение об отставке удовлетворяли. Но Тучковым опять не повезло - надвигалась война с Наполеоном, и полковнику не дали даже времени для медового месяца. Но тут нарышкинский норов проявился и в Маргарите: «Коли император не даёт тебе отставки, что ж, поеду с тобой!» Неизвестно, правда, что потребовало от неё больше мужества - добиться разрешения от императора или непосредственно ехать в действующую армию. Но факты нали цо. Маргарита заказывает себе мундир и, предвосхищая подвиг жён декабристов, следует за мужем. Тогда, во время военной кампании, женщину в действующей армии невозможно было и представить… Да ещё в каких сражениях! Вот как пишет о деле при Фридланде её муж: «Я участвовал в двух кровопролитнейших битвах. Особенно жестока была последняя, где в продолжение 20 часов я был подвергнут всему, что только сражения представляют ужасного. Счастье вывело меня невредимым из боя». После Тиль-зитского мира Тучкова, несмотря на его вторичное прошение об отставке, посылают сражаться в шведской кампании. Маргарита, не желая покидать мужа, вновь следует за ним. Только на этот раз полем битвы «за Россию и любовь» оказывается не относительно уютная Германия, а Швеция, причём зимой. Тучкову тогда удалось рискованнейшим маршем через снега зайти в тыл шведской армии и отсечь её от Стокгольма. Можно восхищаться самоотверженностью русского солдата, но мужество Маргариты в этом походе, думается, стоит оценить гораздо выше.

«Бородино - это где-то в Италии…»

Мир со Швецией подписан, но над Европой опять нависла грозная тень «корсиканского коротышки Буонапартия». На счастье Маргариты, в короткий промежуток мира она родила сына Николеньку. Шёл 1811 г. В июле Тучков, понимая, что война будет долгой и кровопролитной, отправляет жену и сына в Москву. Накануне расставания Маргарита увидела страшный сон - на голубоватом (опять этот цвет!) листке бумаги проступила кровавая надпись: «Ton sort se decidera a Borodino» («Твоя участь решится в Бородино»). Разбудив мужа, она в панике закричала: «Тебя убьют при Бородино! Что это такое? Где это находится?» Александр поднял голову и сонно ответил: «Полноте, милая… Бородино - это где-то в Италии, будь покойна…» О том, что от Москвы до небольшой деревеньки Бородино меньше сотни вёрст, он тогда ещё не знал…

…Семёновские флеши атакуют вот уже который раз. Силы Ревельского полка, которым командовал Тучков, почти на исходе. И вот новая атака. Солдаты дрогнули, несколько человек ринулись было бежать. Полковник, уже раненный, взял знамя: «Что, трусите, ребята? Так я один пойду!» И пошёл. Солдаты поднялись за ним, и тут Тучкова настигла картечь.

Когда Наполеон уже бежал на Запад, в Бородино приехала Маргарита. Несмотря на свой страшный сон, она не могла поверить, что её Сашенька убит. В месиве непогребённых тел, в приторном запахе тления она искала его останки. Днём и ночью. Днём и ночью. И так - почти неделю. Смириться с потерей мужа она не могла. «Сердце моё почуяло Бога, и я научилась покорности; но рана моя не заживала никогда… Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. …Ни в чём другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на том священном для меня месте, где пал супруг мой» - так пишет она императору Александру. Тот даёт на храм 10 тыс. руб. - ровно половину суммы. На другую половину Маргарита достаёт средства, продав почти все свои имения и усадьбы, оставив только на жизнь и воспитание Николеньки. Сама же остаётся в монастыре, который вырос вокруг Спасо-Бородинского храма.

Игуменья Мария, некогда Маргарита Тучкова, пережила мужа на 40 лет. Она оставила по себе не только потрясающую историю любви и самоотверженности, не только храм и монастырь. Она открыла сёстрам секрет особого нарышкинского хлеба, которым было принято поминать усопших. Сейчас этот хлеб называют бородинским.

Константин КУДРЯШОВ

12 мая отмечается Всемирный день сестры милосердия. В этот день родилась англичанка Флоренс Найтингейл, которую принято считать первой сестрой милосердия, оказывавшей помощь раненым соотечественникам во время Крымской войны в 1855 году. Ради исторической справедливости надо уточнить: в России сестры милосердия появились гораздо раньше. И первая из них по праву - Маргарита Тучкова…Бытует выражение: «У войны - не женское лицо». Чаще всего эта фраза употребляется, если имеется в виду, что тяготы ратного подвига - походные лишения, опасность ранений, плена и смерти, которые является постоянными спутниками солдата, - не под силу женщине. Однако победа над врагом куется не только на полях сражений. Именно эта великая эпоха открыла России плеяду подлинных героинь, каждая из которых в тревожную для Отечества годину по-своему стремилась послужить ему. Наиболее известной в православной среде женщиной, имя которой всегда будет ассоциироваться с историей Отечественной войны 1812 года, безусловно, является Маргарита Михайловна Тучкова (1781/82–1852 гг.) – вдова генерала, павшего на Бородинском поле, основательница и первая игуменья Спасо-Бородинского монастыря, ставшего по замыслу устроительницы убежищем для солдатских вдов и сирот и местом молитвенного поминовения павших героев.
Маргарита Михайловна Тучкова была выдающейся женщиной первой половины XIX в. Ей благоволили Александр I и Николай I, с ней дружила Великая Княгиня Мария Александровна, супруга будущего императора Александра II. Многие поэты восхищались ее духовным обликом, подвигом жизни и посвящали ей стихи, ее духовным отцом был выдающийся церковный деятель той поры митрополит Московский Филарет Дроздов. Она родилась 2 января 1781/82 г. в семье потомственных дворян Нарышкиных. Из этого древнего и славного боярского рода некогда вышла царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого. Не только отец Маргариты Михайловны Михаил Петрович Нарышкин (1753-1825), полковник, но и ее мать Варвара Алексеевна, урожденная княжна Волконская (1760-1827), принадлежала к знатному дворянскому роду. В семье было 9 детей: 6 сестер и 3 брата. Старшая дочь Маргарита получила имя в честь бабушки по материнской линии Маргариты Родионовны Волконской (урожденной Кошелевой).
Маргарита развивалась необыкновенно быстро, опережая свой возраст. К пятнадцати годам уверенно владела тремя иностранными языками: немецким, французским, итальянским; рисовала пером и кистью, не только прекрасно исполняла на фортепьяно пьесы Бетховена и Моцарта, но и вдохновенно импровизировала, великолепно пела на светских собраниях и вечерах, имела весомые познания в ботанике, географии, логике, анатомии (посещала анатомический театр, присутствовала на медицинских опытах). В семье кроме любимой дочки, подрастали сыновья, учителя для них приглашались наилучшие, и родители и Маргариту учили по тем же программам, что и мальчиков, будущих офицеров. Физическим развитием дочери Нарышкины тоже не пренебрегали. Она любила плавание, подвижные игры, грациозно танцевала. Лето, проводимое часто в подмосковных имениях родителей, тратилось юной девушкой на непринужденное общение с деревенскими сверстниками, верховую езду по окрестностям, ягодную и грибную охоту, купание в реках и прудах. Маргарита Нарышкина не была красива. А по канонам красоты начала XIX столетья, когда в моде была античность и красавицами считались женщины со скульптурными формами и четким профилем камеи, - Маргарита, маленькая и худенькая, похожая на серенькую мышку, действительно выглядела дурнушкой. С детства она отличалась нервным, восприимчивым характером, была вспыльчива по мелочам, но никогда и ни на кого не держала в сердце злобы. Быстро раскаивалась в своей дерзости и не находила себе места, пока обиженный ею человек, будь то подруга или горничная, не прощал ее.
Варваре Алексеевне Нарышкиной, матери Маргариты, принадлежал дом в Москве на Пречистенском (Гоголевском, дом 10) бульваре. Здесь прошло детство всех детей семьи Нарышкиных. Считается, что дом был построен в конце XVIII века по проекту М.Ф. Казакова. Если время появления здания на месте более ранних каменных палат можно определить достаточно точно, то имя архитектора - вопрос неоднозначный. Но известно, что шестиколонный портик коринфского стиля дом получил лишь после пожара 1812 года. В усадьбе собирались единомышленники декабриста Михаила Нарышкина, а К.Ф. Рылеев читал свои «Думы». В январе 1826 года М.М. Нарышкин и декабрист И.И. Пущин были арестованы прямо в доме на Гоголевском. В 1830 году (именно этот год можно увидеть на фронтоне здания) дом перешел во владение Удельной конторы, ведавшей всеми землями и другим недвижимым имуществом царской семьи. В 1850-1870-х годах, когда конторой управлял И.И.Маслов, здесь часто останавливался И.С. Тургенев. Также И.И. Маслов устраивал литературные и музыкальные вечера, на которых можно было увидеть А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, Я.И. Полонского, Н.Г. Рубинштейна. …После пожара особняк И.М. Оболенского был восстановлен в стиле ампир с портиком и колоннами, с главным входом со двора, куда был заезд с проезда бульвара. Вот, что пишет про дом, Д. Никифоров в своей книге "Москва в царствование императора Александра II": "Положение дома замечательно красиво на высоком берегу Пречистенского бульвара и ручья Чертолья. В двух шагах от Храма Христа Спасителя и его сада, парадными окнами дом выходит на солнечную сторону. В старину, при Нарышикных, парадная лестница вела с подъезда двора, теперь же вход устроен с улицы." В 1969 году, после полной реконструкции, в здание переехало правление Союза художников СССР. А сейчас в бывшем доме декабриста Нарышкина размещается московский Музей современного искусства. В интерьере здания сохранились своды подвалов XVII века и оформление главного вестибюля конца XVIII - начала XIX века.
Все хотят счастья своим детям, не все – даже самые умные и добрые сердцем – знают, как этого достичь. Маргариту Нарышкину выдали замуж рано, в шестнадцать лет. Подходящую партию выбирали долго, пока не остановились на генерал-майоре Павле Ласунском, человеке богатом, зрелом да к тому же некогда отмеченном милостями императрицы. Примерная дочь покорилась воле родителей: «Папеньке лучше знать». Но, как скоро выяснилось, обмануть можно и самого проницательного папеньку. Ласунский имел грешки, которые числились за половиной дворянства того времени: пьянство, склонность к азартным играм. Но когда пьяный картёжник-муж, проиграв наличные и даже имения с крестьянами, поставил на кон её, свою законную супругу, терпеть стало невмоготу. Она разрыдалась на груди своей матери. Та пришла в бешенство и подняла весь клан Нарышкиных. Ласунский скандалил, заявлял, что имеет право распоряжаться своей женой по собственному усмотрению, однако с Нарышкиными шутки были плохи. На их сторону встал император, подтянулся Святейший Синод, и в конце концов было вынесено беспрецедентное по тем временам решение - развод. В 1802 г. Маргариту вернули родителям.
Жизнь текла своим чередом, пока в дом к Нарышкиным не пришёл по какой-то надобности полковник Александр Тучков. Маргарита видела его и раньше, но по-настоящему разглядела только сейчас. И это при том, что все современники сходились во мнении: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии, как в молодом Тучкове». Он не поверил своим глазам - казалось, что именно эту женщину он искал всю жизнь. Спустя несколько дней полковник официально просил руки Маргариты у Нарышкиных, но получил отказ. Слёгшая в горячке Маргарита близка была к помешательству, пока не получила маленький конверт, в котором лежал голубой листок бумаги. На нём рукой полковника было написано: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!». Четыре года длилась их переписка. Четыре года родители Маргариты раздумывали, стоит ли довериться Тучкову. Но в 1806 г. Нарышкины наконец-то сообразили, что стоит протянуть ещё немного, и их дочь окончательно зачахнет. Да и Тучков сумел доказать, что он не мот, не картёжник и не прощелыга. Брак состоялся. Долгожданную свадьбу сыграли в 1806 году: тогда Маргарите было 25, а Александру 29 лет. Венчание состоялось в Москве, в маленьком уютном храме на Пречистенке. Именно тогда, в счастливый день венчания, произошло первое из череды мистических событий, определивших дальнейшую судьбу Маргариты Тучковой. В свадебной суете никто не обратил внимания на юродивого в лохмотьях, бросившегося с церковной паперти под ноги новобрачным с криком: «Мать Мария! Возьми посох!». Невеста же, все чувства которой в тот момент были обострены до предела, навсегда запомнила эти странные слова, хотя не понимала, что они означают. Ее имя вовсе не Мария, а Маргарита, да и обращение – мать Мария – подходит скорее монахине, чем счастливой невесте. Невозможно было даже предположить, что через много лет Маргарита станет игуменьей Марией, настоятельницей женской монашеской обители, и получит из рук патриарха Филарета посох, как символ своего нового служения.
По тогдашним обычаям, сразу после женитьбы, полковник А.Тучков подал в отставку. Как правило, прошение об отставке удовлетворяли. Но Тучковым не повезло - надвигалась война с Наполеоном, и полковнику не дали даже времени для медового месяца. В начале 1807 года молодому мужу было предписано вернуться в расположение своей части. И тут Маргарита приняла решение, шокировавшее всех московских знакомых и высокопоставленную родню: она отправилась вслед за мужем в полк, стоявший в Пруссии. Почти сразу по прибытию в полк Тучков отправился в поход против французов, где в бою под Голыминым проявил редкое мужество и самообладание: в официальном документе было написано, что он под градом пуль и картечи действовал, как на учении. Через две недели после этого боя он был назначен шефом Ревельского пехотного полка, участвовал в авангардных боях под командой Петра Багратиона, отличился в боях русско-шведской войны, во время которых был произведен в генерал-майоры. Маргарита, дабы не привлекать к себе лишнего внимания, переодетая в солдатскую одежду, неотлучно находилась рядом с мужем. Вместе с ним она делила все тяготы походной жизни, готовила еду, мыла котлы, стирала белье, чистила одежду мужа и даже обрабатывала скребницей его коня! В походах она научилась лечить больных, перевязывать и зашивать раны. Солдаты называли ее своим ангелом-хранителем, а сам Александр говорил, что благодаря ей он оставался в живых, «невзирая на ядра, картечи и пули, будучи подвергнут всему, что только сражения представляют ужасного».
Как муж относился к тому, что любимая женщина ежеминутно рисковала жизнью ради него? Трудно сказать: не сохранилось ни одного письма из их пламенной переписки, которое бы свидетельствовало о его страхе за нее. С уверенностью можно сказать лишь одно: он видел твердость ее решения остаться с ним, и со своей стороны делал все возможное, чтобы обожаемая Маргарита была в безопасности. В то время не так уж часто жены боевых генералов пользовались правом следовать за своими мужьями дорогами войны. Присутствие жен во время военных кампаний было запрещено, но Маргарита, наслышанная о европейских делах, стала первой в российской армии сестрой милосердия, получив одобрение Императрицы Марии Федоровны. Она же впервые организовала пункты питания для населения территорий, на которых велись военные действия. Имя Маргариты Тучковой включено в почетный список основателей движения оказания гуманитарной помощи жертвам войны, вынужденным беженцам и переселенцам.
В 1811 г. Маргарита Тучкова родила сына Николая, поэтому с началом войны 1812 года уже не могла следовать, как прежде за мужем. Она проводила его только до Смоленска, а потом вернулась к родителям в Москву. А потом настал день Бородина - 26 августа. Так случилось, что Александр и его старший брат - генерал-лейтенант Николай Тучков 1-й - оказались на левом фланге русской армии, у Семеновских флешей, где было жарче всего. На исходе дня почти одновременно, неподалеку друг от друга, оба брата были смертельно ранены: Николай, который в критический момент возглавил контратаку своего корпуса, и Александр, который также пал со знаменем в руках впереди своего полка. Николая вынесли с поля битвы, и он скончался уже после нее, а судьба Александра была еще страшнее: французская бомба - начиненный порохом чугунный шар - попала в носилки, на которых солдаты выносили командира, и от его тела ничего не осталось - оно исчезло, растворилось в этом аду… Ему было всего 34 года!
Маргарита узнала о смерти мужа в самом начале сентября. Интересно, что Маргарите еще до начала войны приснился вещий сон, будто она находится в незнакомом городе, а на стене дома написано слово - Бородино. К ней входят отец и брат и говорят: "Муж твой пал со шпагой в руках на полях Бородина". По другой версии, она увидела во сне кровавую надпись на стене "твоя участь решится в Бородине". Маргарита закричала и проснулась. Александр Тучков успокоил жену и принес карту. Не найдя на ней места под названием Бородино, оба успокоились, отмахнувшись от дурного наваждения. Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России. Свекровь Маргариты, получив весть о смерти двух своих сыновей, ослепла на почве нервного потрясения. Маргарита отправилась на поле битвы искать останки своего мужа. Когда она приехала на место сечи, поле было усеяно пятьюдесятью тысячами трупов, исклеванных птицами, объеденных волками, ограбленных мародерами, застывших в самых разнообразных позах среди десятков тысяч убитых лошадей. Два дня подряд вместе с монахом соседнего монастыря Маргарита искала останки мужа, но ничего не нашла. Впечатления от увиденного так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить часовню Спаса Нерукотворного (по имени иконы, которую подарил ей муж). Наблюдая за постройкой церкви, Маргарита Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.
Наступил 1825 год, в котором случилось восстание декабристов. Среди ее участников был младший брат Маргариты - Михаил Михайлович Нарышкин, которого сослали в Сибирь на каторгу. Не выдержав этого горя, умерла ее мать. Последним ударом судьбы стала смерть от скарлатины ее любимого 15-летнего сыночка Николая. Вне себя от горя, несчастная Маргарита привезла его тело на Бородинское поле, похоронила в склепе Спасской церкви и вновь поселилась в старой избушке. Она сходила с ума, по ночам выбегала в темноту - ей казалось, что сын и муж зовут ее, порой ее находили люди в склепе без чувств. Страдания казались ей невыносимыми. Своей подруге она написала: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование, тем и кончу!». Так продолжалось до тех пор, пока к ней не приехал митрополит Филарет - святитель редких человеческих достоинств. Он сумел внушить Маргарите мысль, что она ведет жизнь нехристианскую, что ее боль - лишь частичка общей боли, ведь кругом столько горя, столько таких же, как она, вдов, сирот и несчастных людей, поэтому нужно отдать себя служению им.
Маргарита энергично взялась за дело и образовала вокруг церкви Спаса Нерукотворного на Бородинском поле вдовью общину. Служить другим Маргарите оказалось сначала не просто, ведь у нее не было умения общаться с простыми людьми, но постепенно жизнь общины наладилась. В 1833 г. поселение было утверждено как Спасо-Бородинская общежительная пустынь. Спустя три года Тучкова приняла малое пострижение и стала инокиней Меланией. Так сбылось предсказание московского юродивого: почти двадцать лет, до самой своей смерти, мать Мария каждый вечер обходила монастырский двор, опираясь на дубовый посох, подаренный в день свадьбы. В начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. В 50 с небольшим лет она стала монахиней, с 57 лет она фактически возглавляла утвержденный Спасо-Бородинский монастырь, а в 59 лет была официально возведена в сан его игуменьи.
Тучкова была богата, имела роскошные особняки и родовые поместья, ей полагалась значительная пенсия как вдове генерала-героя, но она предпочла монашескую жизнь. В своем тульском имении она отпустила на волю крепостных крестьян (что было неслыханным тогда делом) с условием, что за пользование ее землей они будут выплачивать созданной ею женской общине, затем монастырю определенную сумму. Все ее доходы она тратила на сестер общины и на монастырь, свою вдовью пенсию делила на всех поровну. Она оказалась хорошей хозяйкой, сама научилась многим приносящим доход ремеслам, стала мудрой управительницей. В монастыре она смогла организовать строительство трех больших каменных жилых зданий, двух храмов, ограды, колокольни. Рядом с монастырем построила кирпичный завод, где сестры делали дешевый кирпич из местной глины. Почти 20 лет мать Мария была настоятельницей монастыря, дни и ночи проводя в трудах и заботах. Она собрала великолепный хор, послушать который приезжали даже из столицы. Маргарита Тучкова организовала при общине сначала - приют для инвалидов Бородинской битвы, затем - больницу для неимущих, потом - странноприимный дом и своего рода амбулаторию, где приходящим оказывали медицинскую помощь: от обработки язв до выдергивания больных зубов! Она организовала при своем монастыре что-то вроде сестринских курсов: молодых монахинь обучали уходу за больными, а затем отправляли в дальние монастыри, для организации там больниц и пунктов медицинской помощи. В 1844 году при ее содействии и попечительстве была организована Свято-Троицкая община сестер милосердия, занимавшаяся только и непосредственно заботой о немощных и недужных. В том же году была открыта первая больница в Москве, полностью находившаяся в ведении общины.
Благодаря личному старанию Маргариты Тучковой началось увековечивание памяти героев Бородинского сражения. Она первая пришла к мысли о необходимости сугубой поминальной службы именно в день годовщины Бородинского сражения и вскоре ее стараниями ежегодно 26 августа из всех окрестных сел стали собираться и духовенство и простой люд, дабы почтить память погибших здесь защитников Отечества соборными молитвами. Был заложен и построен величественный соборный храм монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери, в день памяти которой (26 августа) произошло Бородинское сражение (Маргарита Тучкова не дожила до окончания его строительства). Так благодаря Маргарите Михайловне над местом гибели генерала Александра Тучкова возник первый в России памятник Отечественной Войне 1812 г. Летом 1837 года на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны. Были маневры армии, множество гостей во главе с императором Николаем I. Государь со своим окружением посетил Маргариту Тучкову и был потрясен вечной скорбью вдовы о погибших на Бородинском поле. Для Мелании это празднование оказалось слишком тяжелым, и она слегла. Государь на прощание спросил, что он может сделать для нее. И она попросила об одном - отпустить на волю брата Михаила. Вряд ли эта просьба понравилась царю, но отказать Тучковой он не смог. Вскоре брат вернулся с каторги. В 1839 году на Бородинском поле был поставлен памятник погибшим за Россию. На памятнике - следующая надпись: "Отступили с честью, чтобы вернее победить". Когда торжественно открывали памятник, Николай I поблагодарил вдову генерала Тучкова и представил ее иностранным представителям: "Это почтенная вдова, которая опередила меня и воздвигла памятник неподражаемый", - и показал на Спасо-Бородинский монастырь. Обращаясь к Маргарите Михайловне, Николай I сказал: «Вы нас предупредили, мы поставили здесь памятник Чугунный, а вы - духовный».
Игуменья Мария открыла сёстрам монастыря секрет особого нарышкинского хлеба, которым позднее было принято поминать усопших. Почти ежедневно в монастырь стекался народ, который хотел помолиться о своих близких и родных, погибших на Бородинском поле, ведь в ходе 12-часового сражения русское войско потеряло 45 тысяч воинов. Сестры монастыря давали собой в дорогу богомольцам долго не черствеющий хлеб и ржаные сухарики, сделанные из него. Можно сказать, что в состав " Бородинского", помимо ржаной муки, солода, патоки, кориандра навсегда вошли и человеческие слезы.
Известно, что перед смертью Маргарита Михайловна сожгла свою переписку с родными, друзьями. Сохранились лишь немногочисленные документы о жизни этой замечательной женщины; но даже сейчас возможны интереснейшие находки в архивах. Так, в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), и фонде Алексея Алексеевича Тучкова обнаружен очень интересный и содержательный альбом, принадлежавший Тучковой М.М., который заполнялся ею и разными лицами на протяжении более 30 лет. Среди авторов, представленных в альбоме Тучковой, немало людей, которые оставили след в истории и культуре: поэт и переводчик Норов А.С., языковед, историк литературы Грот Я.К., выдающийся санскритолог Коссович К.А. , государственный и военный деятель Боратынский И.А., немецкий композитор Август Вейраух, поэт Волков А.А., есть подписи офицеров, посещавших поле воинской славы России. Не все тексты датированы. Самая ранняя из имеющихся в альбоме дат – 2 января 1820 г., день рождения Маргариты Михайловны, именно в этот год на Бородинском поле была открыта и освящена церковь Спаса Нерукотворного. Последняя из датированных записей относится к 27 апреля 1852 г. Предположительно она сделана Тучковой М.М. или кем-то из родных и близких ей людей.
Умерла игуменья Мария 29 апреля 1852 года. Похоронили ее в склепе выстроенного храма, рядом с сыном и совсем недалеко от места гибели любимого мужа. Она не была святой, не совершала чудес и даже не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица. Но на самом деле Маргарита Тучкова ею была - точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца. Маргарита по праву носила фамилию Тучковых. Она была Тучковой по своей природе, образу мыслей и жизни. Она была не только женой Александра, она была сестрой всем его братьям. Эта женщина превратила прошлое в свое настоящее. Она берегла и хранила его. И в этом заключался ее нравственный подвиг, потому что без прошлого нет, и не может быть настоящего и будущего.
Поля Бородина - обширная, могила,
Кто в ней почил, тот жив в предбудущих веках.
Так, благодарная Россия не забудет.
О славном имени супруга твоего;
И воин молодой воспламеняться будет
Любовью к родине кончиною его…(А.Норов)

Вообще-то в кино я хожу редко. Но тут пришлось — нужно было выгулять даму сердца. Методом «тыка» для просмотра был выбран фильм «Дуэлянт». А что — романтика ушедшего века, дворяне, барышни, страсти, честь, благородство и, как вишенка на торте, дуэль… По-моему, неплохая добавка к попкорну с колой. Так думалось «до».

Жил-был потомственный дворянин, подпоручик Колычев. Про папашу его я, если что и было в фильме, ничего не запомнил, а вот матушку его с каких-то хуёв люто обидели. Да так, что она выбросилась из окна и разбилась насмерть. За всем этим стоял нехороший человек — граф Беклемишев. Но исполнителем злодеяния был кто-то другой. И вот этого другого Колычев замочил прямо на улице. Прямо насмерть.

Разумеется, по головке его за это не погладили, а совсем наоборот, разжаловали из офицеров, лишили дворянского титула и пропустили через строй солдат, которые у бастионов «петропавловки» не по-детски его отпиздили шпицрутенами (любознательным «гугл» в помощь) и затем отправили аж на Алеутские острова. Сложно сказать, с кем там собиралась воевать Российская Империя, в истории об этом сведений нет, но не будем слишком сильно углубляться в детали — ясно только, что по сюжету нужно было услать парня в Жопень-жопскую. Его туда и услали.

На краю земли он (имени главному герою фильма авторы дать не сподобились) времени зря не терял и не покладая рук учился стрелковому делу, понятно для каких целей. Алеуты, ежу понятно, — признанные мастера в стрельбе из нарезного оружия, особенно в 19-м веке, поэтому со временем Колычев стал суперстрелком. Затем он непонятным образом обнаружил труп русского офицера, завладел его документами и под видом дворянина Яковлева отправился в Питер, как говорилось в анонсах к фильму, «ведомый единственной целью - отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь».

Честь, правда, он возвращал весьма своеобразно — вступил в шайку бандитов и стал наемным убийцей. И хоть в 1860-м году киллеры делали свое дело не из-за угла, а на дуэлях, сути дела это не меняет.

Схема была такова. Некто неизвестный через подельника Дуэлянта «немецкого барона» «заказывал» жертву. Далее где-нибудь на балу или званном обеде появлялся другой член банды, «однорукий», который якобы случайно толкал жертву, после чего между благородными дворянами возникал примерно такой диалог:
— Смотри куда прешь, придурок!
— А чего это Вы, сударь, разговариваете со мной так неучтиво?! Я Вам не хуй с горы — я дворянин! Поэтому пожалуйте на дуэль!
— Да я бы с радостью тебя, старого педрилу, пристрелил, но ты же однорукий! А мне моя охуенная дворянская честь не позволяет драться с калекой.
— Говно вопрос. По дуэльному кодексу я имею право на замену, поэтому мой кореш с радостью угандошит тебя как нехуй делать.
— Ну тогда другое дело! Шли секундантов.

Таким вот способом за короткое время Яковлев-Колычев укокошил толпу народа, потому что был непревзойденным дуэлянтом. Между поединками он показывал цирковые номера с пистолетом, удивляя всех, в том числе и зрителей в кинозале, своим мастерством. Трюк и вправду поражал воображение: пуля, выпущенная из пистолета, попадала сначала в одну бочку, потом рикошетом в другую и, описывая траекторию по периметру равнобедренного треугольника, возвращалась в плечо стреляющего, защищенное по такому случаю металлическим панцирем., Пиздец как круто! Раньше я такое видывал только в мультиках типа «Ну, погоди!» или «Том и Джерри».

А еще главный герой без имени много бухал. Вискарик лакал, судя по бутылке. И как-то вдруг с бодуна ему приспичило узнать: а кто же этот таинственный заказчик, который, кстати, щедро платил за грязную работёнку? Неожиданно выяснилось, что им оказался тот самый ненавистный граф Беклемишев. Ну надо же, какое совпадение! Поэтому желание его убить стало у Яковлева- Колычева еще сильнее. Но тот, сука сыкливая, не соглашался на дуэль, отмазываясь тем, что не может принять вызов от человека низкого происхождения, то есть от Колышева.

Но тут на беду Беклемишева нашелся еще один честный благородный офицер из дворянского собрания, который, имея свой зуб на графа, признал в Колышеве своего родного брата Яковлева. Таким образом, деваться было некуда, и, по закону жанра, при огромном стечении народа состоялась последняя дуэль фильма, где главный герой фильма (я запутался в его фамилиях) замочил-таки плохого парня. Хеппи-енд, поруганная честь восстановлена!

Была еще в фильме симпотная тёлка. Без симпотной тёлки и секса что за фильм?! Хуйня, а не фильм. А так — тоже хуйня, но хоть с симпотной голой тёлкой.

Звали ее Марфой Тучковой. Княжна. Имя, конечно, придумали ей какое-то для той поры нелепое, ну да ладно. Главное, что княжна в фильме действительно очень симпатичная. Сиськи, правда, маленькие, но тут уж на любителя… В общем, «ябвдул». Естественно, что все главные действующие герои фильма, истекая слюной, хотели ее трахнуть. Больше всех этого хотел граф Беклемишев, но в итоге «романтический» трах состоялся с участием Дуэлянта. Ни с того ни с сего он, без ухаживаний, цветов и подарков; без нежных слов на ушко и клятв в вечной любви, взял и разложил княжну в карете посреди Невского проспекта. И отжарил благородную барышню как последнюю шлюху, пока она в неудобной позе, прислонившись лицом к стеклу, лениво разглядывала удивленных прохожих.

Про игру актеров говорить нечего. Дуэлянт весь фильм провел с одним выражением рожи — как будто он что-то потерял и боится это что-то найти. Один раз, правда, он расширил образ, разрыдавшись в юбки княжны Марфы. Сразу захотелось выдать ему слюнявчик и сменить подгузник. Плюс ко всему у актера отвратительная дикция. Он весь фильм не говорил, а бубнил себе под нос что-то невнятное и несуразное. Как пример: «Не нужно бояться крови, пусть она боится тебя!»

Марфа делала то, что положено делать в кадре хорошенькой девушке: смотрела благородным взглядом, говорило полным достоинства голосом и мило хлопала ресницами.

Пожалуй, лишь к Машкову не может быть претензий. Беклемишев у него получился убедительным.

В конце добавлю, что фильм «Дуэлянт» видится мне идеологически вредным. Питер показан уж каким-то слишком мрачным: вечный ливень, улицы с грязью по колено. Внутреннее убранство помещений зачастую напоминает ирландские пабы, а не княжеские дворцы. Вместо благородного дворянства с высокими идеалами перед зрителем открывается общество блядей, интриганов и убийц. Очень много в фильме крови, мяса и переломанных костей.

Так что хорошенько подумайте, стоит ли вам вести на этот фильм юное чистое создание, — вот что я хочу сказать. Потому что мое итоговое резюме о фильме «Дуэлянт» такое: полное говно!

Если же кто-то скажет, что моя рецензия — издевательство над фильмом, то я резонно отвечу, что не мог написать иного, ибо этот фильм — издевательство надо мной.