Основные методики, применяемые в самоменеджементе. Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя

Цель персонального менеджмента. Многие выдающиеся люди добивались успеха благодаря четкой организации своего личного труда. Человек, естественно, не может управлять самим временем, но способен управлять своими делами с учетом данного фактора. Следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать. По существу, у всех одинаковое количество времени, только одни используют его лучше, а другие - хуже.

Персональный менеджмент (англ, selfmanagment - самоменедж-мент) - это целенаправленное и последовательное применение практических методов менеджмента в повседневной деятельности, для того чтобы рационально использовать свое рабочее и свободное время.

Система персонального менеджмента включает следующие шесть процедур.

1. Постановка цели - анализ и формирование личных целей, выбор количественных критериев их достижения.

Организационные формы Этапы подготовки

отбора менеджеров

Рис. 22.2. Блок-схема целевой интенсивной подготовки менеджеров

  • 2. Сбор и обработка информации - сбор первичной информации и ее обработка по выбранному плану действий.
  • 3. Планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности).
  • 4. Принятие решений по предстоящим делам для достижения критериев управления.
  • 5. Реализация решений и организация их исполнения включает составление распорядка дня и организацию личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
  • 6. Контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости - корректировка целей).

Сущность системы персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам человека, к его способности управлять собой. Модель самоменеджмента складывается из семи блоков.

  • 1. Личная организованность, пунктуальность.
  • 2. Самодисциплина. Постоянная целенаправленная деятельность.
  • 3. Знание техники личной работы и научной организации труда.
  • 4. Мотивация человеческого потенциала на реализацию жизненных целей.
  • 5. Способность быть здоровым и работоспособным.
  • 6. Способность сформулировать и реализовать жизненные цели.
  • 7. Личный самоконтроль.

В табл. 22.2 представлена технология самоменеджмента.

Таблица 22.2

Технология самоменеджмента

Процедуры

Достигаемый результат

1. Постановка целей. Выбор критериев

достижения

Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели

Ориентация на конечный результат Выбор количественных критериев Устранение слабых сторон Распознавание преимуществ Концентрация усилий на узких местах

Фиксация сроков и мероприятий

2. Сбор и обработка информации для планов

Сбор первичной информации

Обеспечение полноты и своевременности поступления информации

Обработка информации по альтернативным вариантам

Максимально необходимый объем информации для руководителя Проработка трех вариантов (пессимистичного, реалистичного, оптимистичного)

3. Планирование и разработка альтернативных

вариантов

Годовое и квартальное планирование, месячное и недельное

Планирование рабочего дня Принципы персонального менеджмента

Менеджмент с помощью дневника времени

Подготовка к реализации цели на основе планов

Распределение рабочего времени Распределение имеющихся ресурсов Анализ ограничений на решение задачи

Наличие трех альтернатив

4. Принятие решений на основе альтернативных

вариантов

Установка приоритетов решений

Выбор экономически выгодного варианта по критерию « В ре м я - сто и м ость» Выполнение принципа Парето: 80% альтернативных решений бесполезны и только 20% дают нужный результат

Первоочередное решение жизненно важных проблем

Приводящая к успеху организация груда

Упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании» неотложности

Процедуры

Методические приемы и способы

Достигаемый результат

5. Реализация решений и организация

их исполнения

Четкий распорядок рабочего дня

Биоритм, график продуктивности

Четкая технология выполнения решений

Концентрация на значительных задачах управления, использование пика производительности труда Постепенная реализация принятых решений

6. Контроль исполнения и

самоконтроль

Контролирование процесса работы

Контролирование достижения поставленных целей и промежуточных результатов Обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) с точки зрения достижения критериев

Обеспечение запланированных результатов (цель и критерии) Контроль выполнения цели по каждому количественному критерию

Вознаграждение за достигнутые результаты

Как эффективно использовать свое время?

Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование приносит выигрыш времени. Большое значение для планирования личного времени имеет выполнение следующих правил.

  • 1. Точно определите свою цель. Многие люди попусту тратят время и энергию на какое-нибудь дело, так как отчетливо не представляют себе, что, собственно, они собираются сделать; зная точно, к чему идти, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу. Определив с самого начала пункт назначения, вы достигнете его гораздо быстрее. Это решающее условие.
  • 2. Сосредоточьтесь на главном. Запишите на листке в порядке важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем также поступите с делом № 2, затем с делом № 3 и т.д. Не тревожьтесь, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя делами, возьмите на вооружение правило «чистой страницы». Оно требует обязательного перенесения на другие дни того, что не удалось сделать за истекший день.
  • 3. Придумывайте себе стимулы. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. Отсюда задача - превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность повысится почти автоматически.
  • 4. Установите твердые сроки. Один из способов связать себя обязательством - назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Но следует помнить, что сроки должны быть реальными и вы должны твердо их придерживаться.
  • 5. Научитесь быть решительным. Не откладывайте дело со дня на день. Говорят, что успех состоит в том, чтобы поступать правильно в
  • 51% случаев. Поэтому, располагая определенными фактами, решайте и действуйте.
  • 6. Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми никогда не занялись бы по своей воле.
  • 7. Не теряйте время на телефонные разговоры. Телефон во многом экономит время, когда следует получить какие-то данные, сделать заказ, условиться о встрече. Но всегда есть искушение просто поболтать с кем-то по телефону. Прежде чем снять трубку, определите: ради чего вы это делаете и чего конкретно хотите добиться, а затем ведите разговор на деловом уровне.
  • 8. Ведите записную книжку (или дневник). Записывайте все предстоящие дела, мысли, номера телефонов - и вам не придется мучиться, вспоминая какие-то данные. Берегите время, затрачиваемое на справки, а потому держите в порядке необходимые вам адреса и телефоны. Одним словом, не загружайте память там, где это не нужно.
  • 9. Ликвидируйте досадные помехи. Добрые друзья, товарищи по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу и ваш график, тактично дав понять, что вы в «цейтноте времени».
  • 10. Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие сведения и указания. Если что-нибудь остается неясным, сразу спросите.
  • 11. Откажитесь от шаблона. Многие из нас становятся жертвами шаблонного мышления. Попробуйте изменить что-то в своей работе, усовершенствовать ее, воспользуйтесь новинками техники, поинтересуйтесь, как другие экономят время.
  • 12. Не упускайте из виду мелочи. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время задержек, если будете предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.
  • 13. Приступайте к делу сразу. Прежде чем приступить к работе, многие люди приводят в порядок свои столы, точат все карандаши, имеющиеся под рукой, выпивают чашечку кофе, а потом удивляются, куда девалось время. Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу.
  • 14. Используйте время полностью. Это значит, что время поездок, ожидания, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего рабочего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок.
  • 15. Следите за тем, на что тратите свободное время. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе телепередач, книг, журналов.
  • 16. Меняйте род занятий. Почти никогда тело не устает все сразу. Обыкновенно устают лишь отдельные группы мышц. Меняя род занятий, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше.
  • 17. Начинайте раньше. Начиная день всего на 15-20 мин раньше того, к чему обычно привыкли, вы зададите тон всему дню. Не случайно в ходу пословица: «Кто рано встает, тому Бог подает».
  • 18. Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку - и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет судить о том, стоит ли именно вам заниматься теми небольшими делами, которые появляются в ваше рабочее время.

Внимательно отнеситесь к этим правилам, испытайте их - и вы окажетесь в совсем ином мире, в котором время перестает быть вашим постоянным противником.

Каждый, кто пожелает организовать и использовать свое рабочее время более эффективно, может осуществить это желание. Для этого нужно исключить ряд типовых ошибок.

  • 1. Перенос принятия решения проблемы на завтра. Самая распространенная ошибка. Проблему нужно решать сразу, не откладывая ее на потом. Самое трудное тут - начать, преодолеть свои сомнения, страх перед безотлагательным решением.
  • 2. Выполнение работы не до конца. Быть до предела занятым и работать хорошо, наверное, не одно и то же. Человек может заниматься множеством дел, но успевает решать лишь малую их часть.
  • 3. Стремление сделать все сразу. Одновременное решение нескольких проблем - это самый верный путь к стрессам и инфарктам.
  • 4. Стремление сделать все самому. Очень часто руководящие работники тратят свое время и силы на выполнение той работы, которую они вполне могли бы поручить своим подчиненным.
  • 5. Неумение правильно разграничить функции между подчиненными. Отсутствие четкого разграничения задач, ответственности и служебных функций, беспорядок в системе управления часто подкашивают организацию.
  • 6. Желание в случае неудачи переложить вину на подчиненных. Задача руководителя - установить объективные причины неудачи, а не искать козла отпущения.
  • 7. Полное пренебрежение вопросами организации и планирования личной работы . Руководитель считает, что эффективная организация его личного времени в принципе невозможна. Это мотивируется тем, что он, руководитель, зависит не от себя, а от других людей и обстоятельств.

Задание 27. «Разработка российской модели менеджмента»

Цель: разработать российскую модель менеджмента применительно к вашей базовой организации.

Исходные данные : материалы пп. 22.1, 22.2 учебника по моделям зарубежного менеджмента; материалы гл. 6 по российскому менталитету менеджмента; переводные зарубежные книги по менеджменту из списка литературы, которые удалось прочитать.

Методика работы. Изучите зарубежные модели менеджмента п. 22.1 и особенно табл. 22.1. Сделайте анализ перспектив развития менеджмента в XXI в. и определите, что пригодно для России. Изучите принципы управления, качества российского работника и недостатки российского менталитета. Прочитайте несколько переводных книг по зарубежному менеджменту и сделайте аналитические записи.

Результат работы :

Постарайтесь представить результаты вашей аналитической работы в табличной форме (табл. 22.3).

Таблица 22.3

Модель российского менеджмента

Элементы менеджмента

Сущность и характеристики элементов российского менеджмента

Преимущества по сравнению с зарубежным менеджментом

Модели российского менеджмента

Новая концепция управления в малом бизнесе России

Матрица целей и критериев малого предприятия

Закономерности управления для малого бизнеса России

Принципы управления и качества российского работника

Стили руководства в малом предпринимательстве

Особенности персонала управления в России

Сущность и особенности финансового менеджмента в России

Матричное распределение функций управления на малом предприятии

Операционная модель принятия решений на малом предприятии

Методы управления в малом предпринимательстве

Правила делегирования полномочий в среднем звене управления

Тест 16. «Развитие менеджмента»

Прочитайте вопросы теста и ответьте сразу «да» или «нет». Запишите номера вопросов и ответы на листе бумаги.

Вопросы

  • 1. Знакомы ли вы с подходом формирования человеческого капитала («выращивания кадров»)?
  • 2. Известна ли вам концепция поиска на рынке труда квалифицированной рабочей силы («покупки кадров»)?
  • 3. Считаете ли вы, что концепция «патернализма» и преданности работников организации наиболее перспективная?
  • 4. Можете ли вы четко определить 7-10 особенностей американского менеджмента?
  • 5. Какие отличительные особенности европейского менеджмента (7-
  • 10 особенностей)?
  • 6. Можете ли вы четко выделить 7-10 особенностей азиатского стиля менеджмента?
  • 7. Можете назвать этапы реформы экономики Китая, проведенные за последние 25 лет?
  • 8. Известны ли вам пять тенденций развития мировой экономики в
  • 9. Известны ли вам проценты одаренных менеджеров среди населения страны и среди специалистов с высшим образованием?
  • 10. Можете ли вы назвать пять этапов программы целевой интенсивной подготовки менеджеров?

Ключ теста. Подсчитайте количество ответов «да» и присвойте каждому по 1 баллу. Полученную сумму баллов сравните с рекомендациями:

  • - до 4 баллов - вы неудовлетворительно изучили гл. 22 и следует ее повторно прочитать;
  • - 5-8 баллов - вы хорошо владеете материалом главы «Развитие менеджмента»;
  • - 9-10 баллов - вы ответили поверхностно и имеете завышенную самооценку, нужно изучить главу заново.

1. Американская модель управления персоналом характеризуется такими

чертами, как прагматизм, ориентация на инновационную деятельность,

организационная дисциплинированность, стремление к самоутверждению и личной карьере, конструктивизм, узкая профессиональная специализация кадров, демократичность в деловой жизни.

  • 2. Европейская модель управления персоналом это следование национальным традициям и стремление к интеграции. Для нее характерны аналитический принцип, жесткость и строгость переговорных процессов, непререкаемость авторитета деловой репутации, социальный консерватизм, четкое следование нормам делового и светского этикета, строгое соблюдение деловой субординации, консерватизм и следование кодексу сословной чести.
  • 3. Азиатская модель управления персоналом актуализирует иные принципы: переговорные отношения характеризуются технократизмом и длительностью; важнейшим этическим принципом ведения бизнеса является установление личных и неформальных контактов. Для азиатской этики деловых отношений характерны групповой коллективизм, преданность организации, пунктуальность, вежливость, терпение и сдержанность, стремление избежать конфликтов и готовность к компромиссу.
  • 4. В XXI в. глобализация мировой экономики и развитие международного менеджмента «без границ» будут иметь определяющее значение. Сформулированы новые компетенции (знания, умения и способности) топ-менеджеров организаций. Особое место будут занимать программы поиска «одаренных менеджеров» (лидеров) и развития их человеческого и управленческого потенциалов.
  • 5. Технология самоменеджмента включает шеять типовых процедур и методических приемов и способов из реализации. Она позволяет эффективно использовать рабочее время руководителя и специалиста и экономить до 25% от общего фонда времени.
Контрольные вопросы
  • 1. Перечислите отличительные особенности американской модели управления персоналом.
  • 2. Расскажите об основных качествах европейской модели управления персоналом.
  • 3. Назовите отличительные особенности азиатской модели управления персоналом по сравнению с европейской.
  • 4. Какие тенденции развития мировой экономики вы знаете?
  • 5. Какими новыми компетенциями (качествами) будут обладать менеджеры XXI в.?
  • 6. В чем особенности программы поиска «одаренных менеджеров»?
  • 7. Какие три группы отраслей (дисциплин) включает в себя научный менеджмент?
  • 8. Какие этапы включает программа целевой интенсивной подготовки менеджеров?
  • 9. Назовите шесть типовых процедур самоменеджмента.

Наука самоменеджмента призвана упростить процесс нашего развития и личностного роста независимо от того, какие цели мы перед собой ставим: бросить курить, получить повышение или начать бегать по утрам. В её основе лежит набор принципов, понимание и применение которых неизбежно повысит качество вашей жизни.

Что такое самоменеджмент?

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Цицерон

Самоменеджмент представляет собой использование ключевых функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) для сознательного управления своей жизнью.

В нашей жизни эти принципы имеют следующее воплощение:

  • Планирование - поиск миссии, видение своего будущего, постановка долгосрочных целей и ориентиров, а также выработка планов и задач на ближайшие сроки.
  • Организация - работа с жизненными ресурсами: временем, финансами, статусом, а также формирование окружения, поиск партнёров, друзей, наставников.
  • Мотивация - тренировка своей силы воли и формирование побуждающей к действию силы для дальнейшей работы.
  • Контроль - установка стандартов и принципов своей жизненной позиции для оценки достижений и успехов.
  • Координация - получение обратной связи от тех, кто нас окружает, и постоянные корректировки своих планов, жизненной позиции и источников мотивации.

О каждом из этих направлений написаны десятки книг, но только при соблюдении ключевых принципов их взаимодействия можно достичь впечатляющих результатов.

Так каковы же четыре ключевых принципа самоменеджмента?

1. Принцип системности

Среди беспорядка найдите простоту, среди раздора найдите гармонию.

Альберт Эйнштейн

Краеугольный камень жизненных преобразований заключён в систематическом подходе к изменениям. Только действуя шаг за шагом, можно быть уверенным в конечном результате на все 100%. Самоменеджмент можно представить в виде круга, каждый элемент которого представляет собой шаг к реализации последующего этапа.

Если вы поставили большую цель, то займитесь своим окружением и ресурсами. Закончили с этим? Переходите к мотивации. Достаточно натренировали силу воли? Повышайте свои стандарты и оценивайте успехи.

Действуйте последовательно, и вас ничто не остановит.

2. Принцип малого действия

Путь в тысячу миль начинается с первого шага.

Конфуций

Этот принцип призывает прикладывать минимальные, но постоянные усилия для достижения поставленной цели.

Предположим, вы решили начать бегать по утрам. Если вы сразу поднимете высокую планку и решите пробегать по 10 километров каждый день, то быстро сдадитесь. Чтобы развитие происходило постоянно, оно должно иметь прогрессивный характер.

Поставьте задачу бегать каждое утро по 10 минут. Причём каждый день в одно и то же время. Если получится заниматься в таком режиме неделю, то скоро вы почувствуете результат, потому что ваша воля окрепнет благодаря маленькому успеху, которого вы достигли. После этого уже можно увеличивать нагрузку.

Ваша цель всегда должна быть больше ежедневного результата. Как только вы примете свой небольшой труд в качестве кирпичика конечного успеха, страх перед амбициозными целями исчезнет.

3. Принцип внутренней цели

Независимо от того, какую задачу вы ставите перед собой, необходимо понимать, на чём основана ваша внутренняя мотивация.

Человек, который бросает курить, испытывает невероятную радость при конечном избавлении от своей вредной привычки не только из-за того, что стал борцом за здоровый образ жизни. Он стал увереннее в своих силах и привлекательнее в глазах окружающих.

Ставя перед собой цель, следует исходить из того, какое желание лежит в её основе. Если вы действительно поставили перед собой цель бросить курить, спросите себя сначала, почему вы решили достичь этой цели. Глубинная причина всегда имеет лишь одно из двух оснований: избежание страданий или получение награды.

Вы хотите избавиться от вредной привычки, чтобы перестать чувствовать себя несовершенным? Или чтобы производить положительное впечатление, чувствуя себя лучше?

Когда вы определитесь и сформулируете внутреннюю цель, то очень легко сможете выбрать подходящий первый шаг. Вы будете искать новые источники её достижения, пока не почувствуете себя увереннее.

Задайте себе вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?».

4. Принцип инертного развития

Если развивать что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг.

Пауло Коэльо

Не ставьте перед собой слишком амбициозных целей. Всегда начинайте с того, что вашей главной миссией является саморазвитие. Перестаньте мучиться от нестерпимого желания зарабатывать заветный миллион рублей и просто начните работу над собой. В любой сфере.

Больше читайте, отправьтесь в путешествие, выучите новый язык, общайтесь с успешными людьми. В желании развиваться любое ваше действие будет направлено на достижение успеха.

Работайте с привычками, эмоциями и отношениями, и профессиональный рост будет инертным отражением ваших успехов.

В вашей цели главное - желание стать лучшей версией себя.

Что нужно делать?

  • Развивайтесь системно и следите за тем, над какими этапами нужно работать усерднее.
  • Совершите маленькое действие уже сегодня и делайте это регулярно, пока не окрепнет сила воли. Читайте по пять страниц в день, 10 минут бегайте, скажите кому-нибудь: «Я тебя люблю».
  • Ваша цель важнее простых желаний. Задайте себе вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?».
  • Ваша маленькая победа сегодня - это ваш профессиональный и личных успех завтра. Победа притягивает победу, успех притягивает успех. В любой сфере.

» Управление временем

© П. Г. Перерва

Самоменеджмент - условие личного и профессионального успеха

«Время - самый ограниченный капитал, и, если не можешь
им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим».
П. Друкер

Время - это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность - его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Не даром же говорят: время - деньги. Это не просто слова.

Действительно, если, например, работник неправильно распорядился своим временем, условия контракта не были выполнены в срок, фирме придется уплатить штраф, чтобы возместить убытки, связанные с простоем. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением - временем. Руководитель должен сознательнр и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.

Самоменеджмент (или таймменеджмент) - техника правильного использования времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».

Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей. Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

  • решить, чего вы хотите достичь;
  • создать собственное видение успеха;
  • использовать метод «больших скачков»;
  • верить, что успех придет;
  • сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;
  • не падать духом при неудачах.

У самоменеджмента определен круг правил и функций. Отметим основные из них.

1. Постановка цели

Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда работник хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще».

Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели.

2. Планирование

Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса - времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне- и долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

Главное преимущество, которое достигается путем планирования работы, заключается в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение расходов времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.

3. Основные правила планирования времени

3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Приблизительно половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел.

3.2. Регулярность - системность - последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.

3.3. Реалистичное планирование. Планировать нужно только такой объем задач, с которым работник реально может справиться.

3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.

3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно результаты или цель, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были исходно направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.

3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.

3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег).

4. Принятие решений

Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Принять решение - значит установить приоритетность. Основная проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущихся необходимыми дела.

Очередность выполнения заданий можно определять, пользуясь следующими критериями и методами:

  • принцип Парето (соотношение 80:20). Исходя из этой закономерности можно сделать вывод относительно рабочей ситуации руководителя: в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. Это значит, что не следуют сразу браться за самые легкие, интересные или нуждающиеся в минимальных расходах времени дела. Необходимо приступать к вопросам в соответствии с их значением и важностью;
  • установление приоритетов с помощью анализа АБВ. Техника этого анализа основывается на том, что доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью буквы «А», «Б» и «В» все работы подразделяются на три группы в соответствии с их значимостью (важнейшие, важные и несущественные (менее важные)). Анализ АБВ основывается на трех закономерностях:
  • важнейшие задачи составляют приблизительно 15 % всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этой задачи в достижение конечной цели составляет около 65 %;
  • на важные задачи приходится около 20 % общего количества дел, значимость которых также около 20 %;
  • менее важные и несущественные задачи составляют около 65 % всех дел, а значимость их составляет всего лишь приблизительно 15 %.

Чтобы применить анализ АБВ, необходимо следовать следующим правилам: составить список всех будущих заданий;

  • систематизировать их по степени важности и установить очередность;
  • оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В;
  • задачи категории А руководитель должен выполнять сам;
  • задачи категории Б следует перепоручить;
  • задачи, которые остались, подлежат обязательному перепоручению:
  • ускоренный анализ по принципу Дуайта Эйзенхауэра (президент США в 1953 - 1961 гг.). Этот принцип является простым вспомогательным средством в тех случаях, когда необходимо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать преимущество. Приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. Все дела подразделяются на 4 группы:
  1. Срочные (важные дела) - их необходимо выполнять самому руководителю;
  2. Срочные (менее важные дела) - их нужно делегировать;
  3. Менее срочные (важные задачи) - их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому;
  4. 4Менее срочные (менее важные задачи) - от их выполнения можно воздержаться.

Делегирование является ключевой деятельностью менеджера. Под делегированием в общем значении понимается передача заданий своему подчиненному из сферы деятельности самого руководителя, но при этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которое не может быть делегировано. Передача задачи или деятельности может осуществляться на длительный срок или ограничиваться разовыми поручениями. Отказ от делегирования приводит к перегрузке руководителя, сокращает время, необходимое для выполнения своих непосредственных обязанностей. Делегирование помогает руководителю освободить время для более важной задачи и снизить загруженность, а также способствует использованию профессиональных знаний и навыков работников, положительно влияет на мотивацию труда сотрудников. Для того чтобы успешно осуществлять делегирование, необходимо подобрать нужных сотрудников, четко распределить сферу ответственности, координировать выполнение порученной задачи и осуществлять контроль рабочего процесса и результатов, пресекать попытку обратного или следующего делегирования. Не менее важно стимулировать и консультировать подчиненных, давать им оценку. Делегировать следует рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу. Ни в коем случае нельзя делегировать такую работу, как определение цели, руководство сотрудниками, задача высокой степени риска.

5. Реализация и организация

Допускает составление распорядка дня и организацию трудового процесса с целью достижения поставленной цели. Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.

Правила начала дня:

  1. Начинать день с позитивным настроением;
  2. Начинайте работу по возможности в одно и то же время;
  3. Повторный обзор плана дня, составленного накануне;
  4. Сначала - ключевые задания;
  5. Приступать без раскачивания;
  6. Согласовать план дня с секретарем (он будет эффективнее работать и сможет оградить руководителя от ненужных препятствий);
  7. Утром заниматься сложными и важными делами, потому что позже менеджер обычно бывает занят текущими делами.

Правила основной части дня:

  1. Логичная подготовка работы;
  2. Влиять на фиксацию сроков в собственных интересах;
  3. Перепроверять весь комплекс работ с точки зрения необходимости отдельных работ;
  4. Отклонять дополнительно возникающую безотлагательную проблему;
  5. Избегать незапланированных импульсивных действий;
  6. Вовремя делать паузу и соблюдать размеренный темп;
  7. Небольшие однородные задания выполнять серией (при этом только один раз проводится подготовка и в течение определенного времени руководитель занимается однородной деятельностью; благодаря непрерывности и концентрированности на процессе достигается экономия времени;
  8. Рационально завершать начатое (отвлечение и следующее возвращение к работе требуют некоторого времени, потому начатое дело нужно или доводить до конца, или прерывать в нужный момент);
  9. Использовать незапланированные временные промежутки для подготовительной или рутинной деятельности;
  10. Работать антициклично (т. е. в начале дня целесообразнее заниматься важнейшими заданиями, а в более беспокойный период - делами менее важными);
  11. Выкраивать спокойное время для восстановления сил;
  12. Контролировать время и планы.

Правила завершения рабочего дня:

  1. Завершить начатые небольшие дела;
  2. Контроль над результатами и самоконтроль;
  3. Составить план на следующий день;
  4. Каждый день должен иметь свою кульминацию.

6. Контроль

Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задания:

  • осмысление физического состояния;
  • сравнение запланированного с достигнутым;
  • корректировка но установленным отклонениям.

Необходимо регулярно, через одинаковые промежутки времени, проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и свое время и составлять листок дневных препятствий. Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задания. Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля.

7. Информация и коммуникация

Это важнейшая фаза, потому что все другие фазы нуждается в ней. На руководителя ежедневно обрушивается поток информации, с которым ему приходится разбираться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо для эффективной работы. Для того чтобы экономить свое время, руководителю необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и использованию информации.

И еще...

Деловые люди часто сетуют на то, что в сутках всего 24 часа. Успеть за день все запланированное просто невозможно, даже если вести переговоры с помощью конференц-связи и делать макияж стоя в пробке. К тому же и переговоры и макияж при этом не всегда удаются. Обвинять в неудачах можно кого угодно. А можно научиться самоменеджменту, т. е. искусству управлять своим временем и ресурсами с максимальной эффективностью. Тогда окажется, что в сутках есть время не только на сон, но даже на спорт и отдых.

Мифы о самоменеджменте

О том, что такое самоменеджмент, знают или хотя бы слышали сегодня многие. С тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, соглашаются тоже многие. Но почему-то тех людей, которые вечно опаздывает, не знают, за которое из своих двадцати дел хвататься, по-прежнему больше, чем пунктуальных и уверенных. Эти несчастные всегда находят массу причин тому, почему ничего не успевают, и, главное, не хотят учиться успевать. Но, как оказывается, это всего лишь мифы, которые развеиваются специалистами так же легко, как придумываются теми, кто не хочет управлять собой .

Миф №1. «Самоменеджмент необходим только руководителям. Вот стану начальником - научусь»

Не станете, если не измените этого убеждения. Ведь основная цель самоменджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т. е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни.

Поэтому самоменеджмент важен не только для рядового сотрудника компании, но и для любого человека в принципе. Управление собой позволяет достигать поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо. Самоменеджмент как инструментарий важен для всех, кто хочет достичь успеха в жизни, независимо от своего статуса. Однако для топ-менеджеров самоменеджмент еще более важен, так как от их работы зависит достижение компанией своих целей.

Самоменеджмент часто воспринимают как строгое подчинение расписанию, которое нужно еще продумать и составить. Поэтому отсутствие четкости в своих действиях объясняется многими как нежелание подчинять себя графику, особенно если речь идет о работе вне офиса, фрилансе. Но самоменеджмент подразумевает не только планирование своего времени. Самоменеджмент - это умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Быть организованным независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.

Миф №2. «Самоменеджмент нужно использовать, только когда это необходимо - при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен»

Это утверждение не совсем верное хотя бы потому, что приобретение любого навыка на первых порах вызывает спад продуктивности. Таким образом, период выполнения сложного проекта не самое лучшее время для экспериментов. В идеальном случае самоменеджмент это привычка и стиль жизни. Но не все к этому готовы. Самоменеджмент действительно можно использовать как инструментарий во время какого-то сложного проекта или ситуации аврала. Но если он помогает достичь результатов в наиболее сложных ситуациях, почему бы не использовать его всегда?

Кроме того, стоит учесть, что самоменеджмент - навык, который нельзя моментально приобрести в нужную минуту. Это как знание иностранного языка: вы либо говорите по-китайски, либо нет, и думать, что при встрече с китайцем грамотная речь польется сама, не приходится. И так же как язык забывается без практики, умение управлять собой пропадает, если его не использовать.

Миф №3. «Самоменеджменту невозможно научиться»

Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Даже зайца можно научить курить, а уж для разумного человека тем более не» ничего невозможного». Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно. Курсы больше подойдут для обучения сотрудников компании, которые лучше проводить в корпоративном формате, чтобы не создавать искусственного разделения сотрудников. И самоменеджменту совершенно точно можно научиться самостоятельно, прочитав соответствующие книги, как теоретические, где описываются стандарты и техники, так биографии и автобиографии великих людей, в которых описываются истории людей, достигших выдающихся результатов.

При этом нужно помнить, что управление собой - вещь очень личная. Из десятков предложенных советов человек должен подобрать только те, что походят именно ему, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабого человека.

Миф №4. «Я просто не могу себя заставить быть более организованным»

В данном случае «не могу» равно «не хочу». Пока джинсы с трудом, но налезают, диета будет откладываться «до понедельника». Когда джинсы разойдутся по швам на ответственном мероприятии, диета начнется тут же и не будет казаться столь мучительной. Также увольнение из-за очередного срыва всех сроков может стать отличной мотивацией, чтобы заняться самоменеджментом. Но доводить до этого, конечно, не стоит. Лучше найти мотивацию раньше.

Где ее искать? Для начала ответить на вопрос: «А люблю ли я то, чем занимаюсь?» Если ответ отрицательный, мотивации вам не найти. Но «точку опоры» можно отыскать, например вспомнив то, что всегда нравилось или лучше всего получалось. Построение себя возможно как раз через развитие «любимых» компетенций. Может случиться и так: то, чем вы реально хотели бы заниматься, вы делать не умеете. В таком случае придется начинать, скорее всего, со стартовых позиций. Но иногда эффективнее изыскать ресурсы для переориентации, оставаясь на текущем месте. В этом случае планируйте вашу рабочую неделю так, чтобы в ней было как минимум 10 часов, которые вы сможете посвятить исключительно себе.

Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес-целей, но и просто находить время для себя. Разве желание заняться спортом, рисованием, съездить на Мадагаскар, чаще видеться с друзьями, т. е. найти время на любимые занятия и отдых, не является достаточной мотивацией для этого? Как и желание, например, сделать маме дорогой подарок с первой высокой зарплаты, которая обязательно станет такой, когда вы научитесь эффективно управлять собой.

Знания и навыки самоменеджмента необходимы соискателям в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры . Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой. Оптимальной формой обучения признаны тренинги и деловые игры, в ходе которых слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационно емкие технологии для осуществления образовательного процесса.

Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут людям не ошибиться в профессиональном выборе и достичь определенных карьерных высот.

П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также:

Самоменеджмент - это одно из важнейших условий достижения успеха. Научившись правильно распределять свое время, вы сможете эффективнее работать на пути достижения поставленных целей.

Определение самоменеджмента

На вопрос о том, какой ресурс в человеческой жизни является самым ограниченным, многие отвечают неправильно. Это не деньги или прочие блага, а именно время. Только научившись правильно распределять его для выполнения тех или иных действий, можно максимально приблизиться к достижению поставленных целей.

Самоменеджмент - это техника, которая подразумевает рациональное использование (также его называют тайм-менеджмент). Данная методика позволяет достигать лучших результатов при меньших нагрузках. Также речь идет о применении в работе эффективных методов, которые обеспечивают экономию ресурсов.

Если брать во внимание цель самоменеджмента, то она заключается в том, чтобы максимально использовать все имеющиеся ресурсы и сократить затраты времени на выполнение тех или иных операций.

Сущность самоменеджмента может быть выражена в следующих положениях:

  • определение целей (они непременно должны быть реалистичными и, желательно, конкретными);
  • создание в своем сознании картины успеха (включите сюда свое окружение и прочие моменты);
  • использование методики "больших скачков", которая подразумевает быстрый переход к конкретным действиям;
  • безусловная вера в собственные силы и достижение успеха;
  • сосредоточение на основных целях и отсеивание второстепенных;
  • умение держать себя в руках и начинать действия заново в случае неудачного опыта.

Можно сказать, что на данный момент самоменеджмент - это объективная необходимость не только для руководителей предприятий, но также и для любого другого человека, который хочет эффективно использовать свое время и успевать сделать как можно больше работы. Он должен стать своего рода привычкой, что достигается путем длительной работы над собой, выработкой усидчивости, а также умением мыслить рационально.

Функции самоменеджмента

Ежедневно решая те или иные задачи, мы порой не задумываемся о том, что занимаемся самоменеджментом. Тем не менее, чтобы достичь действительно значительных результатов, важно подходить к данному процессу осознанно и последовательно. Можно выделить следующие функции самоменеджмента:

  • целеполагание (вы должны четко представлять себе конечный результат в реальном выражении, которого вы хотели бы достичь по итогам своей деятельности);
  • составление плана (разработка детальной "дорожной карты", которая определит ваши шаги на пути к намеченным целям);
  • принятие решений (каждый шаг сопровождается наличием нескольких альтернатив, из которых вы должны сделать выбор);
  • организация своего рабочего времени и пространства (вы должны выработать для себя удобный график работы и четко его придерживаться, не отвлекаясь на посторонние занятия);
  • постоянный самоконтроль (важно проводить анализ соответствия достигнутых результатов запланированным не только на конечном, но и на промежуточных этапах работы);
  • налаживание коммуникаций и каналов информации (это, пожалуй, одна из важнейших функций, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными).

Вышеперечисленные функции в указанной последовательности можно также воспринимать как этапы самоуправления. Стоит отметить исключительную важность каждого из них, а потому перешагивать через тот или иной пункт недопустимо. Важно понимать, что, несмотря на то, что на первый взгляд это выглядит сложно, а также отнимает много времени, со временем эти действия дойдут до автоматизма. Учтите, что самоменеджмент является не просто обязанностью, но выработанной привычкой эффективного и успешного руководителя.

Чем обусловлена необходимость самоменеджмента руководителя

Понятие самоменеджмента получило свое развитие ввиду того, что далеко не каждый человек умеет правильно организовать свое рабочее время и пространство. В результате некоторые цели так и остаются недостижимыми. Так, можно выделить следующие факторы, препятствующие успеху, обусловливающие необходимость такого явления, как самоменеджмент руководителя:

  • неспособность рационально расходовать свои временные и физические ресурсы;
  • отсутствие четких приоритетов как в жизни, так и в деловых вопросах;
  • неумение определять свои собственные цели;
  • заморозка работы по саморазвитию (достигнув определенного уровня, человек считает нецелесообразным дальнейшее самообразование, а потому начинает отставать от тенденций в бизнесе);
  • отсутствие навыков в принятии управленческих решений;
  • использование для решения проблем прагматичного подхода и неумение применять творческие методы;
  • неумение общаться с людьми, а также оказывать на них должное влияние и давление;
  • недостаток знаний в области управленческой деятельности;
  • неумение руководить подчиненными и эффективно организовывать их труд;
  • уделение недостаточного количества времени и внимания как собственному обучению, так и обучению сотрудников;
  • нехватка навыков в области формирования эффективно работающего коллектива (речь идет не только о подборе кадров, то также и расстановке их по рабочим местам).

Стоит отметить, что самоменеджмент руководителя важен не только в контексте его личных карьерных достижений, но также и для обеспечения успешной работы предприятия в целом. Только эффективный управленец может привести организацию и ее сотрудников к успеху. Только тот человек, который научился эффективно управлять собой и своим временем, сможет совладать с большой организацией.

Сущность самомотивации

Самоменеджмент и самомотивация - это одни из самых важных моментов не только в работе руководителя, но также и в повседневной жизни человека, который стремится к достижению успеха. Важно не просто научиться управлять своим временем, но также выработать в себе внутреннее желание работать, обусловленное определенными стимулами. Функцию самомотивации не стоит недооценивать. Порой человека может выбить из колеи, когда окружающие не верят в его успех или же сознательно занижают его достоинства. Данный же механизм подстегивает вас к дальнейшим действиям независимо от внешних обстоятельств.

Достичь настоящего успеха можно только в том случае, если вашу деятельность будут сопровождать такие механизмы, как самоменеджмент и самомотивация. Самый быстрый способ подстегнуть себя - это прислушаться к своим внутренним стимулам. Так, обратите внимание на свои физиологические потребности. Для удовлетворения большинства из них вам непременно понадобятся определенные средства, которые просто невозможно получить, если вы будете бездействовать, сидя в социальных сетях или просматривая телевизионные программы.

Потребностями более высокого уровня являются безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Так, человек постоянно нуждается в жилье, одежде, развлечениях, а также определенном запасе средств на удовлетворение прочих потребностей. Сила мотивации зависит только от того, насколько высока ваша планка. Жить в съемной квартире или в собственном доме, одеваться на рынке или в брендовом магазине, отдыхать на даче или престижных курортах, отложить на будущее незначительную сумму или внушительный капитал - сила внутренних стимулов будет зависеть именно от ваших стремлений.

Несмотря на то что многие отрицают влияние общественного мнения, оно порой, является основным фактором самомотивации. Так, например, человек может ходить на работу, чтобы не прослыть бездельником и при этом довольствоваться невысоким положением и средней заработной платой. Некоторых людей самомотивация побуждает к активному продвижению по карьерной лестнице, получению высокого социального статуса, а также значительных денежных доходов.

Таким образом, самомотивация основывается на потребностях человека, которые описывает пирамида Маслоу. На нижней, базовой ступени стоят физиологические потребности. После того как они будут полностью удовлетворены, появляется желание ощущать уверенность в завтрашнем дне, прочность положения и безопасность. Также каждый человек стремится занять определенное общественное положение и создать о себе соответствующее мнение.

Методика самоменеджмента

Методы самоменеджмента можно разделить на несколько категорий:

  • Метод организационного управления подразумевает планирование дальнейшей деятельности, исходя из объективного анализа текущей ситуации. Речь идет как о внутренних, так и о внешних факторах.
  • Методика саморегуляции стресса состоит в том, чтобы научиться сопротивляться внешним негативным влияниям, сохраняя при этом психологическое равновесие и работоспособность.
  • Аутогенная тренировка - это одна из главных процедур, на которой основан самоменеджмент. Кратко ее можно описать как самовнушение и самоубеждение в собственных силах и способностях.
  • Медитация довольно часто используется для того, чтобы быстро восстановить силы и эмоциональное равновесие в перерывах между напряженной работой.

Можно сказать, что самоменеджмент - это непрерывная работа над собой. Речь идет не только о формировании определенных профессиональных навыков и умении эффективно расходовать свое рабочее время. Здесь также имеется в виду работа над собственной психикой. В итоге человек должен стать уверенным в собственных силах, а также научиться сохранять самообладание в стрессовых ситуациях.

Осуществление самоменеджмента

Технология самоменеджмента представляет собой определенную последовательность этапов, которая созвучна с его основными целями. Для начала необходимо определиться с целью, а также критериями, которые будут свидетельствовать о ее достижении. Для этого необходимо четко проанализировать текущее положение дел, после чего станут очевидны реально достижимые будущие показатели. Важно, чтобы конечный результат имел какое-то четкое выражение (например, количественное).

На следующем этапе необходимо обратить внимание на фактор информации, которая необходима для того, чтобы реализовать цель самоменеджмента. Данные могут поступать как из внутренних, так и из внешних источников. При этом они должны быть актуальными (то есть соответствовать реальной картине происходящего).

Планирование состоит в том, чтобы выработать четкий алгоритм действий по достижению поставленных целей. При этом важно предусмотреть возможные колебания во внутренней или внешней среде, чтобы определить альтернативные алгоритмы, которые позволят избежать негативных последствий и кризисных состояний.

Принятие решений - это один из важнейших этапов, из которых состоит самоменеджмент. Организации данного процесса стоит уделять особое внимание. Должны быть созданы комфортные условия для работы, а также полное обеспечение информацией, чтобы действия были осмысленными и соответствовали текущему положению дел.

Для эффективной реализации принятых решений важно обеспечить комфортные условия работы. При этом должны быть соблюдены как физиологические, так и психологические особенности. Ключевые задачи должны быть реализованы самостоятельно, а второстепенные могут быть делегированы подчиненным.

На всех этапах работы должен совершаться непрерывный контроль полученных результатов на предмет соответствия их запланированным. Это позволит вовремя выявить отклонения и отреагировать соответствующим образом.

рабочего времени

Принципы самоменеджмента могут быть описаны следующим образом:

  • Четкому планированию и распределению операций должно подвергаться только 60% рабочего времени. При этом оставшиеся 40% должны оставаться незанятыми на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, срочных переговоров, а также контактов как внутри организации, так и за ее пределами. Кроме того, запланированные вами дела чисто физически могут занять большее количество времени.
  • Планирование рабочего времени не должно иметь одномоментный характер. Данная работа должна проводиться регулярно и систематично. Кроме того, вы можете постоянно вносить коррективы в разработанную программу действий.
  • Плановые показатели должны быть реалистичными и разрабатываться на основе реальных возможностей каждого отдельно взятого человека. За основу можно брать отчетные показатели предыдущих периодов или специальные расчеты.
  • Для эффективного самоменеджмента важную роль играет такое понятие, как компенсация потерь времени. Имеется в виду, что если у вас появилось "окно" сегодня, то лучше его потратить на выполнение части задач, запланированных на завтра.
  • Составляя отчет о проделанной работе, фиксируйте не количество выполненных действий, а достигнутые результаты в реальном выражении. Это поможет создать объективную картину выполнения плана.
  • Для того чтобы выполнение работ производилось своевременно, важно, чтобы планы было четко согласованы во времени. Желательно завершать работы немного раньше дедлайна, чтобы иметь возможность внести необходимые коррективы.
  • Если планы составляются на разных уровнях (директор, линейные руководители, подчиненные), то они должны быть согласованы во времени.

Преимущества самоменеджмента

Эффективный самоменеджмент дает массу преимуществ как руководителям организации, так и людям, задействованным в любой другой сфере деятельности. Речь идет о следующих положительных моментах:

  • значительное уменьшение временных затрат, а также прочих ресурсов на выполнение тех или иных работ;
  • организация эффективного механизма трудовой деятельности, что обеспечивает более высокие экономические и прочие результаты, чем в обычных условиях;
  • отсутствие стрессовых ситуаций, которые связаны со спешкой из-за боязни не успеть закончить работу в срок;
  • если работа выполняется качественно, а также в рамках поставленных сроков, то она приносит моральное удовлетворение как руководителям, так и их подчиненным;
  • если у труда есть видимый результат, то это является своего рода мотивацией к дальнейшим активным действиям;
  • с каждым четко спланированным шагом растет уровень профессионализма и квалификации;
  • в процессе самоменеджмента вы занимаетесь поиском коротких путей достижения целей, на реализацию которых ранее уходило значительное количество времени.

Стоит отметить, что время, затраченное на планирование и организацию работы, полностью окупается не только конечными результатами деятельности, но также и полученными навыками по управлению собственными ресурсами.

Составляющие части самоменеджмента

Система самоменеджмента подразумевает под собой совокупность ряда взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают эффективную организацию рабочего процесса. Можно выделить следующие основные составляющие:

  • управление временем подразумевает правильное определение пропорций труда и отдыха, а также распределения длительности каждой из операций;
  • управление финансовыми средствами состоит в определении свободных ресурсов, а также тех, которые необходимо задействовать для достижения поставленной цели;
  • управление коммуникациями означает поиск связей и источников информации как во внутренней, так и во внешней среде;
  • управление рабочим пространством подразумевает правильную организацию рабочего места в соответствии с эргономическими и прочими требованиями.

Стоит отметить, что самоменеджмент - это сложный процесс, а потому и подходить к нему нужно комплексно. Если упустить одну или несколько составляющих, то в плане возникают так называемые узкие места, которые могут негативно сказаться на качестве работы, а также сроках ее выполнения. Подготовка к выполнению того или иного рабочего процесса требует определенных усилий и может занять некоторое время, которое позже окупится результатами.

Выводы

Одним из необходимых условий успешной и результативной работы является самоменеджмент. Он заключается в умении правильно распределять имеющиеся ресурсы, в том числе и временные. Стоит отметить, что довольно часто данное понятие отождествляют с тайм-менеджментом. И это не удивительно, ведь именно умение правильно организовать свой рабочий день обусловливает скорость и качество достижения целей. На данный момент, учитывая современный темп жизни, а также уровень конкуренции, самоменеджмент становится объективной необходимостью для тех людей, которые нацелены на результат.

Стоит отметить, что функции самоуправления во многом соответствуют функциям менеджмента. Для начала необходимо разработать цель, которая определит направление, в котором нужно двигаться. Далее она детализируется путем составления плана. Реализация его представляет собой последовательное принятие цепочки а также организации рабочего процесса. Если речь идет о предприятии, то между всеми его подразделениями должны быть установлены коммуникативные связи. И не стоит забывать о такой функции, как контроль, который может быть не только итоговым, но также и промежуточным.

Важно уделять внимание не только менеджменту, но также и самомотивации. Для того чтобы разобраться, при достижении тех или иных целей, стоит изучить Её базу составляют физиологические нужды. Это еда, одежда и прочее. Обеспечив необходимый минимум, человек задумывается о том, чтобы чувствовать себя в безопасности. Речь здесь идет о том, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне (чаще всего подразумевается финансовое благосостояние). Высшей категорией потребностей, которые мотивируют человека к деятельности, является общественное положение.

Рассматривая и анализируя теоретические основы самоменеджмента, следует признать, что теоретическая база неотделима от практической, ни в коем случае не стоит умалять практические приемы и методы. В настоящее время существует множество всевозможных методик, тестов, рекомендаций по саморазвитию и совершенствованию навыков, умений, развитию необходимых менеджеру качеств. Остановимся на некоторых, наиболее известных из них.

Во-первых, самоменеджмент предполагает развитие у человека самомотивации. И один из приемов - это рефрейминг. Рефрейминг - это специальный прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, непривычным для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая установка для сотрудника является приоритетной - позитивная (стремление) или негативная (избегание), - вполне возможно частично спрогнозировать его действия в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут влиять на формирование положительного восприятия действительности у подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.

Рефрейминг может строиться по нескольким принципам:

Позитивное переформулирование сообщений: «Мы даем Вам дополнительный проект, чтобы Вы могли проявить себя и доказать свою способность к дальнейшему росту» (вместо: «Вы получаете дополнительную нагрузку за те же деньги»);

Выявление преимуществ любой ситуации или каждого качества человека, использование в формулировках слова «зато»: «Он медлителен, зато тщательно все проверяет и не допускает ошибок»;

Постановка факта или ситуации в выгодный для сравнения ряд: «Наш отдел загружен гораздо меньше, чем бухгалтерия», «Вы сейчас делаете эту работу быстрее, чем три месяца назад»;

Использование контрастов со словом «или»: «Лучше, если я пообещаю Вам необходимые средства, или скажу о реальных ресурсах, которые могу гарантировать?»

Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана: все факты, характеризующие иную сторону события, явления или качества человека, обязательно должны соответствовать действительности. Желательно, чтобы руководители, рекомендуя этот прием сотрудникам, показывали также его преимущества для самомотивации.

Практика показывает, что люди, которые регулярно используют его, значительно более удовлетворены и счастливы, причем не только на работе, но и в личной жизни.

Следующая практическая составляющая самоменеджмента - это навыки решения проблем. «Problem solver» (в переводе с английского - «решающий проблемы») - это понятие, означающее человека, который из многих различных вариантов действий выбирает именно тот, который приводит к успешному решению стоящей перед ним задачи. К сожалению, некоторые люди предпочитают создавать видимость действий, избегать проблемы или конфликтов; в критической ситуации они начинают паниковать или перекладывать ответственность на других. Но из любой тупиковой ситуации всегда можно найти выход. Склонность человека к самостоятельному, активному и ответственному решению проблем - одно из важнейших качеств, необходимых в бизнесе, которое позволяет руководителю в высокой степени оказывать доверие подчиненному. Это cвойство личности дополнительно мотивирует самого сотрудника благодаря самостоятельности при достижении результата. Чтобы сформировать успешную модель поведения, руководитель в процессе управления и мотивации может предпринять следующие действия:

Делегировать подчиненным полномочия и ответственность и контролировать их дальнейшую деятельность;

Привить работникам необходимые навыки решения сложных и конфликтных ситуаций;

Зная мотивы каждого сотрудника, «привязать» самостоятельное решение возникающих проблем к одному или нескольким из них. Например, для человека стимулом является похвала, следовательно, руководителю нужно одобрять действия сотрудника больше всего именно тогда, когда он берет на себя инициативу в решении проблемы. Если мотиватор - результат, то желательно связывать его достижение с поиском выхода из сложной ситуации; если интерес - то показать, насколько занимателен и вариативен путь выхода из конфликтов и принятия решений для преодоления проблем;

Предоставить алгоритм действий: при возникновении сложной ситуации сообщить о ней руководителю, предложить варианты выхода из нее, проанализировать вероятность успеха каждого из них и только после этого узнать мнение руководителя. Такой подход приучает сотрудников к самостоятельности и формированию чувства ответственности за результат своих действий. Кроме того, он дает им абсолютно необходимый в бизнесе навык - решать проблемы, а не избегать их.

При решении тяжелых ситуаций главной установкой, руководством к действию, должна быть «обращенность к будущему». Нет смысла задаваться вопросом, касающимся прошлого: «Кто виноват?»; гораздо важнее и продуктивнее спрашивать себя: «Что делать?». Одна из типичных ошибок людей, находящихся в сложном положении, - длительный анализ прошлого. Однако оно необратимо и при «зависании» в нем у человека возникает ощущение безысходности, невозможности реально что-то изменить в лучшую сторону. Прошлое должно интересовать ровно настолько, насколько оно может повлиять на будущее: важно не искать причину неправильных действий сотрудника и осуждать его за это, а все усилия направлять на анализ и улучшение ситуации, на формирование таких обстоятельств, при которых не возникнет оснований для плохого поступка и повторение ошибки будет невозможным.

Далее очень важный момент - как справляться с негативной информацией? Большинство из нас каждый день сталкиваются с негативом, сложностями, нерешенными проблемами. Как успешно справляться со всем этим потоком, избегая стресса? Есть несколько правил и приемов, которые позволяют повысить собственную мотивацию и эффективность.

1) В любой негативной ситуации находить как минимум три позитивных последствия для себя. Если недостаток мешает человеку достигать успехов, то, признавая его в себе, нужно искать возможности максимально нейтрализовать его. Например, если основной вид деятельности не требует от некоммуникабельного человека обязательной общительности (как в сфере продаж), то можно вести переписку по электронной почте, сводя к минимуму личное взаимодействие.

2) Развивать свои достоинства, а недостатки нейтрализовать, т.е. стараться моделировать ситуацию таким образом, чтобы они в ней не были значимы. Есть общепринятые представления о достоинствах и недостатках. Например, интроверты считаются некоммуникабельными, и если такой человек воспринимает это качество как «изъян», то нужно проанализировать, так ли необходимы ему навыки общения или он прекрасно справляется с работой и без них. Если же он может добиваться успеха при имеющемся у него наборе способностей, то нет смысла сожалеть о своем «несовершенстве». Другими словами, недостатки - это не те качества, которые принято считать таковыми, а только те, которые реально мешают человеку. Для развития достоинств, напротив, необходимо частое выстраивание ситуаций, в которых положительные качества проявляются особенно ярко и наглядно.

3) Определить круг людей, мнение которых важно для человека (референтную группу). Помня о том, что никто не может обидеть нас без нашего на то согласия, важно научиться не реагировать на негативное мнение о нас людей незнакомых, неуважаемых нами или имеющих к нам предвзятое отношение. К примеру, если человек расстроился из-за неприятного комментария незнакомца на улице в отношении своего внешнего вида, то ему необходимо работать над самомотивацией и четким определением референтной группы. Неразумно болезненно реагировать и обижаться на людей, оценка которых никак не влияет на нашу жизнь. Если же человек чувствует отрицательное отношение к себе того, кто входит в его референтную группу, возможно, он находится под воздействием манипулятора и не факт, что дальнейшее общение с ним пойдет на пользу.

4) Положительно настроиться, приступая к решению сложной задачи. Есть мнение о том, что мысли материальны, мы можем сами программировать себя на удачу или невезение. К примеру, успешный в продажах сотрудник рассуждает так: «Я могу предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и т. д.)». Слабый продавец думает так: «Приходиться отвлекать человека от дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно». Собираясь на переговоры к конфликтному клиенту, успешный человек говорит себе: «Я все равно перетяну его на свою сторону!». Сотрудник, программирующий себя на неудачу, боится («Он опять будет недоволен, начнет мне хамить»), жалеет себя, выискивает у клиента серьезные недостатки («Ему еще развиваться и развиваться!»). Таков ход мыслей негативно и позитивно настроенных людей. Необходимо постоянно контролировать себя, поддерживать положительный настрой.

5) Моделировать успешное будущее. Один из важнейших факторов удачи в жизни и карьере - определение имеющихся ресурсов. Это означает не самообман, а честную оценку реальных внутренних и внешних возможностей для достижения успеха задуманного. Те же, кто практикуют противоположный подход - обосновывают невозможность достижения целей, - обычно становятся неудачниками. Поэтому, только детально оценив имеющиеся средства для решения задач, можно просчитывать риски, а также стараться нейтрализовать их.