Подростки: трудный возраст. Как помочь своему ребенку в переходный период? Гормональный дисбаланс у подростков Симптомы гормональной перестройки у подростков

Гормоны являются регуляторами всех биологических процессов, происходящих в организме. От их соотношения зависит половая принадлежность, характер, внешность, состояние здоровья. У женщин в течение жизни гормональный фон меняется многократно, что связано с работой репродуктивных органов. Даже в течение 1 месяца гормоны постоянно «играют». Именно этим объясняются многие особенности женского поведения, резкая смена настроения, формирование материнского инстинкта. Нарушения приводят к сдвигам в работе всех систем и появлению серьезных заболеваний у женщин.

Выработка эстрогенов и прогестерона в свою очередь регулируется гормонами гипофиза, зависит от состояния щитовидной железы и других органов эндокринной системы организма. Изменение фона может быть очень значительным, но далеко не всегда при этом говорят о патологии.

Всплеск наступает, когда начинают созревать яичники (пубертатный период), фон меняется после того, как женщина начинает жить половой жизнью. Колоссальные изменения фона происходят при беременности. После родов уровень гормонов постепенно восстанавливается, и от того, насколько правильно это происходит, зависит состояние молочных желез и выработка молока.

Соотношение эстрогенов и прогестерона значительно меняется в течение менструального цикла, причем существует физиологическая закономерность таких изменений. Наступление климакса – это очередной естественный гормональный сбой, вызванный постепенным снижением активности яичников и старением остальных гормонообразующих органов.

Все подобные проявления гормонального сбоя у женщин являются нормальными, не требуют никакой коррекции. Нарушением считаются гормональные отклонения, которые приводят к развитию заболеваний, нарушению детородной функции организма, появлению патологических симптомов.

Факторы, повышающие риск возникновения нарушений

Конечно, подобные нарушения могут произойти на любом из этих этапов, так как никто не застрахован от заболеваний, травм, стрессов. Однако существуют факторы, повышающие риск возникновения гормональных нарушений.

В группе риска находятся страдающие ожирением, увлекающиеся диетами для резкого похудения, постоянно употребляющие продукты «быстрого питания». Риск возникновения патологий повышен у тех, кто длительно и неграмотно использует оральные контрацептивы, принимает лекарства, содержащие гормоны.

Гормональный сбой может произойти из-за повышенных физических и эмоциональных нагрузок. В группе риска находятся также те, кто курит, постоянно употребляет алкоголь или наркотики.

Возможные последствия

Гормональный сбой является причиной многих заболеваний половых органов (эндометриоза, миомы матки , кист яичников, дисплазии шейки матки , злокачественных опухолей), а также молочных желез (мастопатии, фиброаденомы , рака). Последствием гормональных нарушений становится неправильное половое развитие, ранний климакс, невынашивание беременности, бесплодие. Нарушение может привести к возникновению таких заболеваний, как сахарный диабет, склероз сосудов головного мозга, бронхиальная астма, сердечные патологии.

Причины нарушений

Симптомы гормонального сбоя часто появляются в первые годы пубертатного периода, когда выработка половых гормонов еще не отрегулирована, а также в период завершения репродуктивных процессов в организме. В репродуктивном возрасте нарушение происходит после аборта, выкидыша, при отказе от грудного вскармливания. Отсутствие регулярной половой жизни, беременности и родов в этот период также ведут к отклонениям.

Причинами аномальной выработки женских половых гормонов могут быть:

  1. Нарушение работы головного мозга и центральной системы (гипоталамо-гипофизарная дисфункция). Здесь вырабатываются гормоны, стимулирующие работу яичников, протекание процессов менструального цикла, сократимость матки, развитие молочных желез. Нарушения могут быть вызваны возникновением опухоли, травмой головного мозга, недостатком кровоснабжения из-за сосудистых патологий.
  2. Заболевания щитовидной и поджелудочной желез, надпочечников, печени, органов кроветворения (костного мозга, селезенки).
  3. Воспалительные, инфекционные и опухолевые заболевания органов репродуктивной системы и, в первую очередь, яичников препятствуют нормальному протеканию циклических процессов, при этом нарушается выработка гормонов.
  4. Врожденные патологии развития органов и наследственные заболевания.

Видео: Причины нарушений, их проявления, диагностика, лечение

Симптомы нарушений

Гормональные отклонения всегда сказываются на работе репродуктивной и нервной систем, а также состоянии обмена веществ. Поэтому первыми проявлениями сбоя являются нарушения цикла, изменения характера и внешности.

Симптомы нарушения репродуктивной функции

Гормональный сбой может возникать даже у маленьких девочек. Результатом патологии становится слишком раннее начало полового созревания. При недостатке гормонов половое созревание будет задерживаться. О нарушениях говорит отсутствие первичных половых признаков, развитие организма по мужскому типу (оволосение, слабый рост молочных желез, особенности фигуры).

Недостаток гормонов становится причиной снижения или отсутствия полового влечения, сексуальной неудовлетворенности. Одним из признаков гормонального сбоя является бесплодие.

Реакция нервной системы

Симптомами сбоя являются резкие смены настроения (от эмоционального возбуждения до депрессии), раздражительность, частые головные боли, бессонница и одновременно постоянная сонливость. Наблюдается повышенная усталость, ухудшение памяти.

Симптомы нарушения обмена веществ

Нарушение обмена веществ из-за гормонального сбоя проявляется изменением массы тела (ожирением или резким похудением), что особенно часто происходит при заболеваниях щитовидной железы. Возможно повышение уровня сахара в крови (возникновение диабета), нарушение водно-солевого баланса (у женщины появляются отеки).

Неправильный обмен веществ становится причиной нехватки магния и кальция, что влечет за собой заболевания костной системы. Возникают признаки анемии (бледность, синева под глазами, головокружения).

Проявления гормональных нарушений у женщин разного возраста

Характер проявлений зависит от возраста, индивидуальных особенностей организма. В некоторых случаях фон может восстанавливаться самостоятельно, но иногда требуется серьезное лечение для устранения симптомов.

Гормональный сбой у девочек-подростков

О нарушениях говорит отсутствие внешних половых признаков и месячных у девочки старше 15 лет. При этом надо учесть, что маленькая грудь, узкий таз, слабый рост волос на голове могут быть наследственными признаками. Это касается также и сроков наступления первых месячных. Выяснить истинную причину отклонений возможно только после обследования общего состояния здоровья.

Гормональный сбой происходит, если у девочки маленький рост или она слишком худая, соблюдает голодную диету. Если аномалия возникает еще в раннем детстве, то месячные могут начаться в 7-8 лет. При этом нарушается развитие костной ткани, девочка перестает расти в высоту.

У многих подростков неустойчивость фона приводит к нерегулярности первых циклов, возникновению длительных менструальных кровотечений (до 15 дней). В таких случаях из-за анемии нарушается работа других систем организма. Признаками нарушения обмена веществ является появление угревой сыпи на лице у подростков, лишнего веса, растяжек на коже (стрий).

Нарушения у женщин репродуктивного возраста

О неправильной выработке гормонов свидетельствуют следующие проявления:

  1. Отсутствие месячных (аменорея). Такое состояние возникает из-за нарушения работы гипоталамуса-гипофиза, дисфункции надпочечников или яичников, а также расстройств функций нервной системы.
  2. Ожирение по мужскому типу (синдром Иценко-Кушинга). Происходит накопление подкожного жира в верхней части тела. При этом ноги и руки остаются худыми. Образуются стрии.
  3. Слишком ярко выраженный предменструальный синдром (болезненные ощущения в грудных железах, мигрени, рвота, отеки, перепады артериального давления, сердечная аритмия, депрессивное состояние).

Гормональный сдвиг после аборта

Прерывание естественного хода гормональных изменений, происходящих с наступлением беременности, приводит к сбою, который больше всего отражается на состоянии нервной системы. У многих наступает депрессия, апатия. Гормональный сбой нередко становится причиной опухолевых заболеваний матки, яичников, молочных желез.

Признаки нарушений фона после родов

В этот период у женщины постепенно восстанавливается физическое здоровье. Гормональные нарушения становятся причиной слабой выработки или отсутствия грудного молока. Нехватка окситоцина является причиной такого осложнения, как послеродовая депрессия . Этот гормон необходим также для того, чтобы матка нормально сокращалась. При его недостатке в матке возникают воспалительные процессы из-за застоя послеродового содержимого.

Обычно симптомы гормонального сбоя у женщин исчезают после окончания лактации и появления месячных. Если нарушения остаются, женщина полнеет, менструации приходят нерегулярно, становятся болезненными. Меняется характер, появляется нервозность, повышенная тревожность. Возникновению нарушений способствует недосыпание, повышенные нагрузки на организм.

Признаки нарушений при климаксе

Гормональный фон меняется в течение нескольких лет, во время которых у женщины проявляются нарушения работы мочеполовой, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Происходит инволюция молочных желез (они теряют упругость и форму).

Сила проявлений зависит от индивидуальных особенностей организма. Если женщина здорова, то в постменопаузе неприятные проявления исчезают. Гормональные сбои (гиперэстрогения, гипотиреоз и другие) в этом возрасте возникают чаще, чем в молодости, поэтому повышается риск развития злокачественных опухолей.

Совет: В любом возрасте обратиться к врачу следует, если возникают половые расстройства, повышенная раздражительность и утомляемость, рост волос на лице, неожиданно появляется склонность к ожирению или резкой потере веса, происходит снижение полового влечения. Устранение гормонального сбоя поможет избавиться от многих подобных проблем.

Видео: Роль гормонов в женском организме. Как проявляется гормональный дисбаланс

Диагностика и лечение

При возникновении симптомов сбоя необходимо обратиться к гинекологу и эндокринологу. Выявить нарушения помогают анализы крови на эстрогены, прогестерон, гормоны гипофиза, щитовидной железы и другие.

Для выяснения причины нарушений применяются такие методы, как УЗИ, лапароскопия, гистероскопия, методы томографического исследования. Одновременно проводится устранение причин возникновения нарушений и коррекция гормонального фона специальными препаратами. При этом учитываются все возможные противопоказания.

Также для восстановления фона назначаются противозачаточные таблетки (жанин, ярина), гомеопатические средства (климадинон, мастодинон), препараты, содержащие половые гормоны (дюфастон, метипред). Используются витаминно-минеральные комплексы.


Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание , зрелый возраст и, к сожалению, старение . При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период . Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре» , имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка» : человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы : у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков . Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще - голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки - сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство - самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становится эмоционально нестабильным , вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своей половой идентификацией , начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя , начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание - он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи , которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток - уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка . В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс , который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых , подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу , напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых , важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни . Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции - основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих , подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых . Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец , главная помощь - это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу . Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же - остаются.

Подростковый возраст является одним из сложных этапов, в течение которого организм ребенка в результате анатомических и физиологических преобразований достигает биологической зрелости. Этот временный период принято на­зывать пубертатным, так как формирование вторичных половых при­знаков - одно из наиболее ярких проявлений происходящей в организме подростка нейроэндокринной перестройки.

Пубертатный период про­должается около 10 лет, причем у девочек он начинается в среднем на 2 года раньше, чем у мальчиков.

Манифестными признаками его начала выступают появление вторичных половых признаков (у девочек - уве­личение молочных желез, а у мальчиков - рост волос на лобке).

Несмотря на то, что процесс полового созревания генетически детерминирован, сроки его начала и темпы происходящих в организме под­ростка изменений варьируют в значительных пределах. У подростков одного паспортного возраста морфологические и функциональные ха­рактеристики могут значительно отличаться.

В целом, в становлении гормональной регуляции половой сферы ребенка выделяют 4 «критических» периода, когда эндокринная система пререрпевает наибольшие изменения и, следовательно, организм наиболее уязвим к воздействию неблагоприятных факторов:

    Внутриутробный (фетальный)

    Период новорожденности

    Препубертатный

    Пубертатный

В онтогенезе наблюдается гетерохрония развития и инволюции эндокринных желез.

В целом в детские годы преобладает действие гормонов с преимущественно анаболическим влиянием. Нейрогормональная регуляция обеспечивает вначале рост, физическое развитие и адаптацию к внешним условиям, и только позднее возможность репродуктивной функции.

На этапе формирования функциональные резервы эндокринной системы гормонов относительно невелики. Поэтому детские инфекции, травмы, чрезмерные занятия спортом, нарушение режима дня могут вызвать существенные нарушения эндокринной регуляции физического и полового развития.

Динамика гормональных функций от рождения до половой зрелости:

    Наиболее рано дифференцируется эпифиз, инсулярный аппарат (pancreas), кора надпочечников.

    В детстве и в пубертате активно функционирует щитовидная железа: продукция паратгормона максимальна до пубертата; кальцитонина у новорожденных и во время пубертата.

    Функция коры надпочечников максимальна в период эмбриогенеза (зародышевая кора) и половой зрелости.

    Соматотропная функция гипофиза наиболее активна до установления половой зрелости.

    Позднее всех эндокринных желез развиваются гонады за счет активирования гонадотропной функции гипофиза.

В основе процессов, обеспечивающих созревание организма в пубертатный период , лежат изменения фун­кции эндокринной системы и, прежде всего, созревание центральных регуляторных систем - гипоталамо-гипофизарного комплекса. Установление нового уровня взаимоотношений между звеньями единой функциональной системы ги­поталамус - гипофиз - половые железы приводит к изменению стероидсинтезируюшей активности половых желез и над­почечников и обеспечивает развитие реп­родуктивной системы и организма в целом.

В пубертатный период про­исходит отчетливое повышение биосинтеза и секреции гонадолиберина , стимулирующего продукцию гонадотропинов гипофизом, повышается чувствительность последнего к их воздействию.

Функциональные перестройки, происходящие в пубертатный пери­од, неразрывно связаны с изменениями в биосинтезе и метаболизме мо­ноаминов . Начало пубертатного периода характеризуется увеличением содержания катехоламинов и снижением уровня серотонина . Именно такое соотношение нейромедиаторов создает предпосылки для усиле­ния продукции гонадолиберина.

Важным звеном в механизмах, обеспечивающих процесс полового созревания, являются гормоны эпифиза , прежде всего, мелатонин. До определенного периода гормоны шишковидного тела как бы сдержива­ют наступление полового созревания, оказывая свое влияние на гипоталамические центры, гипофиз и половые железы. При физиологическом течении пубертата выраженная активация гипофизарно-гонадной сис­темы происходит на фоне снижения уровня мелатонина .

Паренхима щитовидной железы в подростковом периоде увеличива­ется в 3-4 раза (В.И.Пузик). Интенсивное развитие щитовидной железы сопровождается усиленным влиянием ее на рост костей и морфологические изменения половых желез.

В пубертатном периоде важную роль играют надпочечники , размеры и вес их в период полового созревания интенсивно нарастают. Кортикостероиды надпочечников обладают в основном андрогенными свойства­ми, повышенная их продукция в период пубертата способствует разви­тию вторичного оволосения.

В связи с гормональной перестройкой в подростковом возрасте воз­можны дисфункции эндокринных желез с развитием зоба, гипертиреоза. пубертатно-юношеского диспитуитаризма и др.

Основными клиническими признаками периода пубертата являются:

Скачок роста

Развитие гонад и вторичных половых признаков

Изменение пропорций тела

Формирование женского и мужского морфотипа

Совершенствование функции СС и дыхательной систем

Завершение созревания всех морфологических и функциональных структур

Ключевой момент: становление репродуктивной системы и сексуального поведения

Нестабильность гормональной, нейрогенной и вегетативной регуляции

Половое развитие мальчиков

Начало полового созревания (увеличение размеров половых желез) у мальчиков происходит на фоне достоверного увеличения содержания эстрадиола и фоллитропина в крови. Повышение уровня последнего на ранних стадиях препубертатного периода, несомненно, имеет большое физиологическое значение.

Фоллитропин обладает выраженным морфо-генетическим свойством, воздействуя на эпителиальные и половые клетки гонад. Повышение уровня фоллитропина в этот период стимулирует образование эстрогенов в семенниках, которые необходимы для созре­вания гипоталамических структур. Кроме того, увеличение его содер­жания способствует увеличению числа рецепторов в семенниках к лютропину.

Появление у мальчиков вторичных половых признаков проис­ходит на фоне увеличения в крови количества тестостерона и лютропи­на . В этот период организм мальчиков вступает в фазу наиболее бурно­го созревания репродуктивных органов. К 14-летнему возрасту показа­тели лютропина достигают максимальных величин, а содержание тесто­стерона за год увеличивается в 2-2,5 раза. Однако даже к концу пубертатного периода содержание тестостерона в крови не достигает дефи­нитивного уровня

Начало полового созревания сопровождается изменением суточного ритма продукции гонадотропинов – появляется отчетливое увеличение в ночное время лютропина и фоллитропина.

Все соматические изменения у мальчиков, обозначаемые как период полового созревания, начинаются в 10 и заканчиваются в 18 лет . Однако фактически основная часть этого процесса у большинства подростков занимает 3-4 года. Судить о какой-то единой возрастной норме сроков полового развития мальчиков невозможно, поскольку каждый организм имеет собственный момент начала и свою длительность этого периода.

Внешние проявления полового развития, сроки их появления и призна­ки прогрессирования приблизительно следующие.

Начало заметного увеличения яичек можно считать первым призна­ком начала полового созревания . В среднем это происходит в 11,5-12 лет , но варианты возрастной нормы этого показателя охватывают пери­од от 10 до 13,5 лет .

По мере прогрессирования полового созревания бурный рост яичек обусловливается в первую очередь размножением сперматогенного эпи­телия семенных канальцев и в меньшей степени - увеличением числа размеров клеток Лейдига и Сертоли. Рост яичек в основном заканчива­ется к 17-18 годам, хотя возможно еще незначительное их увеличение до 20-25 лет.

Для клинической оценки состояния яичек пользуются тестикулометром-орхидометром модели М.А.Жуковского, который состоит из эллипсоидов, соответствующих возрастной норме, с указанием возраст­ных колебаний объема яичек.

Под изменениями наружных гениталий в период полового созрева­ния понимают увеличение полового члена, появление складчатости мо­шонки и увеличение ее объема, а также пигментацию мошонки и поло­вого члена.

Рост наружных гениталий начинается или сразу за увеличением яичек, или спустя 1/2-1,5 года, в среднем с 12-12,5 лет . К 16 годам у большей части подростков рост наружных гениталий заканчивается.

Оволосение на лобке в виде единичных остевых волос вокруг корня полового члена появляется, как правило, одновременно с началом роста наружных гениталий, хотя этот признак может проявляться и несколь­ко раньше, и позже.

Оволосение лобка начинается в 12-13 лет и, постепенно прогресси­руя, к 16-18 годам достигает выраженности, свойственной взрослым мужчинам. У большей части подростков старшего возраста и молодых мужчин оволосение от лобковой области распространяется по белой линии живота до пупка. Однако отсутствие столь выраженного оволо­сения не считается признаком андрогенной недостаточности, а рассмат­ривается как конституциональный вариант нормы.

Оволосение подмышечных областей начинается у подростков чаше всего к, середине пубертатного периода (в 13-15 лет ), хотя у отдельных мальчиков волосы на лобке и в подмышечной области появляются од­новременно.

Рост усов и бороды - показатель определенной половой зрелости - приходится на конец периода полового созревания (15 лет и старше ).

Регулярные поллюции - очень важный показатель физиологического полового созревания. Они начинаются не ранее 13 лет , к 14,5-15 годам имеются у половины подростков, а к 16 годам - у большинства.

Еще ряд признаков полового созревания у мальчиков появляется к середине пубертата (в 14-15 лет) и соответствуют максимуму его ско­рости.

Это пубертатное ускорение линейного роста, нарастание мышеч­ной массы, изменение архитектоники скелета (преимущественное раз­витие пояса верхних конечностей), снижение тембра голоса, физиологи­ческая гинекомастия, acne vulgaris на коже.

У мальчиков ширина плеч в пубертатный период преобладает над размерами таза. Увеличение отношения размеров таза к длине тела у юношей указывает на феминизацию скелета, т.е. на появление женских черт телосложения.

Понятие «переходной возраст» нередко связывают с нестабильным психологическим состоянием подростков. Видимо потому, что эта часть процесса становления личности наиболее заметна для окружающих и особенно волнует родителей. Резкие смены настроения или даже замкнутость, депрессия еще вчерашнего ребенка, представляют собой лишь верхушку айсберга всех изменений. Гораздо больше метаморфоз происходит внутри юного пока неокрепшего организма.

Самым активным периодом развития внутренних органов человека считается возраст от 8 до 14 лет. Резкий скачок в росте провоцирует огромные затраты энергии, сбои гормонального фона, нехватку витаминов и минеральных веществ.

В этот период у детей часто встречаются нарушения сна, нервозность, повышенная утомляемость, головные боли, плохой аппетит. Порой заботливый родитель, наблюдая за своим чадом, может отметить: «У него внутри все неспокойно». И будет не далек от истины: внешние признаки начала переходного периода сигнализируют о запуске процессов формирования жизненно важных систем организма. Что же происходит «внутри» у ребенка и какие могут быть последствия для его здоровья?

К примеру, развитие сердечно-сосудистой системы отстает от роста всего тела. Такой запоздалый эффект может неблагоприятно сказаться на функциях сердца и сосудов, особенно при физических и эмоциональных нагрузках. Как последствие возможны функциональные отклонения в деятельности сосудов: вегето-сосудистая дистония с колебаниями артериального давления.

Претерпевает изменения желудочно-кишечный тракт, органы которого растут не одновременно. Увеличивается размер желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы, однако функциональная зрелость опаздывает от резкого роста внутренних органов. Большинство болезней пищеварительной системы вызваны ухудшением питания и повышенной психологической нагрузкой.

Не секрет, что в еде подростки отдают предпочтение фаст-фудам и консервантам, вместо необходимых овощей и фруктов. В этом возрасте слизистая детского кишечника очень чувствительна. Несбалансированное питание вполне может привести к синдрому нарушенного кишечного всасывания. На его фоне у ребенка часто проявляются различные аллергические состояния.

Так же происходит адаптация функции дыхания к мышечным нагрузкам. Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30-35 в минуту, в 4-7 лет - 22-26. Просто с возрастом мы начинаем дышать не чаще а глубже, компенсируя тем самым нехватку кислорода при легочной вентиляции.

Что касается роста и веса, подростки нередко комплексуют из-за своей угловатой и неуклюжей внешности. Нелепый внешний вид связан с формированием новых пропорций тела: головы, туловища, удлинением рук и ног. Скелет начинает расти по 4-7 см в год, значительно опережая развитие мускулатуры. Отсюда и непропорциональные фигуры подростков.

На гормональном уровне, у мальчиков увеличивается выработка тестостерона, а у девочек яичники стимулируют повышение уровня женского гормона - эстрогена. За счет этого, к 14 годам, примерно у 97% мальчиков и девочек начинают проявляться вторичные половые признаки: увеличение яичек (у мальчиков) и молочных желез (у девочек).

Не удивительно, что при такой активной перестройке организм подростка как никогда нуждается в дополнительных витаминах и минеральных веществах. Наибольшее их количество содержится в кисломолочных продуктах питания, а так же овощах, фруктах, крупах и орехах.
Однако, для поддержания метаболических процессов, быстро растущему организму ребенка понадобиться дополнительный источник минеральных веществ. Им могут стать капли Береш Плюс - средство с высоким содержанием водорастворимых солей минеральных веществ и микроэлементов, которые играют важную роль в жизнедеятельности организма.

Общетонизирующее действие препарата способствует восстановлению дефицита макро- и микроэлементов. Береш Плюс рекомендуют при повышенной утомляемости, отсутствии аппетита, астенических состояниях, а также для ускоренного восстановления организма после перенесенных заболеваний.

Таким образом, подпитывая организм на его клеточном уровне, капли Береш Плюс помогают в укреплении костной и мышечной массы тела, способствуют пропорциональному формированию внутренних органов, тем самым облегчая для ребенка процессы внутренней перестройки.

В 1 мл капель Береш Плюс содержится 2 мг железа, 1,1 мг цинка, 0,4 мг магния, 0,31 мг марганца, 0,25 мг меди, 0,11 мг никеля, 0,1 мг бора и 0,09 мг фтора - жизненно необходимых элементов для нормализации обеспечения витаминов и гормонов в организме.

Капли можно принимать, совмещая с любыми другими лекарствами, соблюдая интервал в 30 минут. Исключение составляют лишь препараты, содержащие в составе железо или микроэлементы.

Курс Береш Плюс рассчитан на 6 недель, но при необходимости его можно продлить, предварительно проконсультировавшись с доктором. Принимать капли рекомендуют во время еды, с 50 мл жидкости (вода, фруктовый сок, сироп, фруктовый чай) Дозировка составляет: 1 капля на 1 кг массы тела в сутки за 3 приема.

Береш Плюс помогут насытить организм ребенка необходимыми минеральными веществами, способствуя его гармоничному развитию. А в дополнении с моральной поддержкой от родителей период перестроек подросткового организма, пройдет для ребенка быстро и безболезненно.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.