Рисуем портрет акварелью: тени, свет и выражение лица. Как научиться рисовать лицо: упражнения для понимания формы и свето-тени Глаза в ракурсе вполоборота

Оригинал взят у tolstnev в Прорисовка светотеневого рисунка при обработке портрета или Dodge&Burn.

Это один из этапов при обработке портрета в программе Photoshop. Пару слов о том, для чего он нужен. Начну издалека.
Около пяти сотен лет назад великий Леонардо Да Винчи вывел идеальные пропорции человеческого лица. Такое лицо воспринимается нами как наиболее гармоничное и красивое.

Но в реальности людей с такими идеальными лицами просто не существует. Бывают лишь более или менее приближенные к такому идеалу. В жизни же мы нередко видим круглые, квадратные, прямоугольные, вытянутые и т.д.... лица, широкие или длинные носы, широко или узко сидящие глаза... Список таких особенностей можно продолжать бесконечно. Но как известно, люди давно уже научились пользоваться косметикой. Задачей которой стоит не только подчеркнуть акценты на глазах и губах, но и подправить геометрию лица, скрыть его недостатки. И в идеале бы, визажист должен так нанести корректирующий макияж, чтобы потом ретушеру не приходилось ничего править. Но это в идеальном варианте. В жизни далеко все не так. Макияж может быть нанесен неправильно, либо человек снимался вообще без макияжа. Но даже правильный макияж в процессе съемки может испортиться, "поплыть", человек может вспотеть и т.д... Вот и приходится потом ретушеру все это исправлять. К слову сказать, визажист и ретушер делают во многом схожую работу. Просто у них инструменты разные. Поэтому ретушеру, занимающемуся обработкой портрета я очень рекомендую пройти курсы визажистов, и попрактиковаться в нанесении макияжа на реальных лицах. Нет, я не рекомендую, я считаю это обязательным!
Итак! Задачей этапа прорисовки светотеневого рисунка являются:


  1. Корректировка формы и пропорций лица.

  2. Устранение дефектов, неровностей, бликов и пятен на лице.

Причем здесь не идет речь об устранении самых мелких дефектов, таких как прыщики, какие-либо мелкие точки. Их проще убрать с помощью инструментов Healing brush (лечащая кисть) или Patch (заплатка). Но давайте уже перейдем непосредственно к обработке. Я разделил эту статью на несколько этапов.

Этап №1. Подготовка.
Открываем фото. Сначала в RAW конвертере. Если необходимо, то подправим движки, отвечающие за тени и света, экспозицию и баланс белого. Но я заметил, что студийный портрет, снятый с технически грамотно поставленным светом, крайне редко требует манипуляций на этапе конвертации. Разве что баланс белого подправить на свой вкус.
Затем жмем "open" и открываем картинку в фотошопе.

Теперь необходимо создать сверху две дополнительных копии слоя. Один светлый и один темный. Здесь есть аж целых три варианта, как это можно сделать. Точнее их конечно же больше, но я опишу три.

Вариант №1. Требуется в случаях, когда на фото имеются провальные темные и выбитые светлые участки. И их необходимо "вытянуть".
Открываем эту же фото еще раз в RAW - конвертере. Там делаем только 2 движения - Exposure (экспозиция) поднимаем на +1 ступень, а Saturation (насыщенность) убавляем на -15.

И открываем это светлое изображение в фотошопе. Затем, выделяем - комбинация клавиш Ctrl+A, копируем в буфер обмена - Ctrl+C, закрываем - Ctrl+W (без сохранения). Находясь на нашем первоначально открытом изображении с нормальной экспозицией, жмем Ctrl+V - вставили светлое фото верхним слоем.
Далее, открываем фото в RAW конвертере в третий раз. И делаем все с точностью до наоборот - Exposure (экспозиция) убавляем на -1 ступень, а Saturation (насыщенность) усиливаем на +15. Понятно, что можно не ограничиваться только одной ступенью экспозиции, особенно учитывая, что мы имеем дело с достаточно "резиновым" RAW-форматом, и при необходимости раздвигать экспопару этих слоев гораздо больше. Только надо быть осторожным с шумами, которые скорей всего полезут при чрезмерном осветлении и, если нужно, подавить их во вкладке Detail (детализация).

И также, как и со светлой картинкой, повторяем все действия, чтобы вставить это темное изображение третим слоем. В какой последовательности будут стоять эти два дополнительных слоя, абсолютно неважно. Но я для себя сделал такое правило - сверху темный, ниже светлый слой. Просто чтобы не путаться, и работать быстрее. Теперь необходимо закрыть эти два слоя черными масками. Находясь на данном слое - кнопка создать маску слоя (внизу палитры слоев) +Alt. В этих двух слоях мы и будем работать. Но нам необходимо создать еще два слоя, в которых однако, мы работать не будем. Они служат только для контроля. Копируем нижний слой Background (фон) Ctrl+J, перетаскиваем его на самый верх и отключаем. В процессе обработки мы будем иногда включать этот слой, чтобы посмотреть что было, и что стало. Теперь, создадим корректирующий слой Channel mixer (смешение каналов) с помощью кнопки внизу палитры слоев. У вас должен получиться вот такой слоеный пирог из слоев.

При создании корректирующего слоя откроется откроется окно с ползунками. Там необходимо поставить галочку Monochrome (монохромный), и сдвинуть красный ползунок влево примерно до значения -20. Изображение потемнеет. А теперь синий ползунок сместим вправо до такого значения, чтобы восстановить яркость картинки до нормальной, но без появления пересветов. Вот так:

Хоть в этом слое мы больше ничего делать не будем, он является очень важным для нас. С его помощью мы "убиваем" сразу двух зайцев. Первый заяц это то, что мы видим картинку в бесцветном варианте. Это архиважно. При прорисовке светотени нас ни в коем случае не должен отвлекать и вводить в заблуждение цвет. Часто пятна на изображении отличаются не только по яркости, но и по цвету. При работе с фотографиями я придерживаюсь правила: сначала разобраться с яркостью, а потом с цветом. Этого работает не только для портрета, но и для любого изображения. Сперва правим яркость, затем цвет! К слову сказать, в RAW конвертере я действую по этому же алгоритму. А второй наш заяц - мы усилили контраст портрета, и теперь видим все дефекты и неровности более очевидно. Это здорово помогает увидеть при прорисовке проблемные места.

Вариант №2. В случаях, когда фотография не имеет пересветов и провалов, нет необходимости использовать RAW конвертер для создания темного и светлого слоя. Для этого достаточно скопировать Background (фон) два раза, один слой перевести в режим смешивания Multiply (умножение), а второй в режим Screen (экран). В результате у нас получатся те же самые светлый и темный слои. Далее также закроем их черными масками, создадим копию фона и корректирующий слой как в первом варианте.

Вариант №3. Минус предыдущих вариантов заключается в том, что каждый дополнительный слой значительно увеличивает объем файла. Ведь по сути слои - это такие же изображения. Также неудобство заключается в том, что если вы что-то сделаете с фоновым слоем, например удалите прыщи, а затем начнете прорисовывать верхние слои, то эти самые прыщи проявятся у вас опять. И если применение реальных слоев в первом варианте еще оправдано способностью RAW-формата вытаскивать картинки из пересветов и теней, то второй мне кажется бесполезным. Поэтому второй вариант я никогда не использую. Все это можно сделать еще проще и удобней для дальнейшей работы с помощью корректирующих слоев. Вместо копирования фона, создадим сверху два корректирующих слоя. Подойдут любые, кроме тех, которые сами по себе меняют картинку, например Black&White (черное и белое). Я привык использовать Curves (кривые). Но повторюсь, подойдут и другие. Эти корректирующие слои переводим, как и во втором варианте, верхний в режим Multiply (умножение), который переименую в Dark. И нижний слой в Screen (экран), и соответственно назову его Light. При создании корректирующего слоя автоматически создается белая маска. Инвертируем ее. Щелкнем по этой маске, чтобы выделить ее (появится рамочка вокруг маски), и нажмем Ctrl+I. Она превратится в черную.

Объем корректирующих слоев составляет буквально килобайты и, сколько бы вы их не создавали, вес файла почти не увеличивается. И вы можете на фоновом слое спокойно удалять прыщи, не боясь, что при прорисовке верхних слоев они появятся вновь. Я записал эту операция в Action (действие), и теперь создание этого "слоеного пирога" занимает у меня не более секунды.

Теперь нам необходимо подготовить кисть в работе. В меню Edit-Preferenсes-Cursors (правка-предпочтения-курсоры) я ставлю галочку Full Size Brush Tip (полноразмерный кончик кисти). Это позволяет видеть какая у вас в данный момент кисть - жесткая или мягкая. Это не критично, и совсем не обязательно, но мне так работать гораздо удобнее. Далее необходимо выставить значения Opacity (непрозрачность) и Fill (заливка) по 20%. Эти значения у меня всегда равны, на мой взгляд кисть так работает мягче и плавнее. Чтобы каждый раз не лазить и вручную не менять эти значения, пользуйтесь горячими клавишами. Клавиша 2 например ставит Opacity 20%, 3 - 30%. Если нужно 25%, нажимаем быстро 2 и 5. Если надо 100%, жмем 0. Значения Fill меняются точно также, только через клавишу Shift. Советую привыкнуть, сэкономит массу вашего времени в дальнейшей работе.

Следующим этапом поубираем мелкие дефекты с помощью Healing Brush (лечащая кисть) или Patch (заплатка). Работа этих инструментов незамысловата и проста. Думаю, что подробно описывать как ими работать, здесь не имеет смысла. Отмечу лишь, что кончик лечащей кисти лучше сделать овальным. В таком случае снижается риск оставить следы воздействия этого инструмента. Жесткость кисти я обычно ставлю 15-20%.

Этап №2. Прорисовка свето-теневого рисунка портрета. Устранение пятен.
Все, что я описал выше - лишь техническая составляющая процесса подготовки портрета для высококачественной ретуши. Для человека, уже белее-менее владеющего ФШ скорей всего все это уже знакомо. Подобной информации в сети немало и, только ради этого я бы не стал писать данную статью. Пожалуй самый важный и одновременно самый непростой этап - именно правильно прорисовать свето-тень. Имея определенный опыт преподавательской деятельности могу сказать, что именно на данном этапе у людей возникают трудности и появляются ошибки. Особенно у начинающих. Поэтому здесь я постараюсь наиболее подробно описать каждый шаг, и все принципы процесса.
Во-первых, наберитесь терпения. Будьте готовы потратить на прорисовку от часу до пяти. А возможно и больше, если вы только учитесь работать в фотошопе. Для сравнения например, если другие этапы ретуши, повторяясь раз за разом как бы автоматизируются в мозгу, и с опытом все меньше времени требуется на них, а для каких-то вообще можно записать Actions, то прорисовку свето-тени никак не автоматизируешь, и не ускоришь. Здесь результат прямо пропорционален количеству затраченному времени. Хотя конечно, навык - великая вещь, и через пол-года или год, вы будете делать прорисовку немного быстрее.
Во-вторых, купите графический планшет фирмы Wacom - ваш самый верный помощник в этом деле. Рисовать мышкой конечно тоже можно, но поверьте - это просто мазохизм!
В-третьих, работайте на нормальном откалиброванном мониторе. На каком-нибудь ноутбуке 15 дюймов с обычной (не IPS) матрицей вы просто ничего не увидите, и "намалююте" такого ужаса!
И в-четвертых, позаботьтесь о нормальном освещении рабочего места.

Итак, что мы имеем? Множество неровностей и пятен, которые я отметил стрелками. Черные стрелки - темные пятна, белые - соответственно светлые. На первый взгляд вроде все просто: светлые пятна необходимо притемнить, а темные осветлить. Но на практике многие, особенно начинающие, не только убирают пятна, а еще более их добавляют. Лица становятся пятнистые, полосатые, углованые. Но давайте по-порядку.
Для того, чтобы осветлить темное пятно, кликаем по маске слоя Light. И белой мягкой кистью соответствующего размера осветляем пятно так, чтобы оно исчезло. Здесь ключевыми словами являются "соответствующего размера". Это очень важно! Я рисую, постоянно меняя размер кисти в зависимости от размера пятна. Даже чаще бывает, что при удалении одного пятна я буду менять размер кисти множество раз, в зависимости от его формы и характера, размытости границ. Ведь одно пятно может как бы состоять внутри себя из множества пятен. Не стоит удалять большое пятно маленькой кисточкой, пытаясь закрасить его. Лучше это делать большой. Менять кисть удобней и быстрей всего клавишами "квадратные скобки". Это тоже важно. Я как-то попытался работать, регулируя размер кисти другими способами. Мне это показалось настолько неудобным, что даже сказалось на качестве прорисовок - стали появляться посторонние пятна.

Все то же самое делаем и со слоем Dark, в котором соответственно притемняем светлые пятна. При этом очень важно учитывать направленность рисующего света. В данном случае видно, что в качестве рисующего света я использовал софтбокс (которым обычно я редко пользуюсь), который стоял справа. Соответственно и рисовать я буду с учетом направления теней. Также нам нельзя лицо сделать плоским. Нужно сохранить, а при необходимости добавить объем изображению. Проще всего со лбом.

Совсем необязательно здесь пытаться выравнивать самые мелкие неровности. С ними проще, быстрее и качественнее справляется метод частотного разложения . Причем с сохранением фактуры кожи. Этот метод у меня идет следующим этапом, после прорисовки свето-тени. А теперь продолжим. Область глаз. Вот здесь-то мне и помогли знания, полученные на курсах визажистов. Основное правило такое: тени визуально отдаляют, делают "глубже", а света наоборот, приближают и "выпячивают" те или иные участки. При необходимости добавляю тени и света в места, обозначенные стрелками (черные стрелки - тени, белае - света). У Насти глаза достаточно правильной формы, поэтому я добавил совсем чуть-чуть светов и теней. А также немного усилил подводку глаз и притемнил брови. Далее убираем круги под глазами. Ориентируемся пока только на яркостную составляющую. По мере удаления пятен, на их месте может появиться чрезмерная фактура кожи. Особенно часто это бывает на месте бликов. Оставим все это частотному разложению .

Нос чаше всего смотрится широким у переносицы. Исправляем это, нанося темные мазки на эти места. Нос визуально становится уже. Также немного осветлил тень от носогубной складки.

На участке лица слева от носа (белая стрелка) я немного осветлил, чтобы было примерно как с правой стороны. Но не в точности как там, немного оставил темнее - не забываем, что эта часть лица расположена дальше от источника света. А часть, отмеченную черной стрелкой притемнил, чтобы эта выступающая часть ее лица не бросалась в глаза. Причем сделал это достаточно большой кистью - ведь нужно было обработать достаточно большой участок. При этом большая кисть зацепила и часть фона за моделью, и он тоже потемнел. Исправить это просто - меняем цвет кисти на противоположный, то есть черный - клавиша Х, ставим Opaсity и Flow по 100%, и стираем с фона лишнюю черноту. Жесткость кисти при этом выбираем в зависимости от степени размытия границы участка лица в этом месте. Чем резче контур, тем жестче кисть. В данном случае я выбрал 25%.

Губы. В данном случае с ними все нормально. Но, если нижняя губа плоская, то под ней можно немного притемнить. И сразу же создастся впечатление более пухлой губы. Ведь тень от чего-то же отбрасывается.
Подбородок. Форма подбородков бывает самой разнообразной. Также, светом и тенью правим его форму, если нужно, делаем более выпуклым, убираем пятна, блики.

Бывает так: вы видите рядом темный и светлый участок, которые необходимо выровнять. Иногда сразу видно, что надо например осветлить темный участок, и все встанет на свои места. Или наоборот. А бывает, что это неочевидно. То ли светлый затемнять, то ли темный осветлять? Тогда рекомендую идти по среднему пути - немного осветлить темный, и немного притемнить светлый. Рекомендую периодически работать на разных слоях, светлом и темном, и постоянно чередовать их. Также чередовать участки изображения, чтобы глаз не "замыливался". Необходимо постоянно увеличивать и уменьшать масштаб просмотра фотографии. Если вы работаете более часа, то надо обязательно давать отдыхать глазам. От длительной работы глаза устают, и вы наделаете таких ошибок, что потом сами удивитесь.

Бывает и так: вы рисуете, а ничего не происходит. Или происходит не то, что должно. Проверьте все по-порядку:


  1. В данный момент активна маска нужного слоя.

  2. Непрозрачность всех слоев 100%

  3. Отключен слой Background copy (копия фона)

  4. В данный момент активен инструмент Brush (кисть)

  5. Настройки кисти - круглая, мягкая, нужный цвет, параметры Opacity и Flow, режим работы кисти Normal (нормальный).

И вот, какое изображение получилось у меня в итоге. Пятна выровнены, объем остался. Обратите внимание, что широкая челюсть стала визуально смотреться чуть уже. Вернее сказать, это теперь не так бросается в глаза. Часто я еще прорисовываю волосы для получения дополнительного объема. Но здесь делать этого не стал, так как посчитал, что волосы станут перетягивать на себя больше внимания.

А вот, что получилось после полного цикла обработки, который включает в себя пластику, частотное разложение, работу с цветом, кривые, замена фона, контурная резкость...

Больше фотографий с такой обработкой смотрите на моем сайте http://www.staspozitiv.ru

Провожу обучение по обработке фотографий, в том числе онлайн

Веду курсы по студийной съемке в Байкальской академии фотографии г. Иркутск

В этом уроке мы наглядно рассмотрим как правильно строить падающую/отброшенную тень с помощью двухточечной перспективы.

Свет важен

Свет утверждает свою необходимость в рисовании через свой валёр. Под валёром подразумевается затемненность или освещенность оттенка тона объекта. В большинстве случаев более темный валёр используют для теней, а светлый, соответственно, для освещенных участков. Валёр, который находится между этими крайностями, обычно называют полутоном.

Валёр - в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.
Из Wiki.

Необходимо создавать иллюзию света в рисунке, так как свет является определяющим фактором при различении предметов внешнего мира. Если мы хотим научиться создавать иллюзии в рисунках, самой главной иллюзией будет как раз создание света.

Свет активно действует в двух локациях – подсвеченной стороне и полутонах. Наш мозг запечатлевает их положение и усиливает их интенсивность, так же, как интенсивность теней.

Свет и тень

Тени обычно разделяют на «собственные» и «отброшенные». Собственная тень – это тень от самого объекта, а отброшенная тень – результат непроходимости света в объекте. Таким образом, тень «падает» на ближайшие поверхности.

Собственная тень может сообщить наблюдателю информацию о форме объекта, в то время как отброшенные тени формообразуют объект и направление света.

Отброшенные тени

Важна форма отброшенной тени, так как наблюдатель получает из ее очертаний представление о форме объекта. Некоторые художники пользуются этой особенностью, если они хотят заставить тени «говорить» особенным образом, управляя источником света. Однако такой подход требует некоторой сноровки и знания теории перспективы.

Для большинства рисунков с натуры тени объектов очевидны, и их можно нарисовать, основываясь на сравнении между позитивным и негативным пространствами. Однако, если вы рисуете воображаемые предметы, вам пригодится данный навык.

В видео ниже мы рассматриваем использование производной перспективы, чтобы уметь создавать формы отброшенных теней в виде простых прямоугольников и сфер.

Как использовать «перспективу», чтобы расположить отброшенные/падающие тени

Начнем с разбора процесса отбрасывания теней от прямоугольных объектов .

Сначала мы нарисуем простой прямоугольник, для этого воспользуемся двухточечной перспективой. Важно включать линию горизонта в план картины – для нас это будет «точка затухания тени».

Когда прямоугольник будет готов, мы определим источник света над уровнем горизонта. Чем ближе источник света будет располагаться к линии горизонта, тем длиннее будут тени.

Можно нарисовать линию от источника света до уровня горизонта. Точка пересечения этих двух линий (линия от источника света и линия горизонта) будет «точкой затухания тени».


Теперь мы можем нарисовать три линии от источника света, рассеивающиеся до верхних углов нашей формы. В этом случае мы имеем в виду три ближайших к наблюдателю угла.


Затем мы нарисуем линии по направлению от точки затухания тени до трех нижних углов нашей формы. Они должны быть достаточно длинными – такими же, как линии до верхних углов.


Точки пересечения помогают определить форму отброшенной тени.


Мы можем использовать получившуюся форму как основу для заполнения тени цветом.


Рисуем отброшенные тени сферы с использованием перспективы

Теперь, когда мы рассмотрели процесс создания отброшенных теней с использованием перспективы на примере прямоугольника, разберем стратегию построения тени для сферы. (Существует несколько способов построения тени для сферы, но этот самый простой, на мой взгляд).

Как и в предыдущем примере, нам придется определить линию горизонта, так как они пригодится нам при определении точки затухания тени. Нам также понадобится определить источник света и точку затухания тени.

Затем нарисуем круг, который впоследствии станет сферой. Чтобы было проще определить форму отброшенной тени, впишем круг в квадрат.


Проведем линии от источника света до двух верхних углов квадрата, вписывающего в себя окружность.


Теперь нарисуем линии от точки затухания тени до двух нижних углов квадрата.


Полученные точки пересечений можно использовать для определения формы квадратной отброшенной тени.


Теперь нам нужно создать овальную форму для собственно сферической тени. Для начала необходимо определить, где кривые будут соприкасаться с краями. Чтобы найти эти точки, нам нужно нарисовать линии от источника света до середин сторон квадрата с каждой из сторон.


Затем, с помощью этих точек пересечения определим форму отброшенной от сферы тени.


Теперь можно добавлять цвет и валёр к самой сфере и отброшенной тени, чтобы завершить рисунок. У вас есть все ориентиры для этого.


Надеюсь, статья была вам полезна! Оставляйте свои комментарии, пожелания и вопросы!

Портретное освещение - тонкая наука, в которой много нюансов. Угол, под которым освещается модель, или ее поза могут кардинально повлиять на то, как она будет выглядеть. Советы британского фотографа Джейка Хикса (Jake Hicks) помогут вам освоить приемы и тонкости освещения при портретной съемке. Его для наших читателей перевел участник клуба Сергей Никитин.

Джейк Хикс ( Jake Hicks) - редактор и портретный фотограф Великобритании. Джейк стал известен благодаря интересной цветовой обработке и безупречной работе со светом. В этой статье он поделился советами, как избежать наиболее распространенных ошибок и получить портрет, как у настоящих профи.

Фотография является областью субъективного, и, как в любой другой форме искусства, всегда появятся люди, которые согласятся или не согласятся с тем, что я классифицирую как ошибки. Лекции по истории учат нас, что Берлинская стена пала в 1989 году, математики говорят нам, что 2 + 2 = 4. Я же собираюсь осветить пять ключевых явлений в портретной съемке, которые, как я вижу, многие фотографы считают правильными, а я рассматриваю как неправильные.

Расположение бликов

Первая ошибка определяется точно и просто: очень легко определить, совершили вы ее или нет. Это, конечно же, наличие бликов в глазах модели, создаваемых непосредственным отражением от источника рисующего света.

На фотографии слева в глазах модели блики света едва просматриваются; как результат - глаза выглядят более темными, чем есть на самом деле. Опустив источник рисующего света ниже, мы получим кадр, на котором ясно видно, что освещение не только стало более выгодным, но и добавило яркости глазам.

Получив на портрете подобные участки яркости, вы придаете глазам форму, а без них глаза часто выглядят мертвыми и безжизненными. Например, при создании фильмов путем цифрового редактирования подобные блики убираются, чтобы показать смерть персонажа. Свет в глазах определенно является показателем жизни; таким образом, корректное расположение источника света - выше и слегка впереди головы модели - даст правильное освещение и в глаза попадет свет, который даст им возможность рассказать свою историю вспышками бликов.

Блики должны располагаться, если проводить аналогию со стрелками часов, в позициях 10, 11, 12, 1 и 2 часа. Если блики будут находиться ниже - ниже 9 или 3 часов, - значит, мы совершили следующую ошибку - расположили свет слишком низко.

Нижнее освещение

Нижнее освещение - это когда свет падает на модель с нижней относительно камеры точки. Подумайте о фильмах ужасов 1960-х годов: чтобы показать монстров и плохих персонажей, их в то время просто освещали снизу.

Здесь вы можете заметить, что на левом кадре отсутствует заполняющий свет. Это не обязательно означает, что кадр плохой. Но добавив немного света, мы сможем проявить много подробностей, получив картинку, как на правом кадре. Слишком же яркий заполняющий свет снизу даст нам картинку, которую мы наблюдаем в центре.

Причина, по которой такой кадр выглядит плохо, в том, что мы привыкли видеть друг друга при верхнем освещении. На улице солнце светит на нас сверху, когда мы находимся в помещении, свет также падает сверху. Мы настолько к этому привыкли, что освещение с любой другой точки воспринимается нашим мозгом как что-то неправильное. Это очевидно и мало кто из нас делает подобную ошибку, освещая модель исключительно снизу, но я вижу подобный эффект, когда фотографы решают воспользоваться заполняющим светом: он отбрасывает на лицо модели больше света, чем рисующий. И такое часто происходит среди коммерческих фотографов. Недавно даже корпорация - мировой лидер среди производителей фотокамер - выпустила портрет с подобным нижним освещением! Так что эта ошибка свойственна не только энтузиастам фотодела. К счастью, ее легко исправить: просто убавьте яркость заполняющего света. Для дополнительной безопасности выполните несколько тестовых снимков при различной мощности заполняющего света, а затем рассмотрите результаты и выберите понравившийся, отметив соответствующие параметры мощности. Для удобства сравнения расположите изображения друг рядом с другом, как в примере выше.

Простой маленький софтбокс ниже модели - это все что нужно для небольшого количества заполняющего света.

Совет профи: если вы снимаете группу людей, обращайте внимание на каждого фотографируемого. После снимка мужчины двухметровой высоты для девочки ростом метр шестьдесят необходимо будет соответственно скорректировать яркость рисующего и заполняющего света. Если этого не сделать, то девочка меньшего роста окажется сильнее освещена более близким заполняющим светом и меньше - более дальним рисующим. И угадайте что? Ничего не меняя, вы тем не менее получите кадр с нижним освещением.

Потеря объекта, отделение от фона

Это условная ошибка, так как она в большей степени базируется на предпочтениях и вполне уместна для создания различных эффектов, но, как правило, если вы только начинаете работать со светом, старайтесь ее избегать. Эта световая техника заключается в демонстрации фигуры и формы с помощью тени или отсутствия света.

В этих вариантах схема освещения одинакова, единственное различие - как далеко вы, модель и источник света от фона. Вы видите, как на левом изображении модель почти полностью сливается с фоном, но простое попадание света, освещающего модель, на фон мгновенно проявляет фигуру и формы модели.

Если вы фотографируете модель с единственным источником света (как вариант) и она располагается достаточно далеко от фона, то фон стремится стать полной темнотой, такой же, как неосвещенные части модели. Все, что происходит в этом случае, - визуально фон и теневые участки на модели становятся неразличимы друг от друга и глаз зрителя не может понять, где заканчивается объект и начинается фон. Наиболее часто этот эффект приводит к тому, что модель становится визуально больше, чем есть на самом деле.
Это одна из тех техник, где вы не делаете что-то неправильно, но определенно можете сделать лучше. Если у вас только один источник света, то переместитесь вместе с ним и моделью ближе к фону, так, чтобы фон за моделью стал различим - эффект будет очевиден. Эта техника невероятно действенна и впечатляюще влияет на конечный результат.

Тени

И снова ошибка, которой временами трудно избежать, но о которой всегда полезно знать. Базовое правило для меня - всегда использовать чистый свет. Чистый свет - это такой свет, который не кричит: «Эй, посмотри на меня, я использую шесть осветительных приборов!», а заставляет восхищаться моделью и ничего более.

Общее правило - объединить участки теней на лице модели. Иногда это относится вовсе не к постановке освещения, а к позе модели. На изображении выше слева тень от носа отделена от тени на щеке. Визуально это увеличивает размер носа. Достаточно просто подвинуть голову модели, чтобы нивелировать этот эффект.

Если вы хотите понять, что же такое чистый свет, посмотрите на работы автофотографов. Съемка машин, возможно, одна из самых сложных дисциплин в нашей области. Если вы расположите свет в неправильном месте, вы мгновенно потеряете безупречное сияние корпуса, чистоту линий и форму. Мастера съемки машин никогда не используют больше источников света, чем это необходимо, но каждый из них выставляется со снайперской точностью. Я видел, как некоторые мастера скрупулезно и долго выставляли свет с единственной целью - схватить блики на колпаках колеса, но не осветить другие поверхности автомобиля. Они действительно очень упорный народ.

У тех из нас, кто занимается съемкой портретов, обычно нет возможности часами расставлять источники света. Но знать, как будет выглядеть хорошо и почему, - полезно. Один способ сделать хорошо - объединить тени. К счастью, это легче, чем кажется, просто наблюдайте. В примере выше для иллюстрации я использовал один источник света. Каждый добавленный в сцену источник должен анализироваться с подобной тщательностью. Одна вещь, в которой портретные фотографы могут противостоять автофотографам, - это то, что модели часто двигаются, но если мы достаточно умны, мы можем использовать это как преимущество.
На левом снимке вы можете видеть, что тень от носа заканчивается, а затем щеку пересекает освещенный участок, после которого снова начинается тень от щеки. Это то, что я называю неряшливым освещением: оно создает больше отвлекающих элементов, чем необходимо. На другом кадре разрыва между тенями носа и щеки нет - получается единая область тени на лице, это и есть чистый свет. Анализируйте каждую дополнительную тень там, где это возможно, двигайте свет и модель, меняйте ее позы.

Неудачная подсветка волос

Сперва вы должны понять, зачем нужна подсветка волос. Вы можете использовать ее, чтобы добавить немного сияния волосам, акцентировать их форму или создать явное разделение между фоном и объектом съемки. При должном внимании и тщательности подсветка поможет решить все эти задачи. В большинстве моих работ, если только это не специфический снимок со множеством источников подсветки, моя цель - создать четкое разделение между моделью и фоном. Представьте, что у вас темный фон и модель с темными волосами. Легко предугадать, что они будут сливаться. Дополнительная подсветка волос легко решит эту проблему.

Слева - рисующий и заполняющий свет, без подсветки волос. Технически ошибки нет, но немного подсветки для волос добавит дополнительного объема изображению. Когда добавляете подсветку, будьте внимательны, не выносите ее слишком близко вперед, чтобы не создавать нежелательные блики на лице - как на изображении в центре. Немного переместив источник света назад, мы избавимся от бликов, но все еще сохраним подсветку волос.

Ключевой момент для подсветки волос - расположение источника света. В общем случае он должен находиться позади объекта и направляться вперед, по направлению к границе головы. Его следует отдалять ровно настолько, чтобы свет не падал на лицо, кончик носа и губы. Это кажется банальностью, но посмотрите, сколько вокруг снимков, в которых подсветка волос попадает на лицо, создавая ненужную отвлекающую игру света и тени.

Следующий ключевой фактор - это мощность подсветки, и, как правило, я выставляю минимальные значения. Помните, что наша цель - не сказать «посмотри, сколько источников света я использую», а подчеркнуть красоту модели, и в большинстве случаев дополнительные источники света требуют меньшей мощности, чем вы думаете.

Итак, это были типичные ошибки в освещении портретов - они субъективны, и вы всегда можете нарушить правила. Моя позиция - насколько возможно сохранять чистоту и ясность. Добавит ли дополнительный свет какой-то интересный элемент или высветит что-то отвлекающее? Всегда держите это в уме, когда настраиваете каждый осветительный прибор, и все получится!

Если вы мечтаете рисовать реалистичные портреты, вам не обойтись без знания рисования отдельных деталей лица. В этой статье художник и преподаватель Ли Хэммонд делится советами и техниками изображения реалистичных лиц карандашом.

Учимся рисовать детали лица

Прежде чем рисовать лица, вы должны научиться изображению его отдельных черт. Проходя рисование каждой черты по очереди, вы изучите строение лица и поймёте, на что обращать внимание в рисунке.

Рассмотрим шар. Его форма постоянно прослеживается в очертаниях человеческого лица: в округлостях и изогнутых линиях, особенно в щеках, носу и подбородке. И, подобно шару, светотень каждой черты лица состоит из пяти элементов: падающая тень, край тени, полутень, отражаемый свет и блик.

На трёх изображениях ниже вы увидите, как форма шара отчётливо прослеживается на разных частях лица. Помните, что светотень должна быть видна на всём, что вы рисуете.

Нос

Форма носа близка к сферической. В самое деле, в очертаниях носа видны три сферы: кончик и ноздри.


Подбородок

Форма подбородка тоже сферическая. Посмотрите, как вдоль него отражается свет и образуется тень на шее.


Щёки

Сферы видны во всех округлостях щеки. Чётко прослеживаются пять элементов светотени.

Теперь перейдём к рисованию черт лица. Начнём с носа.

Вам необходимо :

  • Бумага для рисования
  • Ластик
  • Простой карандаш
  • Линейка
  • Тортиллион

Рисование носа

Из всех черт лица нос наименее сложен для рисования и больше всего напоминает сферу. Легко увидеть пять элементов светотени. Важно учиться рисовать черты лица в разных ракурсах.

Рисование носа в анфас и в профиль даст вам достаточно опыта. Следуйте пошаговым инструкциям рисования носа в том, и в другом ракурсе.

Вид в анфас

1. Создание линии контура

Используя разметку, карандашом нарисуйте линию носа в анфас.


2. Изображение светотени

Нарисуйте отблески у крыльев и кончика носа. Добавьте тени внизу носа, чтобы он выглядел объёмно. Изобразите тень под носом.


3. Смешивание

Смешайте легонько при помощи тортилиона карандашные тона. Оставьте чуть-чуть белого. Многие художники, рисуя светлый тон кожи, только блики оставляют белыми, как бумага.

Смешивайте от более тёмных тонов к более светлым, так же, как вы делали в упражнении по рисованию сферы. Это придаст рисунку реалистичность.


Вид в профиль

1. Набросок линии контура

Используя разметку, карандашом нарисуйте линию носа в профиль.


2. Изображение светотени

Когда вы уверены в точности изображения контура, сотрите сетку. Наметьте карандашом светотени. Не забывайте соблюдать форму сферы.


3. Смешивание

Аккуратно смешайте тона с помощью тортилиона. Тёмный фон поможет подчеркнуть контур носа.

Решающую роль играет освещение. На тёмном фоне рисунок выглядит совершенно иначе.


Рисуем рот

Рисование рта может даваться тяжело. Многие начинающие художники выделяют его слишком сильно. Но это необходимо тогда, когда на губах используется косметика, чётко очерчивающая его контур.

Изучая рисование рта, обратите внимание на то что верхняя губа меньше и темнее нижней. Её форма напоминает букву М.

Мужские и женские губы различаются между собой. Женские губы чётче очерчены и кажутся полнее и ярче. Мужские губы тоньше и менее заметны на лице.

Рисование женских губ

1. Рисование линии контура

Используя разметку, карандашом изобразите линию губ.


2. Затемнение

Верхнюю губу изображается более тёмной, потому, что обращена вовнутрь, а нижняя – наружу.


3. Смешивание

Аккуратно смешайте тона с помощью тортиллиона. Изобразите вокруг губ кожу, чтобы рисунок смотрелся более реалистично. Ластиком сделайте блики на нижней губе, так она будет выглядеть блестящей.


Рисование мужских губ

1. Создание линии контура

Используя разметку, карандашом наметьте линию губ.


2. Затемнение

Когда вы уверены в точности изображения контура, аккуратно сотрите разметку. Карандашом добавьте тёмные участки.


3. Смешивание и осветление

Смешайте тона тортиллионом. Не оставляйте на бумаге белых пятен. Углубите цвет тёмных областей при помощи карандаша, затем ластиком осветлите блики.


Рисование улыбки

Намного сложнее рисовать рот, если видны зубы. Рисуя зубы, не нажимайте на карандаш сильно. Слишком выразительные линии будут выглядеть как щербины.

Ещё необходимо изобразить светотени. Зубы объёмны, и без светотеней будут смотреться плоскими. Чем глубже зуб находится во рту, тем темнее будут тени. Нижние зубы тоже изображаются более тёмными, так как менее выступают вперёд.

1. Создание линии контура

Используя разметку, карандашом нарисуйте контуры рта и зубов. Стремитесь достичь как можно более точного сходства.

Избегайте сильного нажима на карандаш. Чтобы дстичь большей точности, нарисуйте и очертания дёсен, и контур зубов.


2. Затемнение

Когда вы уверены в точности изображения контура, сотрите разметку. Карандашом добавьте тёмных тонов. Наиболее тёмные тона – внутри рта. Верхняя губа темнее нижней, и на ней нет ярких бликов.


3. Смешивание и рисование светотеней

Легонько смешайте тона при помощи тортиллиона. Наложите немного тени на каждый зуб, чтобы добавить объёма. На нижней губе изобразите блик, чтобы она выглядела объёмной и блестящей.

Линии между зубами должны оставаться едва заметными. Этого можно добиться при помощи ластика.


Рисование растительности на лице

Во время рисования мужчины может встать вопрос изображения волос на лице: усов и бороды. На первый взгляд это сложно, на самом же деле это очень напоминает рисование шерсти животных.

Волосы на лице, как и шерсть животных, рисуются штрихами в несколько слоёв.

1. Создание линии контура

Используя разметку, нарисуйте карандашом линии носа, губ и усов.


2. Прорисовка и смешивание

После того, как вы уверены в точности изображения контура, осторожно сотрите линии разметки. Карандашом добавьте тёмные тона.

Карандашом рисуйте волоски усов по направлению роста. Смешайте тортиллионом, а затем нарисуйте следующий слой волос.


3. Углубление тона, смешивание

Углубите тон. Когда достигните необходимой глубины цвета, ластиком создайте несколько бликов. Так вы добьётесь объёмности рисунка.


Рисование глаз

Глаз имеет сложное строение, и во время рисования каждого элемента необходимо учитывать массу нюансов :

  • Радужка и зрачок имеют идеальную форму круга, когда взгляд направлен прямо. Если глаз изображается под углом либо смотрит вверх или вниз, тогда они принимают овальную форму.
  • Центр зрачка совпадает с центром радужки.
  • Зрачок – самый тёмный элемент глаза. Раскрашивайте его как можно более тёмным оттенком. Не забудьте изобразить блик.
  • Половина блика находится на зрачке, вторая половина – на радужке. Уменьшите блик, если на фото, с которого вы рисуете, он занимает большую половину зрачка.
  • Очень важная деталь – прорисовка кожной складки нижнего века. Чтобы рисунок смотрелся реалистично, не стоит ограничиваться просто линией под глазом.
  • Рисунки радужки отличаются друг от друга в зависимости от цвета глаз и похожи на лучи, расходящиеся в разные стороны.
  • Необходимо слегка оттенить белок глаза. Это придаст ему шарообразную форму. Никогда не оставляйте его чисто-белым.
  • Ресницы верхнего века, наслаиваясь друг на друга, выглядят как густая тёмная линия.
  • Верхнее веко облегает глазное яблоко.

Теперь перейдём к рисованию глаза.

1. Создание линии контура

Используя разметку, нарисуйте карандашом очертания глаза.


2. Прорисовка радужки и смешивание

Когда вы уверены в точности контура, сотрите линии разметки. Нарисуйте узор радужки. Линии должны напоминать лучи, расходящиеся в разные стороны, или спицы колеса.

Оставьте место для блика (половина его должна быть на зрачке и половина – на радужке). Осторожно смещайте, используя тортиллион. Ластиком создайте блики на радужке.


3. Дальнейшее смешивание, рисование ресниц

Изобразите кожу, создавая отчётливый контур. Оттените белок глаза, чтобы придать ему сферичкскую форму.

Быстрыми штрихами нарисуйте ресницы. На концах они должны быть заострены. Они растут в несколько слоёв, поэтому не рисуйте их на одинаковом расстоянии друг от друга.

Обратите внимание, что ресницы растут на внутренней поверхности нижнего века. Благодаря этому глаз выглядит более объёмным.


Рисование носа и глаз вместе

После того, как вы изучите строения глаз и научитесь реалистично их рисовать, необходимо разобраться, как изобразить их вместе с другими частями лица, например, с носом.

Вот несколько советов :

  • Ширина между глазами равняется ширине одного глаза.
  • Оба глаза должны находиться на одной линии.
  • Если вы рисуете вертикальную линию из уголка глаза, она должна коснуться края носа. (Это правило может не соблюдаться, если вы рисуете человека другой расы)
  • Взгляд обоих глаз должен быть направлен в одну сторону. Зрачки и радужки должны быть одинаковыми.
  • Блик следует поместить в то же самое место в каждом глазу (половину в зрачок, половину – в радужку).

1. Создание линии контура

Используя разметку, нарисуйте контур глаз и носа. Обратите внимание на вертикальные линии, нарисованные из уголков глаз и соприкасающиеся с крыльями носа. Разместите глаза на одном уровне друг с другом.


2. Оттенение и рисование бровей

Когда вы уверены в точности результата, осторожно сотрите линию разметки. Карандашом нарисуйте тёмные тона.

Самый тёмный элемент глаза – зрачок. Выделите затенённые области и брови. Перед тем, как прорисовывать волосы, сделайте штриховку внутри контура.


3. Смешивание и выделение светлых участков

Смешайте тона тортиллионом. Лишь небольшие участки бумаги должны остаться белыми, в том числе, это касается белка глаз. Для создания небольших бликов на бровях и в глазах используйте ластик.


Глаза в ракурсе вполоборота

Иные правила у рисования человека из ракурса под углом. Эта схема поможет вам научиться видеть объект с разных точек.

Из-за перспективы черты лица кажутся искажёнными. В рисунке-примере нос закрывает один глаз, эта сторона лица видна лишь частично.

1. Создание линии контура

Используя разметку, карандашом нарисуйте контур глаз, находящихся под небольшим углом. Обратите внимание на то, что часть лица под углом не видна.

Взгляд больше не направлен прямо, а радужки и зрачки принимают форму вертикальных овалов. Перспектива меняет их идеально круглую форму.


2. Штриховка и смешивание бровей, рисование теней

Когда вы уверены в точности изображения контура, сотрите разметку. Заштрихуйте карандашом затенённые области. Самые тёмные элементы – зрачки. Смешайте брови, добиваясь серого тона.


3. Смешивание и создание бликов

Тортиллионом смешайте рисунок. Для создания бликов на бровях используйте ластик. Изобразите узор радужки и блеск в глазах.


Уши

Уши – одна из наиболее сложных для рисования частей тела. Они содержат в себе множественные причудливые очертания. Если уши не бросаются в глаза из-за серег или большого размера, мы обращаем на них мало внимания. Но они не бесформенны, как мы часто думаем.

Для рисования портретов и их реалистичного вида нужно изучить их строение. Хорошая идея – рисовать уши из разных ракурсов, если вы хотите преуспеть в рисовании портретов.

Вид уха спереди

Ниже показан обычный крупгый план уха на портрете. Большая его часть спрятана за волосами. Видна только часть мочки.


Задний вид уха под углом

Эта картинка передаёт тонкости строения уха. Ракурс изображения не типичен, но, возможно, когда-нибудь вам придётся рисовать человека и в столь необычной позе.


Рисование ушей

Данное упражнение поможет вам изучить анатомию уха. Оно состоит из замысловатых линий, гармонично соединяющихся друг с другом. Разметка поможет вам разобраться в композиции этой мозаики.

Вот о чём нужно помнить, когда рисуете уши:

  • Наружная поверхность уха как бы облегает внутреннюю поверхность.
  • Внутренняя поверхность уха своей формой напоминает букву У.
  • Кожа уха имеет свои особенности. Она жирнее, поэтому блики могут быть очень яркими.
  • Внутри ухо имеет бугорок, напоминающий чашку.
  • Мочка уха сферообразна.

1. Создание линии контура

Используя разметку, карандашом нарисуйте контур уха. Оно похоже на паззл, части которого взаимосвязаны.

2. Затенение

Когда вы уверены в правильности контура, аккуратно удалите разметку ластиком. Карандашом нанесите штриховку.

Нанесите тени на внутренней поверхности уха. Не заштриховывайте слишком сильно.

3. Смешивание и осветление

Смешайте рисунок, используя тортиллион. Чтобы добиться реалистичности изображения, создайте ластиком блики.

Кожа уха блестит сильнее, поэтому блики должны быть яркими. Не забывайте о пяти элементах светотени и о том, что мочка имеет шарообразную форму.

Рисование портрета

Когда вы научитесь рисовать каждую черту лица, время совместить их в портрете. Не беритесь за это, пока не наработали достаточной практики. Сначала освойте рисование черт лица по отдельности.

Перед тем, как переходить к инструкции рисования портрета, научитесь также рисовать волосы. Эта тема рассмотрена в другой статье.

Вот советы по рисованию портретов :

  • Начинайте рисовать с глаз. Это поможет возникновению ассоциации с конкретным человеком.
  • После того, как вы нарисуете глаза, переходите к рисованию носа, затем – рта.
  • Пусть более тёмный цвет волос поможет подчеркнуть контур лица. Благодаря затенению фона лицо выглядит более естественно, а контур – плавно.
  • Рисуйте волосы по направлению их роста.
  • В каждом рисунке помните о пяти элементах светотени.

1. Создание линии контура

Используя разметку, нарисуйте карандашом контур женского лица. Будьте аккуратны, не спешите и внимательно следите за клеточками.


2. Штриховка и обозначение направления роста волос

Когда вы уверены в правильности изображения контура, вытрите линию разметки. Добавьте тёмные тона.

Начните с глаз, потом перейдите к носу и затем – ко рту. Обращая внимание на угол падения света, добавьте темных штрихов вокруг лица. Длинными карандашными штрихами наметьте направление роста волос.


3. Смешивание и осветление

Переходим к завершающему этапу. Смешивать рисунок лица тортиллионом необходимо очень аккуратно. Белых пятен: должно остаться немного блики в глазах и на носу. Используйте навыки, полученные в упражнениях по рисованию отдельных черт. Помните о пяти элементах светотени.

Много времени занимает рисование волос. Передайти длину с помощью длинных карандашных штрихов. Осторожно смешайте, а затем ластиком создайте похожие на нити блики.


Практикуйтесь

Вы изучили основы рисования черт лица, теперь вам необходимо больше практики. В "Новой большой книге рисования" Ли Хэммонда найдётся множество пошаговых инструкций для начинающих по рисованию графических и цветных изображений. Там описаны процессы рисования и человеческих лиц, и животных.

Некоторые простые формулы могут помочь вам добавить лицу выразительности с помощью акварельных красок: например, работая с большим форматом и используя белые промежутки. Ваша задача: научиться работать с пропорциями, потому что вы будете склонны (по крайней мере, сначала) увеличивать некоторые аспекты (глаза или рот) и уменьшать другие (уши, шея, лоб, волосы). Наконец, чтобы лучше передать личность модели, не забудьте представить его или ее до плеч. Это позволит вам понять, где находится голова, придать ей относительный вид и даже знакомое выражение.

Уровень: средний / Время выполнения: 2 часа.

Материалы:

  • Бумага: Canson Montval 200 г / (м) 2 - мелкозернистая.
  • Цвета: основной желтый, красный, фиолетовый, ультрамарин, изумрудно-зеленый и обожженная сиенна в тюбиках от Rembrandt.
  • Карандаши и кисти: 1 очень хорошо заточенный, средний (НВ) карандаш или 1 тонкий механический карандаш (0,5 мм), 1 кисть для заливки, 1 кисть средняя заостренная (белка), 1 тонкая кисточка с круглым заостренным кончиком (соболь) для отделки.

Шаг 1

Сделайте быстрый карандашный набросок объекта.

Используя карандаш (который должен быть идеально заточен, чтобы вы могли рисовать максимально точно и легко), сделайте быстрый подробный набросок контуров лица, затем шеи и плеч. Добавьте узнаваемые черты: глаза, нос и рот. Закончите с ушами и волосами. Убедитесь, что стерли все ошибки.

Примечание: избегайте слишком точных деталей (ресниц, бровей, зрачков, радужных оболочек и т. д.), вы сделаете их акварелью.

Шаг 2

Наносим разбавленный цвет, чтобы добавить лицу тон и объем.

Приготовьте довольно большое количество заливки (вы будете использовать её позже): основной желтый и немного красного(чтобы сделать светло-оранжевый). Значительно разбавить перед нанесением цвета.

Добавьте цвет на области, где лицо находится в тени; оставьте некоторые пробелы в освещенных участках.

Ваши движения руки - это то, что формирует лицо и дает ему выражение: не закрашивайте его полностью. Вместо этого добавьте цвет в различные области, но не стесняйтесь выходить за пределы контура карандашного наброска.

Шаг 3

Наметьте тени и более темные участки.

Повторно используйте предыдущую заливку, нанесите ее, но менее разбавленную: цвета должны быть более плотными.

Добавьте теней на лице, отбрасываемые носом и работайте над волосами. Оставьте просветы в местах, где отражается свет.

Совет: смягчите контур теней, чтобы сделать их более реалистичными. Сразу после нанесения цвета проведите чистой и влажной кистью по краям этой конкретной области.

Шаг 4

Совершенствуем детали лица.

Подготовьте заливку, смешиваем красный с фиолетовым оттенком. Работайте со средней круглой заостренной кистью, следя за тем, чтобы снова не рисовать точно по карандашному наброску.

Рот: добавьте более или менее разбавленные штрихи, в зависимости от того, где отражается свет. Чтобы он выглядел так, будто светится, оставьте пустое пространство в середине нижней губы.

Глаза: используйте ту же заливку, разбавляя её немного больше. Добавьте цвет, по-прежнему следя за тем, чтобы формы не были четкими. Оставляя небольшие пробелы, создаем объем. Эти места соответствуют выпирающим областям, где свет отражается больше всего.

Шаг 5

Дорабатываем волосы.

Готовим густую чистую желтую заливку. Используем кисть для заливки, чтобы нанести цвет на волосы уверенным жестом: не бойтесь выходить за линии; рассматривайте это как общую область, которая будет выделена позже. Быстро нарисуйте брови таким же образом. Не забудьте оставить некоторые области цвета базы видимыми.

Шаг 6

Детали волос.

Смешиваем заливку на основе красного и фиолетового цветов с ультрамариновым оттенком (для усиления цвета). Полученный цвет должен быть густым. Нарисуйте маленькие мазки с помощью кисти для заливки.

Используйте тонкую круглую кисть для деталей: пряди волос, брови.

Шаг 7

Рисуем свитер и глаза.

Подготовьте заливку из изумрудно-зеленого и ультрамарина (тон, дополняющий оттенок, используемый для обработки кожи: для довольно сильного контраста).

Свитер: разбавьте цвет и быстро нанесите его.

Глаза: нанесите этот же цвет средней круглой кистью. Примечание: оставьте чистый участок в глазу, чтобы изобразить свет, отражающийся в глазу. Именно это отражение придает портрету живой вид, поэтому делать это нужно очень осторожно.

Свитер: быстро нанесите тени, чтобы добавить объема. Используйте кисть для заливки, чтобы нанести тот же цвет, на этот раз менее разбавленный.

Шаг 8

Аккуратно добавляем штрихи в глаза.

Работайте тонкой круглой заостренной кистью.

Радужная оболочка: используйте оставшуюся часть смеси, чтобы добавить тени к свитеру, нарисуйте контуры радужной оболочки и ее верхнюю часть (где ресницы отбрасывают свою тень). Не забудьте оставить несколько светлых участков.

Ресницы и зрачок: приготовьте слегка разбавленную смесь пурпурного, сиенны обожженной и немного синего. Используя насыщенный пурпурный оттенок, вы можете сохранить общий тон света (в отличие от черного). Делайте зрачок аккуратно, оставляя немного пустого пространства. Для ресниц: начните с века и нарисуйте их плавным жестом.

Шаг 9

Улучшайте тени и темные участки.

Здесь лучше использовать чистый, слегка разбавленный цвет вместо темного оттенка: приготовьте смесь из чистого красного и капельки фиолетового цвета.

С помощью тонкой круглой заостренной кисти нарисуйте тени, которые недостаточно сильно выделяются, легкими мазками: угол рта, основание подбородка, ноздри, уши, морщины у глаз и т.д.

Вы всегда можете переделать тени, заканчивая свою работу. Подровнять все детали: основание подбородка, тень, отбрасываемая прядью волос на лбу и т. д. Просто используйте ту же заливку, что и на шаге 9 и круглую заостренную кисть. Однако смесь стоит еще немного разбавить.