Возможности его правильной оценки и. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции. Формирование и развитие самооценки

ТЕКСТ: Ольга Милорадова

Насколько возможно оценить себя и свои способности адекватно? Хороший вы водитель или плохой? Отличный работник или не очень? А как у вас с социальными навыками? Объективно оценить свои способности по-настоящему сложно, почти невозможно. Представьте, что перед вами поставили некую новую задачу. Вы наверняка постараетесь выполнить её хорошо, но откуда же вам знать, отлично вы справились или так себе? Старались вы, возможно, на все сто, но каков результат?

Как же обойти это слепое пятно, чтобы понять, переоцениваете ли вы себя или недооцениваете? Как известно, истина где-то рядом, и ответ на этот вопрос лежит скорее снаружи, чем внутри. Если вы себя переоцениваете, то во всех неудачах, скорее всего, будете винить не себя, а внешние обстоятельства - а кто же в таком честно признается? Если же недооцениваете, то, возможно, вы настолько погрязли в самообвинении, что и тут можете счесть, что оцениваете себя как минимум честно, и тоже ничего не заметить. Среди группы американских хирургов-интернов было проведено исследование: им предлагали сначала самостоятельно оценить свои навыки, а затем проводили экзамен и оценивали реальную ситуацию. Практически никто не смог оценить свои умения в соответствии с реальным положением дел, но зато достаточно чётко их смогли оценить их товарищи. То есть лучший способ оценить себя - это спросить кого-то ещё.

Но и здесь кроется дополнительная проблема: большинство людей не скажет вам в лицо всей правды, а если и скажет, то вполне закономерная реакция в такой ситуации при покушении на нашу личность - воспринять всё в штыки и обороняться. Из этого положения есть несколько выходов. Один из вариантов - попытаться найти кого-то, кто сможет давать оценки вашей работе, не переходя на личности, возможно, даже не будет знать, что работа принадлежит вам, и предложит свои комментарии. Другой вариант - наблюдать, что делают люди в подобных ситуациях, и подумать: пришла бы вам такая идея в голову? Действуете ли вы настолько же эффективно, интересно, нестандартно?

Итак, если вам всё же удалось выяснить, в какую сторону вы ошибались, и оказалось, что вы склонны к переоценке, то, наверное, не стоит объяснять, что такая самоуверенность в большинстве ситуаций и профессий может быть . Выход понятен: попытаться повысить свои навыки и умения или не пытаться превышать свои возможности.

Сравнивайте себя
сегодняшнего с собой вчерашним: чему новому
вы научились?

Но, к сожалению, гораздо больше шансов столкнуться с противоположной ошибкой: у нас достаточно сильна традиция воспитания через наказание или через негативное подкрепление , позитивное же, увы, используется нечасто. Многие из нас росли в обстановке, где пятёрки встречали как должное, а за двойки бранили. Знакомы ли вам фразы в духе: «Ну и что, что все провалили контрольную, меня волнует твой результат. Четыре? А почему не пять? Художники на Арбате сидят, ты хочешь всю жизнь побираться или получить нормальную профессию?» В результате подобного воспитания гиперконтролирующими и жёсткими родителями человек вырастает неуверенным в себе, неспособным опираться на собственное мнение, но при этом с диким стремлением к перфекционизму и неспособностью попросить о помощи кого-либо другого. Не секрет, что троечники в итоге вырастают куда более счастливыми и талантливыми людьми, чем вынужденные следовать правилам и требованиям отличники.

Итак, если это про вас, то что же делать? Для начала перестать пытаться довести всё до идеала. С одной стороны, идеал недостижим, и вы всегда будете считать, что недостаточно хороши. С другой стороны, слишком долго застревая на чём-то одном, скорее всего, вы не успеваете делать что-то другое и становитесь малоэффективны - таким образом, вы сами копаете себе могилу, и (о ужас!) ваше плохое мнение о себе может стать реальностью. Для вас как для человека, боящегося что-то недоделать, девизом должно стать «чем хуже, тем лучше».

Постарайтесь переключить спектр внимания с результата на процесс, попробуйте включиться в настоящий момент, здесь и сейчас, обратить внимание на то, что вы делаете хорошо, а не на то, что недостаточно. Заканчивайте дело сразу, как выполнен запрос, и тут же принимайтесь за новое. Не сравнивайте себя с кем-то другим. Кто-то всегда может быть лучше, это неизбежно. Сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним: чему новому вы научились? Куда продвинулись? Не забывайте о том, что ошибки - это не провал, а очередные ступени обучения. Дайте себе право ошибаться, естественно, стараясь извлекать из этого какие-то уроки. Не забывайте, что люди вокруг вас могли стать жертвами такого же воспитания, как и ваше, и точно так же не умеют воспроизводить положительное подтверждение. Так что, если ваши действия сопровождает не похвала, а молчание, по этой логике, всё идёт именно так, как надо.

Инструкция

Успехов в жизни можно достигнуть, повышая свою самооценку.

С одной стороны, всё правильно, ругать себя нельзя. Но, если установки повторяются как мантры, и не имеют под собой реальной основы, результат получится обратный. Противоречия между реальностью и вымыслом может привести, скорее, к депрессии, а не к успеху.

Низкая самооценка может привести к комплексу неполноценности.

Сегодня многие лжепсихологи уверяют людей, что завышенная самооценка и самоуважение – это одно и то же. Стало быть, заниженная самооценка ведёт к депрессии и комплексу неполноценности. Но, это далеко не так. Заниженная самооценка присуща неуверенным людям, но, к патологии она не приводит.

Главное в жизни – не изменять своим принципам.

В принципе, «быть собой» - неплохой лозунг, который утверждает, что изменять себе нельзя ни при каких обстоятельствах. Это значит – быть прямолинейным, правдивым во всех отношениях. Но, здесь напрашивается вопрос – а если человек лишён моральных норм, он тоже должен действовать прямолинейно? Дело в том, что данный лозунг может оправдать любые преступления. Компромисс с обществом всегда должен быть. Иногда лояльность лучше прямолинейности.

Мысли материальны.

В последнее время все говорят о визуализации. На многочисленных тренингах рассказывают о том, что достаточно представить желаемое, или, нарисовать «карту желаний», и наша жизнь поменяется к лучшему. Но, к сожалению, чудес не бывает. Успеха можно добиться только реальными действиями. Конечно, важно представлять итоговый результат, но проводить много времени в мечтах не стоит.

Цели можно добиться скорее, если написать на бумаге план её достижения.

Другими словами, записывая цели, люди программируют себя на успех. Но, в таком случае человек видит только один путь достижения цели. Сконцентрировавшись на плане, люди не замечают других возможностей, которые предоставляет нам жизнь. Не лучше ли, поставив цель, просматривать все варианты для её решения?

Если в жизни не всё гладко, нужно её полностью изменить.

На всевозможных тренингах психологи призывают людей к тому, чтобы они при неудачах меняли свою жизнь. Это значит, что увольнения, разводы, болезни – не зло, а возможность круто изменить свой образ жизни, что непременно приведёт к успеху.Но, достигают успехов в этих случаях единицы. Остальные продолжали терпеть неудачи, связанные со сменой обстановки.

Какой же вывод следует со всего этого? Главное - реально смотреть на вещи, и давать своим поступкам адекватную оценку. К успеху можно прийти в том случае, если знаешь свои недостатки и пытаешься над ними работать. Только таким образом. можно добиться своей цели и научиться грамотно оценивать себя и свои возможности.

Классный час: «Как правильно оценить свои возможности?» , 9 класс.

Страхи возраста

15-16 лет – это трудный период в жизни молодых людей, период становления личности. Они открывают в себе мир психического. В это время они становятся особенно чувствительны к внешним оценкам и к тому «внутреннему критику», который поселяется в их душе. Они боятся, что вдруг выяснится, будто им чего-то не хватает, что они окажутся не на высоте. Такие опасения отражают страх неудачи, который нередко смешивается с опасением добиться успеха, так как успех предусматривает перемену личного статуса, отказ от привычных способов поведения в пользу неопределенного нового стиля. Поскольку эти страхи широко распространены среди подростков, то я сочла необходимым объяснить им, как с помощью промедления они защищаются от этих страхов неудачи и успеха.

Боязнь провала

Исследования психолога Ричарда Бири показывают, что люди испытывают страх перед неудачей, живут с набором убеждений, которые заставляют их стремиться потерпеть неудачу. Вот эти убеждения:

Моя продуктивность – это прямое отражение моих способностей.

Уровень моих способностей отражает мою ценность как личности, то есть чем выше способности, тем выше самооценка.

Мои достижения (продуктивность) отражают мою ценность как личности.

Р. Бири выразил отношения между этими убеждениями с помощью следующего уравнения:

Самооценка = Способности = Продуктивность

Другими словами, если я хорошо действую – значит, у меня большие способности, следовательно, я себе нравлюсь и спокоен за себя. Каждый человек сам решает для себя, какие способности будут определять его ценность. Это могут быть интеллектуальные способности, особые умения, таланты и т.д.

Но если способности становятся единственным мерилом собственной ценности, начинаются сложности. Если кроме продуктивности ничто не принимается в расчет, то тогда выдающиеся результаты означают, что личность выдающаяся, посредственные же результаты указывают на обратное. Для человека с таким мировоззрением выполнение какой-то работы – это поступок, который измеряет не только его способность хорошо играть в футбол, решать задачи, составлять программы для компьютера, выступать с докладом, но также и его ценность как человека.

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы:

Помогают ли ориентиры, которые вы сами себе устанавливаете, продвигаться вперед или они столь высоки, что, скорее заводят вас в тупик?

Что, по вашему мнению, случиться, если вы выполните задание посредственно?

Упражнение 1.

Посмотрите на слайд, прочитайте и запишите вопросы теста №6 и 7.

    Представьте, что в вашей жизни произошло следующее событие. Объявлена викторина на тему, в которой вы неплохо разбираетесь, но времени основательно подготовиться уже нет. Вам предлагают принять участие в этой викторине, приз за все правильные ответы – 1 миллион рублей. Какое решение вы примете:

а) соглашаетесь;

б) отказываетесь.

    У вас есть возможность принять участие в одной из двух игр-конкурсов (это могут быть интеллектуальные, спортивные или любые другие игры, где необходимо применить какие-то знания, умения, способности). Участником какой игры Вы станете?

а) Условия первой игры: победитель получает 1 миллион рублей, проигравший – ничего.

б) Условия второй игры: все участники получают по 50 тысяч рублей независимо от результатов.

Подумайте и дайте письменно ответы на следующие вопросы:

Какие эмоциональные ощущения вы испытаете, когда вам предложат принять участие в конкурсах?
-Какие отрицательные переживания могут вами овладеть?
- Как это повлияет на ваше решение?
- Вы рискнете, если удовлетворитесь малым? Почему?

Вывод : оказывается, если нас может удовлетворить только совершенство, то мы обречены на постоянные разочарования. Совершенство – это недостижимый идеал, от которого, однако, люди отказываются с немалым трудом. Однако это отнюдь не означает, что нужно отказывать себе в стремлении к самосовершенствованию.

Упражнение 2.

Попытайтесь проанализировать: что произойдет, если мы начнем выполнять все необходимые дела вовремя, не откладывая их на потом? Запишите на листочке все ответы, которые придут вам в голову.

Анализ ответов учащихся с точки зрения:

А) результативности;

Б) самосовершенствования.

Итог: «Сегодня вы попытались ответить себе на очень серьезные вопросы и проанализировать свое поведение. Теперь многие из вас перестанут объяснять промедление в выполнении каких-то дел просто ленью, недисциплинированностью, несобранностью и т.д. Во многом это связано и с нашим страхом перед неизвестностью. Важно, что во всех подобных страхах есть общее – любому человеку непросто выбирать между тем, что ему сейчас нравиться, и будущим успехом. В подобных ситуациях выбора полезно постоянно задавать себе такие вопросы: что я имею? Что я теряю, если?... могу ли я причинить себе вред? Какой?».

Упражнение 3.

Подумайте вот над чем: как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги, или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы? Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете для обозначения некоторые условные значки, символы, сокращения? Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк? Подумайте уже сейчас, каким цветом или символом вы будете фиксировать «помехи» или перерывы в работе, которые тормозят или нарушают ее выполнение (телефонные разговоры, посетители, время, потраченное на ожидание).

    Объединитесь в группы по 3-4 человека, вооружитесь линейками, карандашами, фломастерами и начинайте работу. Через 20 минут вам нужно будет представить на обсуждение всего класса свою «Таблицу учета времени» и подробную инструкцию к нему.

Через 20 минут каждая группа по очереди рисует свой бланк на доске и рассказывает, как им нужно пользоваться и что можно в результате такой техники учета получить. Наконец, все придуманные бланки нанесены на доску, выявлены достоинства и недостатки.

Упражнение 4 «Мой день».

В качестве домашнего задания предлагаю вам следующее.

Необходимо составить список дел и указать время, на них потраченное:

    Работа, которая выполняется по обязанности….

    Работа, которая делается по собственному желанию…….

    Общение (с родными, друзьями и пр.)

    Повседневные ритуалы (подъем, отход ко сну и пр.)…

    Деятельность, приносящая удовлетворение…

    Пустое времяпрепровождение….

    Другие дела…

Проанализируйте полученный список.

Нарисуйте два круга: «Мой типичный день» и «Мой идеальный день». Разделите круги на секторы, отражающие долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня. Отличаются ли ваши «типичный» и «идеальный» дни? Что вы можете сделать, чтобы приблизить свой типичный день к желаемому? Продумайте и запишите способы, которые позволяют вам сделать это.

Возможно ли объективно и адекватно оценить свои человеческие или профессиональные качества?

Если рассматривать людей с точки зрения самооценки, то чаще всего мы встречаем разделение на две группы – с завышенной самооценкой и с заниженной. Группа с нормальной или объективной оценкой то ли не интересна для изучения, то ли не существует как таковая. Как определить, к какой группе относится тот или иной человек? К какой группе относитесь вы? Например, путем сопоставления вашего собственного мнения о себе и мнения социума. Но кто прав, если мнения кардинально расходятся? Можно утверждать, что оценка других априори субъективна, так как никто не знает человека лучше, чем он сам себя. Я больше склоняюсь к тому, что верного ответа вообще не существует, ибо все методы, параметры, оценки, категории относительны по сути. Оценка самого себя идет изнутри наружу. Когда же оценивает социум – направление прямо противоположно, дается оценка внутренних качеств через призму внешних факторов.

Если рассматривать оценку профессиональных качеств, то оценка третьими лицами будет более правдивой (в случае расхождений), так как профессиональные качества должны давать результат, результат легко осязаемый, то есть видимый, ощутимый, измеряемый. Одним словом, приносить пользу. В этой ситуации, как говорится, «со стороны виднее».

Каждый кандидат, который приходит в компанию, проходит прямую и косвенную оценку. Прямая оценка осуществляется во время консультации, это анализ навыков и компетенций, уровень владения ими, а также анализ показателей полученных результатов. Косвенная оценка происходит невольно в процессе подбора вакансий. Ее формируют помощники консультанта, основываясь на факторах и поведенческих характеристиках кандидата в процессе сотрудничества.

Оценить профессиональные качества и эффективность только через прямые показатели очень сложно, так как косвенные факторы личностного характера могут негативно влиять на общий результат (нетактичность, опоздания и т.п.) и на атмосферу в коллективе.

В начале 2011 года мы решили сравнить оценки, которые соискатели давали себе сами, с оценками, которые сформировали третьи лица (работодатели). В случае, если баллы не совпадали, более объективным считалось мнение третьих лиц. То есть, если кандидат ставил себе более высокую отметку, чем потенциальные работодатели и консультанты, – считалось, что человек склонен к завышению собственной оценки. Данные для обработки были взяты за 2010 год. Итак, итоги исследования.

Портрет соискателя

74 % - мужчины
26% - женщины

69% - от 32 до 45 лет
20 % - от 21 до 31 лет
11% - от 45 до 55 лет

Результаты

Стремление к завышению собственной оценки:

88% мужчин
12 % женщин

Тенденции к занижению собственной оценки:

7% мужчин
56% женщин

Причин такого кардинального несовпадения самооценки и оценки со стороны уровня профессиональных качеств кандидата множество. От возрастных, половых, национальных особенностей соискателей до особенностей рынка труда в данный период, не говоря уже про индивидуальные человеческие. Но это отдельная тема для исследования и для обсуждения. Наша задача понять, как адекватно и объективно оценить себя, чтоб исключить ошибки в процессе поиска работы.

Завышение или занижение собственной самооценки одинаково опасно для получения желаемой должности. В первом случае ее можно просто не найти или найти «мыльный пузырь», в котором удовлетворят тщеславие, назвав директором, но предложат спектр обязанностей от курьера до кладовщика. Во втором найти работу мечты, но закопать в себе весь имеющийся потенциал, и вместо шага вперед по карьерной лестнице сделать шаг назад.

Как же все- таки объективно оценить себя?

  • Просмотреть вакансии с желаемым для вас уровнем оплаты.
  • Выделить требуемые компетенции для данного «ценового диапазона». Честно (!) сравнить с собственным уровнем владения данными навыками.
  • Определить уровень владения иностранным языком по общей шкале уровней (ALTE или по рекомендациям British Council).
  • Можно пройти тестирование у специалиста на соответствие той или иной должности (при кадровом агентстве или агентстве по трудоустройству).
  • Провести маркетинговое исследование среди окружения на тему оценки себя как специалиста. Можно спросить мнение непосредственного руководителя, подчиненных, сотрудников из смежных отделов или просто знакомых. В процессе такого исследования можно узнать много интересного, но не всегда приятного. К этому надо быть готовым. Настройтесь на восприятие конструктивной критики.
  • Оценить себя по результатам собственной работы. Можно работать плохо, можно просто работать, а можно работать эффективно. То, что сотрудник никогда не опаздывает на работу и всегда приходит свежим после корпоратива еще не говорит о том, что в его лице компания приобретет ценный кадр, который даст новый качественный толчок для ее развития. Что получила компания в результате сотрудничества с вами!? Достижения должны быть измеряемы. Например, прирост клиентской базы в какое-то количество раз или сокращение издержек на столько-то процентов, какие-то нововведения или предложение оптимизации какого-либо процесса. Трудности с формулировкой ответа на этот пункт могут быть предупредительным сигналом для вас и стимулом для пересмотра своего отношения к работе как таковой.

Самое главное и самое сложное при этом быть честным с самим собой. И суметь воспринимать конструктивную критику. Нередко для человека оказывается сюрпризом то, как его воспринимают сослуживцы.

Если вы считаете, что можете быть директором в полном смысле этого слова, переберите все компетенции от бюджетирования до оптимизации бизнес-процессов. Определите, вкладываете ли вы тот же смысл в эти термины и процессы, что и работодатели.

Найдите свой путь и попутного вам ветра!


Кто быстрее добьется успеха в бизнесе - самоуверенная, амбициозная личность или человек скромный и самокритичный? Как научиться объективно оценивать свои возможности? Своим опытом делятся психологи и предприниматели

Не ошибается только тот, кто ничего не делает

По утвердившемуся стереотипу бизнесмен - обязательно яркий характер. Он уверен в себе, напорист, жесток с партнерами, непримирим с конкурентами. Но на самом деле это больше киношный образ. В жизни, как обычно, не все так однозначно. Даже самые сильные личности не лишены человеческих слабостей. Одни постоянно ставят перед собой немыслимые задачи - и терпят неудачи, переоценив свои возможности. Другим мешает стать по-настоящему успешными занижение своих возможностей и способностей. Что опаснее? Как научиться трезво смотреть на себя самого?

По мнению коуча Веры Кобзевой , если ты не уверен в себе, лучше вообще не начинать бизнес. Но и вторая крайность тоже опасна:

Окружающие одинаково неохотно общаются и с людьми, у которых заниженная самооценка, и с излишне самоуверенными людьми. Первых не хочется видеть среди партнеров, их хочется только пожалеть. Вторые отталкивают амбициозностью. Общий язык всегда легче найти с человеком, который знает свои сильные стороны, опирается на них в бизнесе, и в то же время всегда учитывает свои слабости.

Бизнес-тренер и консультант Дмитрий Лазарев считает, что сами по себе эти особенности характера и не хороши, и не плохи:

Все зависит от ситуации, от ваших жизненных целей. Если ваша задача - вести за собой других людей, то вы должны быть в высшей степени уверены в собственной правоте. Иначе вы никого не убедите присоединиться к вам. А критический взгляд на себя побуждает нас стать лучше, превзойти окружающих в своем деле. Другими словами, заниженная самооценка хороша с точки зрения мотивации, а завышенная - с точки зрения коммуникации.
Бизнесмен всегда «немного не в себе»

Бизнес постоянно дает понять тебе, каковы твои реальные возможности. Ты постоянно рискуешь - и по результатам всегда видно, оправданны были твои амбиции или нет, - убежден владелец «Магазина готовой еды “Прайм”» Димитриос Сомовидис . - Но неудачи не означают, что ты себя переоцениваешь. Переоценивают себя те, кто ломается после первой же неудачи.

Дмитрий Лазарев уверен, что без некоторой неадекватности обществу и окружающей действительности бизнесмен, да и любой человек не будет двигаться вперед:

Если ориентироваться только на норму, то будешь предлагать лишь то, что уже есть, копировать других и вряд ли преуспеешь. В молодости я сам был упрямым, реально завышал личную оценку. Но меня это только раззадоривало. Уверен, что если человек будет все оценивать адекватно, то не станет ничего делать. На Земле живет масса адекватных миру и обществу людей, которые спокойно сидят и тихо получают зарплату. Предприниматели не относятся к их числу.

Обратная сторона медали

- У меня был гигантский провал в бизнесе из-за переоценки собственных возможностей, - рассказывает Андрей Озолинь , владелец сети тур-агентств «Магазин горящих путевок». - До 1998 года я бронировал больше номеров в гостиницах, чем требовалось. И в итоге во время дефолта задолжал $850 тыс., которые выплачивал четыре года. Но это падение заставило меня искать новые способы подняться - и в итоге появились новые проекты. Я открыл «Магазин горящих путевок», от операторского бизнеса перешел к сетевому. Сейчас стал внимательнее и осторожнее, нанял финансового директора, который помогает мне видеть реальное состояние моего бизнеса. Но, если честно, лично себя я по-прежнему переоцениваю.

Нужно учиться на собственных ошибках. Пока не обожжешься, адекватная самооценка не появится, - убежден Николай Федин , гендиректор фирмы «Курье.ру». - Предприниматель изначально несет в себе задатки лидера. Следовательно, его отличает повышенная амбициозность. Я, например, из своих неудач сделал такие выводы: перестал сидеть на семи стульях, нанял толковых замов - профессионалов, хороших стратегов.

Взгляните на себя со стороны

Гендиректор учебного центра иностранных языков «Английская академия» профессор Ирина Мациевич предпочитает относиться к себе критически:

- «Сомневайся», - говорили древние. Считать себя непогрешимым во всех ситуациях - очень человеческая, а потому опасная ошибка. «Уж я-то сумею, со мной ничего не может произойти», - рассуждает водитель, пытаясь проскочить на красный свет. Заблуждение, последствия которого лишь отсрочены во времени. Конечно, «кто не рискует, тот не пьет шампанского». Но риск должен быть разумным - в бизнесе ты отвечаешь не только за себя, но и за других. Критическое отношение, прежде всего к себе, является составляющей успешного бизнеса.

Если ты переоценил свои возможности, важно посмотреть на себя как бы со стороны, как на постороннего человека. Это порой очень трудно. Некоторые наступают на одни и те же грабли всю жизнь. Такая у них карма. Но стараться относиться к себе объективнее нужно, к этому стремится каждый разумный человек, - считает Димитриос Сомовидис.

А Дмитрий Лазарев советует не обольщаться своими достижениями. Если вы считаете, что в вашем бизнесе все хорошо, значит, вы просто чего-то не заметили:

Не многим предпринимателям удается идти к вершине без остановки. На каком-то этапе может случиться «головокружение от успехов»: бизнесмен успокаивается, и происходит провал. Тогда маятник идет в другую сторону - самооценка резко снижается.

Но, по мнению Лазарева, и эту ситуацию можно использовать с выгодой для себя:

Любые чувства, которые мы испытываем - и пьянящее ощущение безграничных возможностей, и боль неудачи, - это возможности расти. Не стоит относиться к особенностям своего характера как к какой-то проблеме, надо использовать их на благо дела. Не замыкайтесь в себе и среди себе подобных, общайтесь с разными людьми, из разных слоев общества. И тогда всегда будет чему поучиться, всегда будет возможность развиваться.

А хроническим неудачникам Вера Кобзева советует перестать сваливать вину за провал на конкурентов, партнеров по бизнесу или объективные обстоятельства:

Лучше проанализируйте, какие ваши поступки привели к тому или иному результату. Нужно отдавать себе отчет, что только ты сам полностью отвечаешь за свою жизнь, только сам человек - единственный автор своей жизни. Лишь так можно выработать трезвый взгляд на себя и свое дело.

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ САМООЦЕНКУ
У этого теста пять вариантов ответа: «очень часто» - 4 балла, «часто» - 3 балла, «иногда» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов.

Суммируйте баллы. Если вы набрали от 0 до 25 баллов, у вас высокий уровень самооценки, от 26 до 45 - средний, от 46 баллов до 128 - низкий.