Время намаза. В каких случаях можно читать намаз сидя или лежа, и как это делать Как совершать намаз стоя

Отличительными чертами Шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается молиться сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что Имран бин Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (мир ему и благословение) о молитву. Он сказал: “Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь на боку”» (Аль-Бухари).

عن عمران بن حصين -رضي الله عنه- قال: كانت بي بواسير فسألت النبي -صلى الله عليه وسلم- عن الصلاة؟ فقال: ((صل قائماً، فإن لم تستطع فقاعداً، فإن لم تستطع فعلى جنب)) رواه البخاري .

Если совершение молитвы стоя причинит больному вред, ему разрешается молиться сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы молитва не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги.

Уважительной причиной для совершения молитвы сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь усилится, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача-мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он молится стоя.

Больной, который в состоянии без вреда для себя простоять часть времени, обязан сделать это, даже если ему придётся опираться на палку или если его будет поддерживать кто-либо из тех, кто обязан ему подчиняться (например, жена, сын или слуга). Объясняется это тем, что человек, который может стоять в течение молитвы, обязан поступать так; тот же, кто может простоять только часть положенного времени, обязан сделать то, что в его силах.

Если дорога до мечети настолько ослабит больного, который намерен принять участие в коллективной молитве, что он не сможет стоять, ему следует совершить молитву дома.

Если больной не в состоянии совершать поясные и земные или только земные поклоны, ему следует сидя обозначать их наклонами тела.

Если больной будет молиться стоя и совершать поясные поклоны, а потом садиться и обозначать земные поклоны наклонами тела, это может служить заменой земным поклонам.

Поясные и земные поклоны обозначаются наклонами тела. Склонять голову при обозначении земного поклона следует ниже, чем при обозначении поясного. Для обозначения поясного поклона достаточно самого лёгкого наклона тела, приближать же лоб к земле настолько, насколько это было бы возможно для больного, необязательно.

Если больной не в состоянии наклоняться, ему разрешается обозначать поясные и земные поклоны наклонами головы.

Если врач предпишет больному в течение нескольких дней лежать ничком, и он не сможет сидеть ни по-настоящему, ни условно, ему следует молиться лёжа и направлять ноги в сторону киблы. Однако при этом он должен поднимать колени, поскольку направлять ноги в сторону киблы, полностью вытягивая их, порицается. В таких случаях под голову необходимо класть подушку, чтобы больной мог обозначать поясные и земные поклоны движениями головы, повернувшись лицом к кибле.

Больной может молиться также лёжа на боку и обратившись лицом к кибле, но молиться лёжа на спине предпочтительнее ввиду того, что лицо больного, который лёжа на спине, обозначает поясные и земные поклоны движениями головы, в таком положении будет обращено прямо в сторону киблы.

Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить молитву и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами, бровями или сердцем. Передают со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу» (Малик).

أَخْبَرَنَا مَالِكٌ، حَدَّثَنَا نَافِعٌ أَنَّ ابْنَ عُمَرَ قَالَ: إِذَا لَمْ يستطع المريض السجود (6) أومى برأسه .

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно, он может, обозначая кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха» (Ат-Табарани).

Если больной из-за того, что не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, отложит больше молитв, чем предписано совершать в течение дня и ночи, обязанность их возмещения с него снимается.

Если будут не более пяти пропущенных молитв, которые предписано совершать в течение дня и ночи, то обязанность их возмещения с него не снимается.

Если во время молитвы здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести молитву до конца сидя или лёжа, потому что лучше начать молитву здоровым и продолжить её ослабленным, чем начинать её заново, будучи ослабленным, и доводить в таком состоянии до конца.

Если во время молитвы, которую больной, совершающий необходимые поясные и земные поклоны, начал сидя, он почувствует, что силы к нему вернулись, ему следует встать и завершить молитву стоя, так как стоящему разрешается следовать примеру сидящего.

Если же больной, который стоит, сидит или лежит ничком, начнёт молиться, обозначая поясные и земные поклоны кивками, а потом почувствует, что к нему вернулись силы, и он может стоя или сидя совершать поясные и земные поклоны как положено, ему следует не продолжать эту молитву, а совершить её заново. Объясняется это тем, что человеку, который может совершать поясные и земные поклоны, не разрешается молиться под руководством имама, способного только обозначать их кивками. То же самое касается и продолжения молитвы в подобном случае.

Если больной приступит к молитве стоя или сидя, намереваясь обозначать поясные и земные поклоны кивками, но прежде чем совершит это хотя бы раз, почувствует, что может совершать эти поклоны по-настоящему, ему следует так и поступить. Причина состоит в том, что он ещё не совершил ни одного столпа молитвы, а только приступил к ней, продолжать же молитву как положено после совершения части её в ослабленном состоянии не разрешается. Если же больной приступит к молитве лёжа на спине или на боку, но прежде чем кивнёт хотя бы раз, почувствует, что он может совершать поясные и земные поклоны стоя или сидя или может только сидеть, ему следует начать молитву заново, так как сидеть предпочтительнее.

Установления относительно обморока и приступа безумия

Обязанность возмещения молитвы снимается в том случае, когда обморок (потеря сознания) или приступ безумия продолжаются более суток, а количество пропущенных молитв достигает шести. В подобных случаях не принимается в расчёт неожиданное возвращение сознания, после чего человек снова лишается его, тогда как возвращение сознания в известное время следует учитывать. В подобных случаях установления относительно обморока утрачивают свою силу, если обморок продолжится менее суток, и человек будет обязан возместить все пропущенные молитвы. Нафи передал, что однажды Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) находился без сознания в течение дня и ночи, когда же он пришёл в себя, то не стал возмещать пропущенные молитвы (Ад-Даракутни).

Сообщается, что однажды Аммар бин Ясир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

Если человек лишится сознания в результате употребления какого-нибудь лекарства или банджа или будет находиться в состоянии опьянения, он должен возместить все пропущенные молитвы независимо от их количества, так как в подобных случаях это является следствием действий рабов Аллаха.

Мухаммад аш-Шайбани считал, что в случае употребления банджа или лекарств обязанность возмещения молитв снимается, поскольку использовать их дозволено. В подобных случаях человек приравнивается к больному, но речь идёт об использовании банджа только в лечебных целях. Что же касается употребления алкогольных напитков, то это является грехом, и в этом случае обязанность возмещения пропущенного с человека не снимается.

С помощью суждения по аналогии действие этого установления следует распространять и на употребление наркотиков, что относится к числу отвратительных и запретных поступков. Другими словами, обязанность возмещения пропущенных молитв независимо от их количества не снимается с тех, кто находится в состоянии наркотического опьянения.

Больному, который лежит в постели, не имея возможности ни спуститься с неё самостоятельно, ни позвать кого-либо на помощь, следует молиться, исходя из своих возможностей, то есть так, чтобы это не причинило ему вреда и не доставило затруднений.

На человека, с которым случаются приступы безумия, распространяется действие тех же установлений, что и на больного.

«Мараки Фалах », стр. 255. Хасан сын Аммара. «Дурарул Мухтар », том 2, стр. 95. Ибн Абидин. Маракиль фалах», стр. 360; Хасан сын Аммара.

В сегодняшней подборке вопросов фикха мы приведем ответы некоторых исламских ученых ханафитской школы на отдельные вопросы, связанные с совершением намаза. Это чтение намаза в инвалидной коляске, чтение намаза при болях в коленях, читать ли намаз дома или в мечети при физических ограничениях, чтение намаза при невозможности ни стоять ни сидеть, о длительном чтении намаза при недомогании во время таравиха.

Это переводы на русский язык фетв ученых на реальные вопросы людей, испытывающих объективные физические затруднения, но по-прежнему желающих достичь довольство Аллаха. Основным источником является книга «Масаилю Рифкаты Касыми» под редакцией Мухаммада Рифката Касыми

Чтение намаза на стуле или в инвалидной коляске, коллективный намаз в колясках или ишара-знаками

Нет никаких сомнений в том, что намаз является одним из основных столпов ислама и самым важным поклонением. Саджда – земной поклон – является самым важным действием в намазе. И та близость ко Всевышнему, которую человек приобретает во время саджда, получить другими путями невозможно.

اقرب ما يكون العبد من ربه و هو ساجد مشكوة ص 28
«Когда раб Аллаха совершает саджда, в этот момент он находится на самом близком расстоянии к (милости) Аллаха» (Мишкат №82).

По причине того, что саджда имеет такую важность в намазе, факыхи – законоведы исламского права – вынесли решение: «Если человек не в состоянии совершить саджда полностью, но способен на кыям – стоять – то с него спадает обязанность кыяма» .

Каждому мусульманину необходимо выполнять намаз в соответствии с сунной – образом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И особенно обращать внимание на руку’ – поясной поклон и саджда, выполняя их внимательно, осмысливая каждое слово, и не проявлять излишней торопливости.

Если же человек по какой-либо уважительной причине не в состоянии совершить кыям (то есть, не может стоять), то ему стоит читать намаз сидя на полу. Если же он не в состоянии сидеть на полу, то ему разрешается сидеть на стуле, но выполняя руку’ и саджда.

На сегодняшний день мы становимся свидетелями того, что в Мечети аль-Харам, да и в других мечетях, большое количество мусульман, ощущающих боль в ногах или коленях, совершают намаз на стульях или инвалидных колясках, даже встают в ряды читающих намаз на этих колясках, а руку’ и саджда совершают ишара-знаками. Правильно ли это? И когда можно читать намаз сидя на стуле, а когда нельзя? И каким образом совершать намаз сидя?

Конечно, если человек по какой-либо уважительной причине стоять не может, ему следует сесть на пол, как ему будет удобнее, и читать намаз сидя, совершая руку’ и саджда как положено.

Если же человек не в состоянии, сев на пол, совершить руку’ и саджда как положено, но зато в состоянии совершить саджда на впереди стоящий стул или подставку, тогда ему следует делать саджда на стул или подставку. При условием, что подставка не будет выше стула, на котором он сидит больше, чем на 22 см. Если подставка будет выше, тогда такой вид саджда будет считаться ишарой – знаком.

Если же человек не может сидеть на земле и не может сидя на стуле совершать намаз на подставку, тогда ему следует знаками совершать руку’ и саджда, делая знак саджда ниже, чем руку’, читая намаз сидя на стуле.

Если же человек может простоять хотя бы короткое время, то ему необходимо будет стоять по своим возможностям, даже если будет необходимость на что-то опираться, то есть хотя бы в начале намаза он должен стоять в течение промежутка времени длинною в один аят.

Из вышесказанного становится ясно, что человеку, который не может стоять, разрешается сидя на стуле читать намаз только тогда, когда руку’ и саджда невозможны.

Если же кыям невозможен, но руку’ и саджда совершить возможность есть, тогда их необходимо совершить.

و في التنوير و شرحه:

من تعذر عليه القيام كله لمرض حقيقي وحده أن يلحقه بالقيام ضرر به يفتي قال ابن عابدين عن البحر:

التعذر الحقيقي بحيث لو قام سقط أو حكمي بان خاف زيادته أو بطي بريه بقيامه أو دوران رأسه أو وجد الما شديدا صلي قاعد كيف شاء علي مذهب لأن المريض أسقط عنه الأركان فالهيات اولي،

برجوع و سجود و ان قدر علي بعض القيام و لو متكيا علي عصا أو حايطا قام لزوما بقدر ما يقدر و لو قدر اية أو تكبيرة علي المذهب لأن البعض معتبر بالكل و أن تعذرا ليس تعذر هما شرطا بل تعذر

السجود كاف اوما قاعدا و هو أفضل من الاماء قايما لقربه من الأرض. |2:98|

Совершение намаза. Источник фотографии: 34volt.com

Намаз с подставкой, намаз в мечети с подставкой

Если у человека есть возможность совершать саджда на подставку только дома, а присоединившись к джама’ату в мечети, такой возможности нет, как ему поступить? Читать дома или же присоединится к джама’ату, но саджда делать знаками?

Если при присоединении к джама’ату нет возможности совершить саджда, но при совершении его дома она есть, ему следует читать намаз дома.

Если читающий намаз человек в состоянии совершить саджда на подставку, но, несмотря на это, совершает земной поклон знаками, принимается ли такой намаз, или же все-таки подставка необходима?

Если человек не в состоянии стоять, но в состоянии совершить руку’ и саджда, ему разрешается читать его сидя на полу или на стуле, совершая поклоны как положено или же на подставку. Знаками совершать саджда в таком случае не разрешается, более того, такой намаз не считается выполненным.

Некоторые заблуждения о совершении намаза при болезнях

Некоторые физически нездоровые люди не читают намаз, хотя имеют эту возможность. Каждая болезнь должна напоминать, что смерть всегда рядом с человеком, и что ему в этой жизни жить не вечно. Несмотря на это многие люди, заболев, не внимательны к свои намазам, хотя имеют возможность их совершать. Вполне возможно, что это последняя в его жизни болезнь. Во время здравия не задумывался о вечном, а, заболев, пренебрегает подготовкой к вечному, – такое отношение к религии очень печально.

Другие же наоборот, в здравии намаз читали, но заболев, перестали его совершать. Зачастую причиной сему является их убежденность в том, что не чистое тело и одежда – уважительная причина не читать намаз, а таяммума – ритуального очищения землей – по их мнению недостаточно. Это невежество и неграмотность.

Другим доктора запрещают читать намаз, говоря, что руку’ и саджда могут им навредить. В таком случае человеку стоит читать намаз знаками. Если же знаками читать невозможно, только в этом случае намаз нужно отложить до того момента, пока возможность не появится. Болезнь – напоминание о смерти. В дни нездоровья необходимо особенно быть внимательным к поклонению.

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр ), послеполуденный (аль-‘аср ) и ночной (аль-‘иша’ ) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (а с-салям ), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а ) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр ).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих ) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

Возмещение пропущенных намазов (када )

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

Возмещать (када ) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз « аль-витр » . Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр ), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр ) того же дня. Для возмещения (када ) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух ).

Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када ) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последн его (или перв ого ) пропущенн ого утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха ». Также делают намерение на возмещение других намазов.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибад а ) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн ), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘ ), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд ), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘ ).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘ ) и земной (суджуд ) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд ) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘ ). В противном случае намаз считается неправильным.

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘ ) или земной поклон (суджуд ) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд ) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.

Вопрос: Может ли больной который не может сгибать колени и совершать намаз сидя на полу делать это сидя на стуле, диване или постели?

Ответ: Больной который не может согнуть колени, совершает намаз жестами, сидя на полу или в постели вытянув ноги в сторону Киблы. Для руку делает небольшой наклон вперед, для суджуда делает наклон побольше. Если собирается садиться в кресло или стул то ноги кладет на еще один стул поставленный перед собой. Больной который не может сделать и этого совершает намаз лежа, жестами.

Инвалид на инвалидной коляске, если нет кто мог бы помочь положить ноги на стул, может делать намаз как есть, со свисающими ногами. Человеку который может поставить ноги на стул, не разрешается совершать намаз свесив ноги. Больной который может согнуть колени не вытягивает ноги к Кибле. Садится так как ему удобнее. Например сидит так как в намазе, если не может то садится по турецкий, скрестив ноги. Ниже в иллюстрациях показано как совершать намаз сидя на стуле или диване.

Тот кто может сидеть на полу но не может согнуть колени садится как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, садится на стул как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, садится на кресло как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, совершает намаз в постели или на диване как показано на картинке:

Вопрос: В некоторых мечетях поставлены стулья. Те кто совершают намаз сидя на стульях, говорят следующее: «В Исламе нет затруднений. Поэтому совершаем намаз сидя на стуле.» Это правильно?

Ответ: Нет неправильно. Если сказано что нет затруднений, то это не значит «Не совершайте те поклонения которые для вас трудны, или же делайте так как вам удобно». Разрешается воспользоваться теми упрощениями которые разрешены Исламом. Человек который вышел из дома и смог как-то дойти до мечети, сможет сесть на пол. Если не может совершить суджуд, то вытягивает ноги в сторону Киблы и делает намаз жестами, делая небольшие движения телом. Или же садится на стул и поставив перед собой еще один стул, ложит на него ноги.

Вопрос: Почему больному не разрешается сделать намаз сидя на стуле?

Ответ: В книгах ученых Ислама сказано:

Человек который не может стоять или же если оставаться на ногах для него вредно, человек с головокружением, даже фарзы совершает сидя. Для совершения руку наклоняется. Для совершения суджуда прикладывает лоб к полу. Человек который некоторое время может постоять на ногах оперевшись на стену, на палку, на человека, делает такбир, затем остается на ногах какое-то время что для него является фарзом. Больной который не может сделать суджуд делает это поставив голову на твердый предмет высотой не более 25 см. Человек, с раной на носу, делает суджуд не прикладывая нос к полу, если есть рана на лбу, то в суджуде нужно поставить на пол нос, а лоб не прикладывает. Если ситуация безвыходная, и невозможно поставить на пол ни нос ни лоб, даже если может совершать намаз стоя, намаз совершает сидя, жестами. Т.е. для руку делает легкий наклон, для суджуда наклоняется больше.

Будет макрухом для совершения суджуда поднести к голове какой-либо предмет и самому, и если это сделает кто-нибудь другой.

Как-то Расулюллах пошел проведать больного. Увидев что больной подносит к голове подушку для совершения суджуда, он отобрал ее. Когда больной стал подносит ко лбу кусок дерева, тоже отобрал. После сказал: «Если есть силы, делай суджуд на пол! Если не можешь нагнуться до земли, то не делай суджуд подняв что-нибудь! Делай намаз жестами, в суджуде наклоняйся побольше чем в руку!» (Фатхуль кадир. Меракиль фалях. Маджмауль анхур)

Тот кто по какой-либо причине не может оставаться на ногах, садится так как ему удобно. Чтобы мог сесть, может вытянуть ноги к Кибле. Может одной стороной опереться на подушку или на что-нибудь другое. Или его может кто-нибудь подержать чтобы он не упал. Не разрешается сидеть на чем-либо высоком с которого будут свисать ноги.

(Намаз совершенный сидя на стуле, когда свисают ноги не будет принят. Потому что нет необходимости сидеть на стуле. Человек который может сидеть на стуле, может сидеть и на полу и тот кто может сидеть на полу должен читать намаз сидя на полу. Больного который не может после намаза подняться, который легко встает со стула, поднимает на ноги кто есть рядом. Или же читает в кровати направленной в сторону Киблы не свешивая ноги. После намаза вывешивает ноги в одну из сторон и встает.)

Больной который не может сидеть даже опираясь на что-нибудь или даже если его будут держать, читает намаз лежа на спине. Ноги вытягивает к Кибле. Под голову подкладывает подушку. Лицо смотрит на Киблу или же ложится правой или левой стороной к Кибле. Во время руку и суджуда делает жесты двигая головой. Если больной в здравом уме но не может делать даже такие движения, то не восполняет пропущенные намазы больше одного дня. Такова же ситуация и с больным который не владеет собой, который против своей воли, например из-за болезни или из-за потери рассудка или же его состояние таково что путает количество совершенных ракаатов и поэтому не может исполнять пятикратный намаз. Такой не восполняет пропущеные намазы. Человек который не совершал намазы потому что был вне себя из-за алкогольного опьянения или из-за приема лекарств, должен восполнить несовершенные намазы даже если пропущено несколько дней.

Больному не разрешено читать намазы жестами, свесив ноги с постели. Больной делает намазы сидя на полу или сидя на повернутом в направлений Киблы диване. Если сев на пол не сможет сам подняться, то делает намаз жестами сидя на стуле, кресле или диване положив ноги на табурет, пуфик или стул. Парализованный больной который не может слезть и забраться на свой стул, если есть возможность кладет ноги на другой стул или делает это с чьей-либо помощью. Если нет никакой возможности, то это будет зарурат (извинительное состояние) и может делать намаз на своем стуле.

Вопрос: Больные которые не могут согнуть колени не могут совершать намаз на стуле. Что если такой больной не может стоять или он парализованный? Может ли совершать намаз сидя в инвалидной коляске?

Ответ: Больной который не может согнуть колени, делает намаз жестами, оставаясь в своей постели, вытянув ноги в сторону Киблы. Совершает сидя на диване, кровати или постели. Если будет сидеть в кресле то ложит ноги на табуретку или еще на одно кресло. Больной который не может сделать таким образом совершает намаз лежа.

Если у инвалиде в коляске нет рядом помощника, то из-за того что не может положить ноги на стул, может сделать намаз свесив ноги.

Вопрос:

Во время молитвы Таравих некоторые молятся, сидя на стуле. Как в этом случае выровнять ряды?

Ответ: Хвала Аллаху

Во-первых: стояние, поясной и земной поклон являются столпами молитвы. Если человек в состоянии выполнить их, то он обязан выполнить их так, как предписано в Шариате. Если же он не в состоянии выполнить их по причине болезни или старости, то он выполнять молитву, сидя на полу или на стуле.

Аллах говорит:

????????? ????? ???????????? ??????????? ?????????? ????????? ??????? ??????????

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (Корова 2:238)

Передается, что Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня был геморрой, и я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, как мне совершать молитву. Он сказал: «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь и этого, то молись лежа на боку»”. Аль-Бухари, 1066.

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (аль-Мугни 1/443): «Ученые единогласны во мнении, что если человек не может молиться стоя, то ему разрешено молиться сидя».

Сказал ан-Навави (аль-Маджму 4/226): «Наша умма единодушна во мнении, что если человек не может стоять во время обязательной молитвы, то ему разрешено молиться сидя и он не должен восполнять эту молитву. Сподвижники говорили: его награда за молитву сидя не меньше, чем за молитву стоя, потому что у него есть оправдание. В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, ему записывается совершение того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым».

Сказал аш-Шаукани (Найль аль-Аутар, 3/243): «Хадис от Имрана указывает на то, что если у человека есть оправдание и он не в состоянии молиться стоя, то он может молиться сидя, а если он не в состоянии молиться сидя, то может молиться лежа на боку».

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия (Маджму аль-Фатава, 8/437): «Мусульмане придерживаются мнения, что если молящийся не в состоянии выполнить какую-то обязательную часть молитвы, например, стояние, произнесение слов молитвы, поясной или земной поклон, прикрытие аурата, направленность на киблу, то с него снимается обязанность делать это».

Исходя из этого можно сказать, что если человек молится сидя, будучи в состоянии молиться стоя, то его молитва считается недействительной.

Во-вторых: следует отметить, что если человек имеет оправдание сидеть во время стояния, это не значит, что ему разрешено делать поясной и земной поклоны сидя.

И если человек не в состоянии выполнять поясные и земные поклоны так, как положено, это не значит, что ему разрешено сидеть тогда, когда нужно стоять.

Основа обязательных действий в молитве такова, что человек должен сделать то, что в его силах; а если он не в состоянии сделать что-либо, то он освобождается от этого.

Кто не в состоянии стоять, тому разрешено сидеть во время стояния и ему следует выполнять поясные и земные поклоны должным образом. Если он может стоять, но ему тяжело делать поясные и земные поклоны, то ему следует молиться стоя, а при выполнении поклонов садиться на стул. И во время земного поклона он должен склоняться ниже, чем во время поясного.

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси (аль-Мугни, 1/44): «Если человек может стоять, но не может совершать поясные и земные поклоны, то стояние обязательно для него; он должен молиться стоя и склонить голову для поясного поклона, затем сесть и склонить голову для земного поклона. Это мнение аш-Шафии.

Аллах говорит:

????????? ??????? ??????????

«И стойте перед Аллахом смиренно» (Корова 2:238). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершай молитву стоя». Стояние - один из столпов (обязательных частей) молитвы. Если человек в состоянии совершать молитву стоя, то он должен совершать ее стоя. И если он не в состоянии выполнить другие части молитвы должным образом, это не значит, что он освобождается от стояния. То же самое относится и к невозможности произносить текст молитвы».

Сказал шейх Абдуль Азиз ибн Бааз (Фатава Ибн Бааз, 12/245,246): «Молящийся на полу или на стуле должен делать земной поклон ниже, чем поясной. Следуя Сунне, он должен положить руки на колени во время поясного поклона, а во время земного - на пол, если это возможно; если же это невозможно, то ему следует положить руки на колени, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей тела: на лоб , - и при этом он указал рукой на нос, - на кисти рук, колени и пальцы ног».

Но если человек не в состоянии выполнить этого и он молится сидя, то нет в этом ошибки, потому что Аллах говорит:

?????????? ??????? ??? ?????????????

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь» (Взаимное обманывание 64:16)

Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Старайтесь выполнять все, что я вам повелел, по мере своих возможностей». Хадис согласован».

В-третьих: Что касается расположения стула в ряду, то ученые считают, что молящийся сидя должен быть в одной линии с другими молящимися, когда он сидит; то есть он не должен быть впереди или позади ряда в этот момент». См. «Асна аль-Маталиб», 1/222; «Тухфат аль-Мухтаж», 2/157; «Шарх Мунтаха аль-Ирадат», 1/279.

Сказано в «аль-Мавсуа аль-Фикхийя» (6/21): «По мнению большинства ученых (ханафитов, шафиитов и мааликитов), чтобы повторение действий за имамом было действительным, молящийся не должен стоять впереди него.

Как определить, стоил человек впереди имама или нет? Это определяется по положению его пяток. Если его пятки стоят на одной линии с пятками других молящихся, а носки выступают вперед из-за большого размера ноги, то нет в этом ничего страшного. Что касается молящихся сидя и лежа, их положение определяется по ягодицам и бокам.

Если человек будет совершать молитву сидя от начала и до конца, то он должен садиться так, чтобы быть в одной линии с другими молящимися.

Если же он собирается молиться стоя, но совершать поясные и земные поклоны сидя, то как ответил шейх Абдурахман аль-Баррак, во время стояния он должен быть в одной линии с другими молящимися. То есть стул будет позади ряда, но он должен стоять так, чтобы не мешать молящимся заднего ряда.

И Аллах знает лучше

Нет похожих записей.